E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Дубова Елена Сергеевна, преподаватель на художественном отделении

Дубова Елена Сергеевна,

преподаватель на художественном отделении,

МБОУДОД «Илекская детская школа искусств»,

Оренбургская область, Илекский район, село Илек

Программа развития
"Развитие креативности
у детей младшего школьного возраста
 на уроках изобразительного искусства"
 

Пояснительная записка.

Проблема развития способностей не нова для психолого – педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.

            Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях.       Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.

            Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393.  Последнее обновление - 23.01.2012 г.),  делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом их интересов и склонностей к творческой деятельности. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и  интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

            Главная задача общеобразовательной  школы и учреждений дополнительного образования  – обеспечить развитие личности ребенка.

            В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной  деятельности,  способствующей  накоплению творческого опыта, и развитию творческих задатков.

 Проблема развития креативности младших школьников, вошла в одну из наиболее актуальных проблем в образовании. Ей посвящали свои работы такие авторы как: П. Торренс, Е. Туник, Дж. Гилфорд, К. Роджерс, В.Н.Дружинин, Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов,  В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй,  Г. Айзенк,  Д. Б, Богоявленская и другие.

В    основе     креативности     лежит    творческий     потенциал –  нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.

Изобразительная деятельность является составной частью креативной культуры  человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает:  умение наблюдать и анализировать; творческие способности; художественный вкус; воображение; эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний). Способствует  познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны для развития креативности.

С точки зрения психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного мышления и творческих способностей именно для детей младшего школьного возраста на первой ступени обучения. И поэтому можно подойти  к выводу, что вопросы креативности и творческости приобретают все большее значение в системе  образования. В связи с вышесказанным, я считаю актуальной выбранную тему  программы развития:  «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной деятельности».

Составляя данную программу, я опиралась на труды многих выдающихся деятелей педагогики и психологии (Богоявленская Д. Б., Выготский Л.С., Дружинин В.Н., Ильин Е. П., Кузин В. С., Неменский Б. М., Туник Е.Е., и др.).

Программа апробирована на учащихся  художественного отделения МБОУ ДОД «Илекской детской школы искусств». По  теме данной программы я написала дипломный проект и успешно защитила его.

Сравнительные данные, полученные до и после использования программы, приведены в приложении Приложение 3. Из них мы видим, что программа является эффективной.

            Далее предоставляется  программа.

«Программа творческих занятий, ориентированных на развитие креативности  младших школьников»

Данная программа рассчитана на 3 месяца, по 2 часа в неделю. Всего 24 занятия по 60 минут.

            Цель программы: развитие невербальной креативности у младших школьников.

            Задачи программы:

  1. Формировать навыки и умения управлять креативным процессом.
  2. Развивать креативное воображение и мышление.
  3. Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
  4. Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
  5. Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.
    1. Формировать творческую и креативную самостоятельность.
    2. Формировать навыки творческого саморазвития.
    3. Способствовать возможности раскрытия чувств детей.
    4. Повысить креативные возможности детей.

Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать различные методы активизации мышления:

  1. Мозговой штурм - метод творческого поиска.
  2. Синектика - метод творческих задач путем поиска аналогий.
  3. Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
  4. Метод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.

В нашей программе  на   занятиях по  изобразительной деятельности  главным принципом обучения является проблемная ситуация, наглядность и систематичность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого и креативного воображения.

Для проверки достижения цели программы и решения поставленных задач

использовались следующие методики исследования творческих и креативных способностей:

  • Методика П. Торренса: субтест 2 «Закончи рисунок» (невербальный рисуночный тест). Приложение 1
  • Методика Е. Туник: субтест 6 «Эскизы» (модификация невербальных рисуночных тестов Торренса и Гилфорда). Приложение 2

       Перед внедрением программы следует провести первичное тестирование с использованием обеих методик. Приложение 1 и 2

       Затем реализовать программу в учебном процессе. После реализации программы, провести вторичное тестирование с использованием тех же методик (Приложение 1и 2), и проверить эффективность программы.

       Все инструкции по подсчёту баллов представлены в методиках. Приложение 1 и 2.

План и содержание занятий.

  1. Тема: «Знакомство»

Цель: Познакомить ребят друг с другом ближе

            Содержание занятия: Дается задание нарисовать имена своих одноклассников в цвете. Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Мозаика»

Цель: Развитие беглости и разработанности   идей.

Содержание занятия: Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них  и нарисовать предметы.   Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Перевёртыши»

Цель: Развитие беглости, гибкости и оригинальности идей.

Содержание занятия: Детям предлагаются наборы из 20 карточек со

схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. В каждом наборе пять комплектов по четыре карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.

Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения. Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Дорисуй картину»

Цель: Развивать разработанность, беглость, гибкость и оригинальность идеи.

Содержание занятия: Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д.  Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Рисуем настроение»

Цель: Развивать ассоциативного и креативного  мышления

            Содержание занятия: С помощью красок изобразить разное настроение. Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Волшебные кляксы»

Цель: Развивать способность к поиску оригинальных решений в проблемных  ситуациях; развивать воображение, творение новых необыкновенных продуктов и чувство юмора.

            Содержание занятия: Дорисовать кляксу в известный образ. Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Охотник»

Цель: Развитие дивергентного мышления методом творческих преобразований

Содержание занятия: Увидеть в сплетениях линий образы знакомых

животных и попытаться изобразить их. Обсуждение.

