Дубова Елена Сергеевна,
преподаватель на художественном отделении,
МБОУДОД «Илекская детская школа искусств»,
Оренбургская область, Илекский район, село Илек
Программа развития |
"Развитие креативности |
у детей младшего школьного возраста |
на уроках изобразительного искусства" |
Пояснительная записка.
Проблема развития способностей не нова для психолого – педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся.
Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и, как следствие, необходимостью подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393. Последнее обновление - 23.01.2012 г.), делается акцент на развитие креативных способностей и воображения учащихся, индивидуализацию их образования с учетом их интересов и склонностей к творческой деятельности. В решении этих задач важно взаимодействие школы с учреждениями дополнительного образования детей, которые были и остаются одной из наиболее эффективных форм развития склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.
Главная задача общеобразовательной школы и учреждений дополнительного образования – обеспечить развитие личности ребенка.
В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной деятельности, способствующей накоплению творческого опыта, и развитию творческих задатков.
Проблема развития креативности младших школьников, вошла в одну из наиболее актуальных проблем в образовании. Ей посвящали свои работы такие авторы как: П. Торренс, Е. Туник, Дж. Гилфорд, К. Роджерс, В.Н.Дружинин, Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, Б. М. Теплов, В.Ф. Вишнякова, Р. Мэй, Г. Айзенк, Д. Б, Богоявленская и другие.
В основе креативности лежит творческий потенциал – нереализованные возможности, имеющиеся у каждого человека. Проблема заключается не столько в том, чтобы выявлять и отбирать детей, обладающих этим видом одаренности, сколько в том, чтобы развивать ее у всех учащихся без исключения. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того чтобы успешно жить и действовать в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Изобразительная деятельность является составной частью креативной культуры человека, это его живая потребность, т.к. занимаясь искусством, человек не только овладевает практическими навыками, но и воспитывает свой вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, а также развивает свои психические процессы. Изобразительная деятельность развивает: умение наблюдать и анализировать; творческие способности; художественный вкус; воображение; эстетические чувства (умение видеть красоту форм, движений, пропорций, цвета, цветосочетаний). Способствует познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности, развивает органы чувств и особенно зрительное восприятие, основанное на развитии мышления. Отсюда следует, что уроки изобразительного искусства необходимы и очень важны для развития креативности.
С точки зрения психологии наиболее актуален вопрос о формировании креативного мышления и творческих способностей именно для детей младшего школьного возраста на первой ступени обучения. И поэтому можно подойти к выводу, что вопросы креативности и творческости приобретают все большее значение в системе образования. В связи с вышесказанным, я считаю актуальной выбранную тему программы развития: «Развитие креативности у детей младшего школьного возраста на уроках изобразительной деятельности».
Составляя данную программу, я опиралась на труды многих выдающихся деятелей педагогики и психологии (Богоявленская Д. Б., Выготский Л.С., Дружинин В.Н., Ильин Е. П., Кузин В. С., Неменский Б. М., Туник Е.Е., и др.).
Программа апробирована на учащихся художественного отделения МБОУ ДОД «Илекской детской школы искусств». По теме данной программы я написала дипломный проект и успешно защитила его.
Сравнительные данные, полученные до и после использования программы, приведены в приложении Приложение 3. Из них мы видим, что программа является эффективной.
Далее предоставляется программа.
«Программа творческих занятий, ориентированных на развитие креативности младших школьников»
Данная программа рассчитана на 3 месяца, по 2 часа в неделю. Всего 24 занятия по 60 минут.
Цель программы: развитие невербальной креативности у младших школьников.
Задачи программы:
- Формировать навыки и умения управлять креативным процессом.
- Развивать креативное воображение и мышление.
- Научить находить решения в нестандартных ситуациях.
- Развивать оригинальность мыслительной деятельности.
- Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон.
- Формировать творческую и креативную самостоятельность.
- Формировать навыки творческого саморазвития.
- Способствовать возможности раскрытия чувств детей.
- Повысить креативные возможности детей.
Для решения данных творческих задач программа предлагает использовать различные методы активизации мышления:
- Мозговой штурм - метод творческого поиска.
- Синектика - метод творческих задач путем поиска аналогий.
- Метод фокальных объектов - это метод преобразования систем с помощью признаков случайно выбранных объектов.
- Метод творческих преобразований. Учащимся предлагается описать те изменения, которые произойдут в изучаемом явлении при применении к нему того или иного преобразования.
В нашей программе на занятиях по изобразительной деятельности главным принципом обучения является проблемная ситуация, наглядность и систематичность; широко используются словесные, наглядные, практические методы и игровые приемы, которые способствуют развитию творческого и креативного воображения.
