E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Литвинова Елена Михайловна, преподаватель теоретических дисциплин и хорового дирижирования

Литвинова Елена Михайловна,

 преподаватель теоретических дисциплин

и хорового дирижирования,

 МКОУДО «Кореневской детской школы искусств

 им. А. М. Руденко» Кореневского района Курской области

  Методическая разработка по сольфеджио

Тема: "Контрольная работа как часть мониторинга знаний

по предмету сольфеджио в детской школе искусств"

Содержание:

Введение: 3

Основная часть

 I. Мониторинг детских школ искусств: 4

II. Мониторинг качества, результатов музыкального образования детей в ДШИ по предмету «Сольфеджио»: 5

  1.Текущий контроль успеваемости учащихся: 7

  2. Промежуточная  аттестация  учащихся: 8

а) планирование промежуточной аттестации

 

в) подготовка и проведение зачета и контрольного урока по учебному предмету сольфеджио.

 

г) подготовка и проведение переводного экзамена по учебному предмету сольфеджио

 

    3. Итоговая аттестация учащихся: 12

  III. Критерии оценки результатов аттестации: 13

 

  IV. Итоговое занятие  по сольфеджио 3год обучения: 14 

Заключение: 16

Список литературы: 17

«Сольфеджио - самая черновая

 

и одновременно самая великая

 

из всех дисциплин  музыканта.

 

Она посвящена святая святых 

 

музыкальной профессии, ее главному

 

инструменту -  музыкальному слуху»  

 

И. Земцовский.  

Введение

В современном мире все глубже осознается значение образования как сферы культурной жизни, в которой не только сохраняются и воспроизводятся культурные идеалы и ценности, влияющие на установки и поведение личности, но и закладываются основы будущего, формируются те значимые социокультурные навыки, которые помогают социуму быстро и эффективно решать стоящие перед ним задачи. По мере развития общества происходит развитие сферы образования и формирование различных институтов общественно-государственного воспитания подрастающего поколения. К социальным институтам воспитания в нашей стране относится сложившаяся в практике и получившая научное подкрепление система внешкольной работы с детьми, которая начала формироваться в конце XIX века, а к концу XX века трансформировалась в систему дополнительного образования детей.

В системе дополнительного образования детей особое место принадлежит детским музыкальным школам и детским школам искусств, в которых приобщение к музыкальному искусству начинается в младшем школьном возрасте. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что музыкальные занятия при правильной их организации играют важную роль в творческом и общем развитии личности. В исполнительской практике и процессе восприятия музыкальных произведений, каждый ребенок открывает в себе общечеловеческую способность эстетического отношения к миру. Развитие «эстетического отношения» само по себе не решит все конкретные задачи воспитания человека, это произойдет лишь под воздействием многих факторов. Но раннее пробуждение эстетических чувств создает общую духовно-нравственную основу для формирования личности.

Предмет «Сольфеджио» является одной из обязательных дисциплин в учебных планах детских музыкальных школ и школ искусств, определяющих своеобразие и универсальность отечественной системы музыкального образования. «Сольфеджио»  является практической дисциплиной и направлено на развитие музыкальных способностей.

Цель и задачи сольфеджио:

1.    дать систему знаний и навыков, необходимых для понимания основных средств музыкальной выразительности;

 

2.     выработать элементарные музыкально технические навыки, необходимые как в процессе прохождения курса, так и для дальнейшего музыкального развития;

 

3.    заложить реалистические основы музыкального воспитания и образования, дать верное направление музыкально-эстетическим вопросам и вкусам учащегося.

Обучение на современном уровне предусматривает работу над развитием всех компонентов музыкальности: музыкального слуха (мелодического, гармонического, полифонического), чувства ритма, музыкальной памяти, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку и эстетического вкуса. Музыкальные способности детей, включающие названные компоненты, начинают формироваться еще в дошкольном возрасте. Они тесно связаны с общими свойствами (способностями) личности, такими, как внимание, память, восприятие, мышление, речь, воображение, которые в результате обучения и воспитания дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения одного специального вида деятельности. Все музыкальные способности связаны между собой и развитие одной из них так или иначе может влиять на развитие других.

I.                   Мониторинг детских школ искусств

 Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями

Система образования в сфере культуры и искусства предполагает несколько  обязательных уровня подготовки профессиональных кадров. Первый уровень, детские школы искусств (по видам искусств), является необходимой базой и фундаментом будущего профессионального образования. Качество образования в детских школах искусств является одним из наиболее важных показателей системы образования в сфере культуры и искусства. Недостаточность достоверной, полной и своевременной информации об условиях функционирования детских школ искусств не дает возможности разрабатывать долгосрочные прогнозы и принимать меры, направленные на сохранение и развитие системы образования в этой сфере.  Для эффективного контроля за состоянием и функционированием образовательных учреждений дополнительного образования детей - детских школ искусств, для своевременного выявления и анализа происходящих изменений, предупреждения негативных тенденций требуется постоянный систематический сбор информации об обеспеченности учреждений по различным критериям и сторонам деятельности (образовательной, творческой, финансово-хозяйственной, материально-технической).

