Макарова Наталия Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ № 187, г. Красноярск
ЛУЧШИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДИКИ
Обоснование актуальности проблемы:
Здоровье детей – одно из важнейших условий процветания и развития России, ключевой вопрос национальной безопасности государства. Разнообразные медицинские, социологические, демографические исследования, показывают устойчивую тенденцию к ухудшению физического и психического здоровья детей, не только в российском масштабе, но и в частности нашем крае, нашем городе. Значительно увеличилось число показателей в нарушении иммунитета.
Цель - сохранение и укрепление здоровья детей с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий
Задачи:
объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации физкультурно-оздоровительной работы, в том числе и профилактике нарушений плоскостопия и осанки;
обучить детей безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций в природе и мегаполисе; повысить функциональные и адаптационные возможности организма за счет внедрения здоровьесберегающих технологий; осуществить преемственность между дошкольным образовательным учреждением и школой средствами физкультурно-оздоровительной работы; обеспечить квалификационную диагностику состояния здоровья и развития детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.
Современные здоровьесберегающие технологии используемые в нашем учреждении отражают две линии оздоровительно-развивающей работы: приобщение детей к физической культуре и использование развивающих форм оздоровительной работы.
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Их можно выделить в три подгруппы:
организационно-педагогические технологии, определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми (сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса);
воспитательно-образовательные технологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся.
Описание разработанной методики. Основные особенности подхода по содержанию здоровья детей, использование инновационных методик:
Здоровьесберегающая педагогическая технология - это:
условия нахождения ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Технологии бывают: - - -Здоровьесберегающие – это обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания Оздоровительные - физическая подготовка, закаливание, гимнастика, массаж. Технологии обучения здоровью – это включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла. Воспитание культуры здоровья - занятия по развитию личности воспитанников, мероприятия вне занятий, фестивали, конкурсы и т.д.
Основные направления реализации методики
Организационная работа
организация здоровье сберегающей среды в детском саду;
определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья;
составление индивидуальных планов оздоровления;
изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий;
систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
Профилактическая работа
обеспечение благоприятного течения адаптационного периода
выполнение режима дня, согласно текущему периоду года
выполнение санитарно-гигиенического режима
решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики (аэро- и фитотерапия, УВЧ)
проведение социальных, санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Коррекционно-оздоровительная работа
Коррекция отклонений в физическом и психическом развитии средствами ЛФК, бассейна, массажа.
Подходы к оздоровлению детей
многофакторный анализ внешних воздействий;
мониторинг состояния здоровья каждого ребенка;
учет и использование особенностей организма ребенка;
индивидуализация профилактических мероприятий.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)