Для проверки достижения цели программы и решения поставленных задач
использовались следующие методики исследования творческих и креативных способностей:
- Методика П. Торренса: субтест 2 «Закончи рисунок» (невербальный рисуночный тест). Приложение 1
- Методика Е. Туник: субтест 6 «Эскизы» (модификация невербальных рисуночных тестов Торренса и Гилфорда). Приложение 2
Перед внедрением программы следует провести первичное тестирование с использованием обеих методик. Приложение 1 и 2
Затем реализовать программу в учебном процессе. После реализации программы, провести вторичное тестирование с использованием тех же методик (Приложение 1и 2), и проверить эффективность программы.
Все инструкции по подсчёту баллов представлены в методиках. Приложение 1 и 2.
План и содержание занятий.
- Тема: «Знакомство»
Цель: Познакомить ребят друг с другом ближе
Содержание занятия: Дается задание нарисовать имена своих одноклассников в цвете. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Мозаика»
Цель: Развитие беглости и разработанности идей.
Содержание занятия: Даны графические изображения четырех данных геометрических фигур. Используя их многократно, с изменением размера и пространственного положения, нужно составить из них и нарисовать предметы. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Перевёртыши»
Цель: Развитие беглости, гибкости и оригинальности идей.
Содержание занятия: Детям предлагаются наборы из 20 карточек со
схематическими изображениями на них каких-либо предметов или простых геометрических фигур. В каждом наборе пять комплектов по четыре карточки с изображением одной и той же фигуры, но в разных пространственных ракурсах.
Дается установка дорисовать эти фигуры до какого-либо целостного изображения, не меняя при этом их пространственного расположения. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Дорисуй картину»
Цель: Развивать разработанность, беглость, гибкость и оригинальность идеи.
Содержание занятия: Детям предлагаются карточки с упрощенным схематическими изображениями предметов и незаконченными линиями неопределенного характера, которые надо дорисовать так, чтобы получилась картина, например, волшебного леса. Можно разработать темы: «Волшебный лес», «Сказочная поляна», «Подводное царство» и т.д. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Рисуем настроение»
Цель: Развивать ассоциативного и креативного мышления
Содержание занятия: С помощью красок изобразить разное настроение. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Волшебные кляксы»
Цель: Развивать способность к поиску оригинальных решений в проблемных ситуациях; развивать воображение, творение новых необыкновенных продуктов и чувство юмора.
Содержание занятия: Дорисовать кляксу в известный образ. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Охотник»
Цель: Развитие дивергентного мышления методом творческих преобразований
Содержание занятия: Увидеть в сплетениях линий образы знакомых
животных и попытаться изобразить их. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Изобретатель»
Цель: Раскрыть творческое мышление, избавиться от навязанных, скучных стандартов и шаблонов
Содержание занятия: Проявите свою изобретательность в процессе неестественного соединения. Выберите предмет и придумайте, как можно его изменить, или улучшить. Возьмём, к примеру, компьютерную мышь, и попробуем «приделать» к ней другие предметы, например, плеер, вероятно, это будет мышка, играющая Вашу любимую музыку. Или «приделаем» к мышке будильник. Теперь мышка не только показывает время, но и может разбудить Вас в нужное время. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Несуществующее животное»
Цель: Учить обходить любые зачатки логики и здравого смысла идеи Содержание занятия: Взять чистый лист бумаги и фломастер. Не страшно, если кто то не умеет рисовать, поскольку красота и результат здесь абсолютно не важны, главное – процесс. А теперь нарисовать нечто, которое будет сочетает в себе как можно больше признаков всех известных вам зверей. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Безумный архитектор»
Цель: Учить уходить от стандартов и шаблонов мышления
Содержание занятия: Давайте нарисуем дом. Но перед тем как приступим к этому занятию, выберите 10 любых слов. Представьте, что вам, как архитектору заказали проект дома. Но заказчик выставил 10 обязательных требований. Это и есть выбранные слова. Здесь может быть что угодно. Например, «апельсин» – и крыша вашего дома должна быть оранжевой, «тарелка» — сделайте круглые окна в ванной и т.д. Рисуя на бумаге, одновременно представляйте, как это могло бы выглядеть в реальной жизни. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Сумасшедший генетик»
Цель: Учить уходить от стандартов и шаблонов мышления
Содержание занятия: Вы сумасшедший генетик, вы создаете новые виды животного мира. Создавайте на своем листе такой животный организм, которого нет в природе, рисуйте все что вам придет в голову. Создайте свой вид.
