г.Ульяновск (Ульяновская область)
Путешествие в пластилиновую сказку
Дети с задержкой психического развития – особенные дети. Часто у таких детей наблюдается отставание в развитии восприятия, понижена скорость перцептивных операций, слабая сформированность сенсорных эталонов. Дети с трудом выделяют признаки предметов, плохо ориентируются в пространстве. Из-за быстрого утомления дети не способны завершить начатое дело, у них снижен интерес к процессу и результату деятельности, а деятельность является движущей силой психического развития. Поэтому мы предложили родителям наших воспитанников занятия в кружке пластилинографии.
Пластилин всегда привлекает детей сочными красками, возможностью изменить его форму. Кроме того, занятия лепкой вырабатывают усидчивость, укрепляют моторику пальцев и рук, помогают освоить сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, качества материала), развивают произвольность внимания, память, активизируют процессы восприятия, помогают развитию речи и мышления. Занятие пластилинографией помогает ребенку реализовать творческий потенциал.
Пластилинография – это создание изображений пластилином. Принцип техники заключается в создании лепной картины (плоской или полуобъемной) на горизонтальной поверхности.
В процессе занятий пластилинографией решаются задачи:
· художественно-эстетического развития (ознакомление с предметами искусства, лепка),
· социально-коммуникативного развития (формирование навыков коллективной деятельности),
· познавательного развития (ознакомление со свойствами материалов, сенсорное развитие, обогащение представлений об окружающем мире),
· речевого развития (обогащение активного словаря, планирование творческой деятельности),
· физического развития (развитие мелкой моторики, координации движений).
Для занятий пластилинографией вам понадобятся:
· цветной пластилин на растительной основе (он должен быть не слишком твердым, но и не слишком мягким),
· стеки разной формы,
· влажные салфетки и тряпочки,
· формочки для нарезания деталей,
· зубочистки и спички, бросовый материал для создания фактуры и украшения картины,
· белый или цветной картон, старые CD диски, кусочки пластика, оргстекла, одноразовая посуда.
Приемы обучения созданию изображений пластилином на плоскости детей с ЗПР имеют свои особенности. Взрослый заранее рисует контуры предметов, ставит сигнальные значки (кружочки, точки, палочки), дети 6-7 лет сами могут использовать шаблоны и трафареты.
В пластилинографии мы учим детей таким приемам:
· Скатывание и раскатывание кусочков пластилина пальчиками
· Отщипывание
· Размазывание пластилина по плоскости в разных направлениях, не выходя за границы контура предмета, большим и указательным пальцами
· Вдавливание
· Смешивание цветов
· Скручивание жгутиков
Посмотреть всю работу (нажмите здесь) [attachment=282]