Подрядчикова Евгения Михайловна,
педагог дополнительного образования,
МБОУ ДОД ЦДЮ «Юный техник»,
Республика Хакасия, г. Черногорск
Театрально-музыкальная композиция
для младшего школьного возраста
«Происшествие в лесу»
Действующие лица:
-Лесничий.
-Медвежонок.
-Зайчонок.
-Бельчонок.
Сцена. Декорация леса. Берег реки. На берегу сидят медвежонок и зайчонок. Смотрят на речку, бросают в воду шишки.
Медвежонок: Знаешь, зайчонок, у меня сегодня ужасно поэтическое настроение.
Зайчонок: Это почему, Медвежонок?
Медвежонок: Я сегодня на завтрак съел полную корзину малины. Вот послушай, какую песенку я сочинил.
Оба спускаются с мостика и усаживаются тут же, на лужайке. Медвежонок, а затем и Зайчонок поют на мотив «Красной Шапочки»:
Если будешь долго-долго
Наблюдать за нашим лесом,
За любимым старым лесом.
Многое увидишь тут:
Как в воде резвятся рыбки,
Ветерок порхает зыбкий,
Как букашки и улитки
Дружною семьей живут,
А-а, как чудесно нам с тобой живется здесь.
А-а, как прекрасен этот наш любимый лес,
А-а, это небо и лужайка,
А-а, где играем в догонялки,
А-а, и журчащая река,
А-а, наша чистая река!
Зайчонок: О, Медвежонок, это замечательная песенка, самая настоящая песенка про наш тихий Лес, про нашу чистую ре… Ой, что это, Медвежонок? (Смотрит в речку).
Медвежонок: (Тоже внимательно смотрит на воду). Это какие-то гадкие грязные пятна плывут по нашей прозрачной реке! Смотри, смотри, Зайчонок, еще клочья бумаги и всякий мусор!
Медвежонок веточкой вытаскивает из «речки» стаканчик из под йогурта, коробку из под сока, фантики от конфет.
Зайчонок: Что же это, Медвежонок? Откуда?
Медвежонок: (Почесав в затылке). Я думаю, Зайчонок, что это злые Буки и Бяки так засорили нашу любимую речку!
Зайчонок: Ой, я боюсь! (Пытается спрятаться за медвежонка).
Медвежонок: Бояться тут нечего, надо что-то делать. Но что? (Задумался). Знаешь, Зайчонок, пойдем-ка к Лесничему, уж он-то нам все объяснит.
Зайчонок: Пойдем скорее, Медвежонок, пока злые Буки и Бяки не засорили всю речку!
Друзья берутся за руки, собираясь уходить, но тут выходит Бельчонок с перебинтованной лапой, с костылем.
Бельчонок: Привет, ребята!
Медвежонок: Привет, Бельчонок! Что это с тобой?
Зайчонок: Тебе, наверное, отдавил ногу какой-нибудь ужасный Слонопотам?
Бельчонок: Нет, не Слонопотам. Я, как обычно, играл в прыгальные прятки с друзьями и Бурундучком. Все было прекрасно, мы резвились на полянке, а потом я решил перепрыгнуть через кустик. И вдруг ой-ей-ей… (падает на спину, болтая в воздухе лапами). Мне было так ужасно больно.
Там за кустом оказалась целая куча каких-то стекол, консервных банок, проволоки и все это такое колючее, болючее.
Бельчонок: А вы, знаете, еще больше не повезло Бурундучку, ведь когда он услышал грохот, он испугался, упал в реку, и …
Все: И…?
Бельчонок: И теперь его… моют! Да, да, мама изо всех сил трет его мочалкой, ведь из реки он вылез такой грязный!!!(Бельчонок плачет)
Зайчонок: (Гладит Бельчонка по голове). Бедный, бедный Бельчонок, как вам не повезло, но не расстраивайся, я принес тебе корзинку с грибами.
Бельчонок: Ой, зайчонок, что ты мне принес? Здесь половина несъедобных грибов. Ребята, помогите мне выбрать съедобные грибы.
Проводится игра. Дети помогают Бельчонку выбрать съедобные грибы.
(Грибы ядовитые: мухомор, бледная поганка, строчок, ложные опята, свинушка; съедобные: лисички, опята, шампиньон, груздь, рыжик).
Медвежонок: Да, мы видели, какой стала вода в нашей реке. Что это с ней случилось?
Зайчонок: Но это ведь злые Буки и Бяки…
Зайчонок поет на мотив песенки про Кузнечика.
Я прыгал, как кузнечик
У ручейков и речек,
Среди цветов и травки
И лапку повредил.
В траве осколки склянок
И сто консервных банок
Оставил кто-то злобный,
Наверно, крокодил!