Время: 60 минут
- Тема: «Применение умений»
Цель: Обучение генерированию идеи и повышение мотивации к выработке новых умений и совершенствованию имеющихся
Содержание занятия: Формируется 2 команды.Каждая команда называет какое-нибудь спортивное умение (например, кататься на сноуборде или на роликах, подтягиваться на перекладине, кидать мяч в точно заданном направлении и т. п.). Потом команды по очереди предлагают возможные варианты применения этих умений — не только в физкультуре и спорте, но и в других жизненных областях. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Ассоциации»
Цель: Развитие ассоциативного мышления, и беглости идей
Содержание занятия: Данное упражнение можно выполнять с любой буквой. Например, буква И. Зарисуйте как можно большее количество предметов, которые начинаются на букву И. К примеру, иероглиф, икота, изгой, инопланетянин и т.д.
Время: 60 минут
- Тема: «Эскизы»
Цель: Развитие творческих способностей, воображения; беглости и гибкости идей; способности к ассоциированию
Содержание занятия: Даются листы на которых изображены эмоционально-содержательные стимулы, которые зафиксированы как графические универсальными стимулы (архетипы). Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Свободные ассоциации»
Цель: Развитие способности к ассоциированию и преобразованию
Содержание занятия: Раздаются абстрактные рисунки, которые нужно истолковать, и зафиксировать на листе то, что увидели. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Заголовки»
Цель: Развивать нестандартность и скорость мышления; способность к поиску оригинальных решений в проблемных ситуациях; богатое воображение; творение новых необыкновенных продуктов; чувство юмора
Содержание занятия: Формируется 2 команды. Каждой дается стопка журналов и газет. Задача в том, чтобы на ватмане из газетных вырезок составить целый сюжет. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Поиск общих свойств»
Цель: Обучать генерировать идеи, развивать способность к ассоциированию
Содержание занятия: По жребию ребята вытягивают бумагу с названиями 2 совершенно разных предметов или явлений. Задача в том, чтобы в своём рисунке связать в один сюжет эти 2 предмета. (Например: игла-яблоко) Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Нарисуй картинку»
Цель: Способствовать развитию оригинальности и разработке идей
Содержание занятия: Каждый получает фигурку из цветной бумаги. Нужно приклеить ее к листу, и придумать сюжет рисунка с данной фигурой. Нарисовать. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Рисуем музыку»
Цель: Развивать способность к ассоциированию и преобразованию
Содержание занятия: Включается несколько жанров музыки. Задача детей, изобразить каждый жанр красками. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Спрятанная форма»
Цель: Развитие беглости и оригинальности и преобразованию идей Содержание занятия: Каждому дается рисунок с малоструктурированным изображением. Нужно найти в нем как можно больше знакомых предметов. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Один день из будущего»
Цель: Уход от привычных способов мышления и генерирование свежих идеи; развитие фантазии и креативного воображения
Содержание занятия: Нарисовать один день из нашего будущего. Каким вы его видите, кто там живет, какие живые существа обитают, какая там природа, и т. д. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Какие они, жители других планет?»
Цель: Уход от привычных способов мышления и генерирование свежих идеи; развитие фантазии и креативного воображения
Содержание занятия: Нарисовать жителей других планет. Как выглядит их планета, какая там природа, какие там живут существа и т. д. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Ассоциации в природе»
Цель: Уход от привычных способов мышления и генерирование свежих идеи; развитие фантазии и креативного воображения
Содержание занятия: На пленэрных занятиях нужно искать и зарисовывать (можно фото) ассоциации в природе. Обсуждение.
Время: 60 минут
- Тема: «Спрятанные руки»
Цель: Развивать нестандартность и скорость мышления, способность к поиску непредсказуемых решений в проблемных ситуациях, богатое воображение, творение новых необыкновенных продуктов, чувство юмора.
Содержание занятия: Нарисовать рисунок не используя руки.
Время: 60 минут
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Барышева Т. А. Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. СПб.: 2006.
- Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб.: 2002.
- Богоявленская Д.Б, Богоявленская М.Е. Творческая работа – просто устойчивое словосочетание. // Педагогика. М.: 1998, № 3 С. 36.
- Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002.
- Венгер А.А. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: ВАДОС-ПРЕСС, 2003.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997.
- Выготский Л.С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. СПб.: 2009.
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
- Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
- Туник Е.Е. Тесты Торренса. Диагностика креативности. СПб.: Иматон, 1998.
- Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.
Посмотреть всю Программу с приложениями (нажмите здесь)