Дурандина Татьяна Александровна,
воспитатель,
МБДОУ № 2 «Северяночка»,
г. Снежногорск Мурманской обл.
Высокий потенциал наставничества и его эффективность
Детский сад - это целая жизнь! Незабываемая, чудесная, полная надежд открытий и свершений. В ней свои законы и правила. За многолетнюю педагогическую деятельность у меня сложилась собственная система обучения и воспитания, отвечающая реальным запросам времени и требованиям к качеству образования.
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Считается, что наставничество является одной из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставник - руководитель, опытный педагог, знающий специалист, содействующий овладению профессиональными знаниями молодого или начинающего специалиста, а также росту его общественной активности.
Высокий потенциал наставничества и его эффективность объясняются тем, что:
• этот метод адаптации специалиста предполагает гибкость в организации: нет набора правил и требований, может реализовываться в различных ситуациях различными методами;
• в основе наставничества – взаимодействие, ценностно-ориентированная мотивация обоих субъектов, взаимный интерес;
• этот метод адаптации к профессии может осуществляться на любом этапе профессиональной карьеры;
• наставничество направлено на становление и повышение профессионализма в любой сфере практической деятельности;
• это одна из эффективных форм профессионального обучения, имеющая «обратную связь»;
• наставник может координировать, стимулировать адаптационный процесс, управлять им, используя дополнительно любые другие методы обучения.
Наставничество каждого будет значимым в том случае, если оно определяется проблемным полем учреждения образования. Педагогу предоставляется возможность самому выбрать направление деятельности, которое определяется уровнем его профессионального мышления и мастерства.
Считаю, что исключительное значение для организации взаимодействия с молодым педагогом имеют коммуникативным умениям педагога-наставника, в качестве таковых можно выделить:
– умения управлять поведением;
– умения адекватно моделировать личности других субъектов общения;
– умение «подать себя в общении» и т. п.
Педагогическое общение наставника и его подопечного, в нашем понимании включает характерные для коммуникации признаки: возникновение взаимоотношений; взаимодействие субъектов; их взаимовлияние, имеющее специфические черты, определяемые профессиональными задачами и целями, конкретной ситуацией педагогического процесса.
Прежде чем приступать к работе с молодым специалистом, рекомендуется выяснить, уровень его профессиональных знаний, умений и навыков. Проверить это легче всего в беседе с ним. Как правило, в разговоре о том направлении педагогической деятельности, где педагог достиг максимальных профессиональных показателей или владеет глубокими знаниями, он будет чувствовать себя свободнее, раскованнее, увереннее.
На основе этой беседы составляется план обучения молодого специалиста. В плане обязательно надо указывать:
– основные профессиональные трудности, испытываемые подопечным;
– цель и задачи профессионального взаимодействия;
– этапы работы;
– основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки;
– промежуточный и конечный результаты работы.
С целью повышения эффективности наставничества необходимо знакомить педагога с прогнозированием и проектированием совместной деятельности. При этом немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации молодого педагога.
Дифференцированный подход в работе с педагогом всегда способствует успеху, как и умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное). Плановый характер этого процесса придает деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из четырех разделов:
Основные вопросы для изучения;
Этапы работы над материалом по определенным вопросам;
Практический выход (доклад, презентация, методическая разработка);
Где, когда и как реализуется
Анализ, самооценка эффективности выполненной работы, корректировка педагогической деятельности.
Сопровождение непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Этапы деятельности:
Адаптационный этап. В этот период педагог-наставник определяет ряд обязанностей, полномочий молодого специалиста. Также для себя он отмечает недостатки в имеющихся умениях и навыках, для составления конкретного плана адаптации.
Основной этап. В этот период наставник реализует план адаптации молодого коллеги, проводит работу по коррекции умений и навыков. Здесь же наставник помогает молодому специалисту составить собственный план профессионального роста.
Контрольно-оценочный этап. На этом этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности педагога, определяет его готовность к самостоятельному выполнению своих обязанностей.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога-наставника и молодого педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
А результаты деятельности наставничества могут быть следующими:
повышение качества самообразования молодого педагога (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество);
разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, анкет, наглядностей;
Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, желательно использовать следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога: консультации, дискуссии, обмен опытом, практикумы.
Молодому специалисту можно предложить изучить памятки по темам:
- «Основные требования к личностно-ориентированному подходу на занятиях».
- «Самоанализ занятия».
Памятки по самоанализу занятия:
«Как написать конспект занятия?»
«Как подготовить современное занятие с Использованием ИКТ?»
«Как анализировать проведенное занятие?»
«Структура занятия»
Организация консультаций по:
составлению рабочих программ и перспективных планов.
Составлению обучающих проектов для детей.
Составлению сценариев совместных мероприятий с родителями и др.
Проведение практикумов по:
по планированию собственной методической работы и работы с детьми;
проектированию методической структуры занятия в зависимости от его типа и вида;
оптимизации выбора методов и средств обучения при организации различных видов занятия.
Обсуждение наличия системы мониторинга:
Критерии и показатели;
Разработка и анализ анкет, опросников и тестов;
Разработка сценариев открытых занятий;
Составление методических рекомендаций.
Грамотно построенная работа по сопровождению постепенно переходит в научно-исследовательскую. На основе самопознания, выработки рефлексивного мышления, умения учиться происходит трансформация развития в саморегулирующую систему, преобразование устойчивого интереса личности к самообразованию в постоянную жизненную потребность в самовоспитании, что свидетельствует о достижении оптимального уровня самосовершенствования.
Эффективность процесса наставничества определяется анализом, итоговой самооценкой молодого педагога по выполненной работе, а в случае необходимости – корректировкой педагогической деятельности. Показатели эффективности педагогического сопровождения - это, прежде всего, качество организованного молодым педагогом образовательного процесса и профессионально - квалификационный рост педагога.
Таким образом целью дошкольного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в учреждении творчески активного, работоспособного, компетентного педагогического коллектива.