Представьте себе,
Представьте себе –
Бельчонок поранил лапку.
Представьте себе,
Представьте себе,
На этот мусор прыгнув!
Медвежонок: Какая замечательная песенка, Зайчонок, правда, ребята. Лес таит в себе столько тайн и загадок… Давайте попробуем разгадать их.
В шубе летом,
А зимой раздетый. (Лес).
Белый передник,
Зеленая коса. (Береза).
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные бусы. (Рябина).
Зеленые листочки,
Алые цветочки,
Стерегут цветочки
Когти - коготочки. (Шиповник).
Весной – беленая.
Летом – зеленая,
Осенью – каленая,
Зимой – хваленая. (Калина).
По округе славится
Зеленая красавица,
Сарафан – как колокол,
По земле да волоком,
Шапочка с опушечкой,
С острою макушечкой. (Ель).
Медвежонок: Молодцы, ребята!
На лужайке появляется Лесничий.
Лесничий: Друзья мои, доброе утро! Как я рад всех вас видеть! Но что это вы все так встревожены?
Все хором: Наша речка стала такой грязной!
Это злые Буки и еще, еще Бяки…
Ужасные осколки, все лапы изрезал
Бурундучок упал в реку, и теперь его моют!
Лесничий: Я все понял. И я тоже заметил, как изменился наш лес, он стал не такой чистый и радостный, как прежде.
Медвежонок: Но почему?
Лесничий: Мне стыдно говорить об этом, но я знаю, что люди, да-да, люди так жестоко обращаются с природой. Вот Бельчонок поранил свои лапы потому, что люди устроили в лесу мусорную свалку. Они попросту вывозят из города разный хлам и бросают его здесь, в лесу и в реку.
Медвежонок: А грязные и жирные пятна в реке, от которых сейчас отмывают бедняжку Бурундучка? Это-то уж, конечно Буки…
Лесничий: Ах ты, глупый мой мишка! Какие еще Буки и Бяки? В городах построено много разных заводов, все они сливают отходы в реку, отсюда и жирные пятна в реке. А вы заметили, что рыбы в речке почти не стало, потому, что рыба не может жить в такой воде. Некоторые животные, птицы и растения совсем исчезают с лица Земли, а еще многие находятся на грани исчезновения.
Экологи опасаются, что скоро половина всех птиц, зверей и насекомых останется только в нашей памяти.
Зайчонок (задумчиво): Очень жаль, если пропадет хотя бы одно живое существо…
Медвежонок: Но ведь надо же что-то делать?!
Лесничий: Я знаю, надо сделать наш лес заповедником.
Медвежонок: А что такое заповедник?
Лесничий: Давай спросим у девчонок и мальчишек.
Дети отвечают, что такое заповедник.
(Вариант ответа: заповедник – это участок земли, либо водного пространства, который находится под охраной государства).
Зайчонок: Вот это да, как интересно!
Лесничий: На территории Хакасии есть такой заповедник «Хакасский», он образовался в 1999 году при слиянии двух малых заповедников «Малый Абакан» и «Чазы». Этот заповедник занимается охраной природы.
Медвежонок: Точно, в нашем лесу надо сделать такой же заповедник.
Лесничий: В городах очень шумно и пыльно. Особенно там, где мало деревьев и цветов, ведь каждое зеленое растение производит кислород, которым мы дышим, и поглощают углекислый газ. Недаром леса называют «легкими» планеты. Сотни законов придуманы в защиту живой природы. На Земле существует Красная книга, куда занесены все виды животных и растений, нуждающихся в охране. Ребята, а вы знаете, какие животные и растения занесены в Красную книгу?
Дети отвечают на вопрос.
(Варианты ответа: Барс, кабарга, фламинго, черный аист, серая цапля и др. Из растений жарки, венерин башмачок, незабудка, примула, адонис, багульник, лилия и др.).
Зайчонок: Значит, нам надо беречь и охранять наш лес! Неужели люди не понимают, сколько бед приносят всему живому?
Лесничий: Теперь понимают. Люди стали защищать, охранять и восстанавливать Природу.
Медвежонок: Я понял! Мы должны бережно относиться ко всему живому!
Все вместе поют песню на мотив песенки из мультфильма
«Бременские музыканты»:
Ничего на свете лучше нету,
Чем спасти от гибели планету.
Будет лес любимый свеж и зелен,
Эту радость мы с тобой разделим. – 2 раза.
Береги ты все живое рядом
И на все смотри хозяйским взглядом.
Знают даже маленькие дети –
Должен быть порядок на планете. – 2 раза.
Пусть вода всегда в реке струится,
Пусть всегда поют над нами птицы,
И природе сами мы поможем,
Эту радость мы с тобой умножим. – 2 раза.