            Время: 60 минут

  1. Тема: «Изобретатель»

Цель: Раскрыть творческое  мышление, избавиться от навязанных, скучных стандартов и шаблонов

Содержание занятия: Проявите свою изобретательность в процессе неестественного соединения. Выберите предмет и придумайте, как можно его изменить, или улучшить. Возьмём, к примеру, компьютерную мышь, и попробуем «приделать» к ней другие предметы, например, плеер, вероятно, это будет мышка, играющая Вашу любимую музыку. Или «приделаем» к мышке будильник. Теперь мышка не только показывает время, но и может разбудить Вас в нужное время. Обсуждение.   

Время: 60 минут

  1. Тема: «Несуществующее животное»

Цель: Учить обходить любые зачатки логики и здравого смысла идеи Содержание занятия: Взять чистый лист бумаги и фломастер.  Не страшно, если  кто то не  умеет рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны,  главное – процесс. А теперь нарисовать  нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Безумный архитектор»

Цель: Учить уходить от стандартов и шаблонов мышления

Содержание занятия: Давайте  нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин»  – и крыша вашего дома должна быть оранжевой,  «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Сумасшедший генетик»

Цель: Учить уходить от стандартов и шаблонов мышления

Содержание занятия: Вы сумасшедший генетик, вы создаете новые виды животного мира. Создавайте на своем листе такой животный организм, которого нет в природе, рисуйте все что вам придет в голову. Создайте свой вид.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Применение умений»

Цель: Обучение  генерированию  идеи  и  повышение  мотивации к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся

            Содержание занятия: Формируется 2 команды.Каждая команда называет какое-нибудь спортивное умение (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом команды по очереди  предлагают возможные варианты применения этих умений — не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Ассоциации»

Цель: Развитие ассоциативного мышления, и беглости идей

Содержание занятия: Данное упражнение можно выполнять с любой буквой. Например, буква И. Зарисуйте как можно большее количество предметов, которые начинаются на букву И. К примеру, иероглиф, икота, изгой, инопланетянин и т.д.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Эскизы»

Цель: Развитие творческих способностей, воображения; беглости и гибкости идей; способности к ассоциированию

            Содержание занятия: Даются листы на которых изображены эмоционально-содержательные стимулы, которые зафиксированы как графические универсальными стимулы (архетипы). Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Свободные ассоциации»

Цель: Развитие способности к ассоциированию и преобразованию

Содержание занятия: Раздаются абстрактные рисунки, которые нужно истолковать, и зафиксировать на листе то, что увидели. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Заголовки»

Цель: Развивать нестандартность и скорость мышления; способность к поиску оригинальных решений в проблемных ситуациях; богатое воображение; творение новых необыкновенных продуктов; чувство юмора

            Содержание занятия: Формируется 2 команды. Каждой дается стопка журналов и газет. Задача в том, чтобы на ватмане из газетных вырезок составить целый сюжет. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Поиск общих свойств»

Цель: Обучать генерировать идеи, развивать способность к ассоциированию

Содержание занятия: По жребию ребята вытягивают бумагу с названиями 2 совершенно разных  предметов или явлений. Задача в том, чтобы в своём рисунке связать в один сюжет эти 2 предмета. (Например: игла-яблоко) Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Нарисуй картинку»

Цель: Способствовать развитию оригинальности и разработке идей

Содержание занятия: Каждый получает фигурку из цветной бумаги. Нужно приклеить ее к листу, и придумать сюжет рисунка с данной фигурой. Нарисовать. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Рисуем музыку»

Цель: Развивать способность к ассоциированию и преобразованию

Содержание занятия: Включается несколько жанров музыки. Задача детей, изобразить каждый жанр красками. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Спрятанная форма»

Цель: Развитие беглости и оригинальности  и преобразованию идей Содержание занятия: Каждому дается рисунок с малоструктурированным изображением. Нужно найти в нем как можно больше знакомых предметов. Обсуждение.       

Время: 60 минут

  1. Тема: «Один день из будущего»

Цель: Уход от привычных способов мышления и генерирование свежих идеи; развитие фантазии и креативного воображения

            Содержание занятия: Нарисовать один день из нашего будущего. Каким вы его видите, кто там живет, какие живые существа обитают, какая там природа, и т. д. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Какие они, жители других планет?»

Цель: Уход от привычных способов мышления и генерирование свежих идеи; развитие фантазии и креативного воображения

            Содержание занятия: Нарисовать жителей других планет. Как выглядит их планета, какая там природа, какие там живут существа и т. д. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Ассоциации в природе»

Цель: Уход от привычных способов мышления и генерирование свежих идеи; развитие фантазии и креативного воображения

            Содержание занятия: На пленэрных занятиях нужно искать и зарисовывать (можно фото) ассоциации в природе. Обсуждение.

Время: 60 минут

  1. Тема: «Спрятанные руки»

Цель: Развивать нестандартность и скорость мышления, способность к поиску непредсказуемых решений в проблемных ситуациях, богатое воображение, творение новых необыкновенных продуктов, чувство юмора.           

            Содержание занятия: Нарисовать рисунок не используя руки.

Время: 60 минут

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Барышева Т. А. Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические  основы развития креативности. СПб.: 2006.
  2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.:  2002.
  3. Богоявленская Д.Б, Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. М.:  1998, № 3 С. 36.
  4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей.  М.: Академия, 2002.
  5. Венгер А.А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.  М.: ВАДОС-ПРЕСС, 2003. 
  6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
  7. Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
  8. Ильин Е. П.  Психология творчества, креативности, одарённости.  СПб.: 2009.
  9. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  10.  Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
  11. Туник Е.Е. Тесты Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
  12.  Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.

Посмотреть всю Программу с приложениями  (нажмите здесь) Programma-razvitiya.docx [211,9 Kb] (cкачиваний: 35)

  Наверх