E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Дурандина Татьяна Александровна, воспитатель

Дурандина Татьяна Александровна,

воспитатель,

МБДОУ № 2 «Северяночка»,

г. Снежногорск Мурманской обл.

Высокий потенциал наставничества и его эффективность

 Детский сад - это целая жизнь! Незабываемая, чудесная, полная надежд открытий и свершений. В ней свои законы и правила. За многолетнюю педагогическую деятельность у меня сложилась собственная система обучения и воспитания, отвечающая реальным запросам времени и требованиям к качеству образования.

В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.

Считается, что наставничество является одной из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.

Наставник - руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности.

Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:

• этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;

• в основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;

• этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;

• наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;

• это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;

• наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.

Наставничество каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Педагогу предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.

Считаю, что исключительное значение для организации взаимодействия с молодым педагогом имеют коммуникативным умениям педагога-наставника, в качестве таковых можно выделить:

– умения управлять поведением;

– умения адекватно моделировать личности других субъектов общения;

– умение «подать себя в общении» и т. п.

Педагогическое общение наставника и его подопечного, в нашем понимании включает характерные для коммуникации признаки: возникновение взаимоотношений; взаимодействие субъектов; их взаимовлияние, имеющее специфические черты, определяемые профессиональными задачами и целями, конкретной ситуацией педагогического процесса.

Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, рекомендуется выяснить, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где педагог достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее.

На основе этой беседы составляется план обучения молодого специалиста. В плане обязательно надо указывать:

– основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;

– цель и задачи профессионального взаимодействия;

– этапы работы;

– основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;

– промежуточный и конечный результаты работы.

С целью повышения эффективности наставничества необходимо знакомить педагога с прогнозированием и проектированием совместной деятельности. При этом немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации молодого педагога.

Дифференцированный подход в работе с педагогом всегда способствует успеху, как и умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное). Плановый характер этого процесса придает деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:

Основные вопросы для изучения;

Этапы работы над материалом по определенным вопросам;

Практический выход (доклад, презентация, методическая разработка);

Где, когда и как реализуется

Анализ, самооценка эффективности выполненной работы, корректировка педагогической деятельности.

Сопровождение непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Этапы деятельности:

Адаптационный этап. В этот период педагог-наставник определяет ряд обязанностей, полномочий молодого специалиста. Также для себя он отмечает недостатки в имеющихся умениях и навыках, для составления конкретного плана адаптации.

Основной этап.  В этот период наставник реализует план адаптации молодого коллеги, проводит работу по коррекции умений и навыков. Здесь же наставник помогает молодому специалисту составить собственный план профессионального роста.

Контрольно-оценочный этап. На этом этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности педагога, определяет его готовность к самостоятельному выполнению своих обязанностей.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога-наставника и молодого педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

А результаты деятельности наставничества могут быть следующими:

повышение качества самообразования молодого педагога (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);

разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры;

разработка новых форм, методов и приемов обучения;

доклады, выступления;

разработка дидактических материалов, анкет, наглядностей;

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, желательно использовать следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога: консультации, дискуссии, обмен опытом, практикумы.

Молодому специалисту можно предложить изучить памятки по темам:

- «Основные требования к личностно-ориентированному подходу на занятиях».

 - «Самоанализ занятия».

Памятки по самоанализу занятия:

«Как написать конспект занятия?»

«Как подготовить современное занятие с Использованием ИКТ?»

«Как анализировать проведенное занятие?»

 «Структура занятия»

Организация консультаций по:

составлению рабочих программ и перспективных планов.

Составлению обучающих проектов для детей.

Составлению сценариев совместных мероприятий с родителями и др.

Проведение практикумов по:

по планированию собственной методической работы и работы с детьми;

проектированию методической структуры занятия в зависимости от его типа и вида;

оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятия.

Обсуждение наличия системы мониторинга:

Критерии и показатели;

Разработка и анализ анкет, опросников и тестов;

Разработка сценариев открытых занятий;

Составление методических рекомендаций.

Грамотно построенная работа по сопровождению постепенно переходит в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.

Эффективность процесса наставничества определяется анализом, итоговой самооценкой молодого педагога по выполненной работе, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности. Показатели эффективности педагогического сопровождения - это, прежде всего, качество организованного молодым педагогом образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога.

Таким образом целью дошкольного наставничества в образовательном учреждении является оказа­ние помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении творчески активного, работоспособного, компетентного педагогического коллектива.

  Наверх