Проведение наблюдения обычно осуществляется в форме мониторинга.Мониторинг — непрерывный процесс наблюдения и регистрации параметров объекта, в сравнении с заданными критериями.

Реализация мониторинга предполагает последовательность следующих действий:

– определение и обоснование объекта мониторинга;

– сбор данных, используемых в ходе мониторинга;

– обработка полученных данных в ходе мониторинга;

– подготовка документов по итогам анализа полученных данных;

– распространение результатов мониторинга среди пользователей мониторинга.

Цели мониторинга ДШИ:

· создание условий для осуществления государственной политики в области образования в сфере культуры и искусства;

· осуществление нормативно-правового регулирования деятельности детских школ искусств.

Метод мониторинга – анкетирование по репрезентативной выборке, статистическая обработка информации. Мониторинг детских школ искусств предполагает осуществление регулярного наблюдения по кругу выбранных показателей, характеризующих количественные и качественные характеристики учреждений:

II. Мониторинг качества, результатов музыкального образования детей в ДШИ  по предмету «Сольфеджио».

Промежуточная и итоговая аттестация, а также текущий контроль успеваемости,  являются основными формами  мониторинга учебной работы учащихся  школы и осуществляются в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании»,  Уставом школы и иными локальными актами школы. Школа осуществляет:

-текущий контроль успеваемости учащихся,

-промежуточную аттестацию учащихся,

-итоговую аттестацию учащихся.

Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются:

•системность;

•учет индивидуальных особенностей учащегося;

•коллегиальность (администрация школы назначает Комиссию по сольфеджио); 

•объективность.

Вопрос о целесообразности проведения проверок знаний, умений и навыков учащихся и о формах контроля решается Педагогическим Советом школы. Цель аттестации – соответствие уровня полученных учащимися знаний, умений и навыков прогнозируемым результатам образовательной программы.

Задачи аттестации:

• определение уровня подготовки учащихся в конкретной образовательной области;

• выявление степени полученных практических умений и навыков в выбранном ими виде творческой деятельности;

• анализ полноты реализации образовательной программы; 

• корректировка индивидуальных планов на основе итоговой аттестации;

• планирование работы по групповым предметам с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• определение эффективности работы предметно-методического объединения  в целом и отдельных преподавателей в частности;

• соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;

• внесение  корректив в содержание и методику образовательной деятельности.

1.ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ.

Все учебные предметы и дисциплины являются обязательными для изучения всеми обучающимися в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Детской Школе Искусств муниципального образования. В исключительных случаях по решению Педагогического совета, на основании заявления родителей (законных представителей), обучающихся могут быть освобождены от изучения не более двух предметов учебного плана (по программам художественно-эстетической направленности). В связи с отоларингологическими заболеваниями, мутацией голоса, на основании медицинского заключения, обучающиеся могут быть освобождены от посещения вокально-хоровых дисциплин (хора, вокального ансамбля и т.д.) на срок, установленный медицинским заключением. В целях проверки соответствия знаний, умений и навыков обучающихся требованиям образовательных программ осуществляются текущий контроль знаний. Текущий контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних занятий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала.  Текущий контроль имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные особенности учащихся   и осуществляется преподавателем, ведущим предмет. Контроль учебной работы обучающихся регламентируется: настоящим Положением о текущем контроле знаний и промежуточной аттестации обучающихся, положением об итоговой аттестации обучающихся. Все виды контроля осуществляются по пятибалльной шкале: («2»(неудовлетворительно), «3» ( удовлетворительно), «4» (хорошо), «5» (от-лично). Оценки, полученные обучающимися во время контрольных мероприятий, выставляются преподавателями в классный журнал и дневник обучающегося. Текущий контроль осуществляется в течение учебных четвертей. Формы текущего контроля: домашнее задание; индивидуальный устный ответ; письменная работа, самостоятельная, контрольная, практическая, зачетная работа и др. На основании отметок, полученных обучающимися в течение учебной четверти, выставляется оценка за учебную четверть

2.ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ И ПОРЯДОК ЕЁ ПРОВЕДЕНИЯ.

  а). Планирование промежуточной аттестации

 При планировании промежуточной аттестации по учебным предметам обязательной и вариативной частей учебного плана необходимо, чтобы по учебному предмету в каждом учебном полугодии была предусмотрена та или иная форма промежуточной аттестации.  Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам по предмету «сольфеджио». Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся по окончании полугодий учебного года, при этом во втором полугодии – по каждому учебному предмету и в конце года при переводе учащихся в следующий класс (переводная аттестация). По решению ДШИ оценка результатов учебной деятельности обучающихся может осуществляться и по окончании четверти.  Основными формами промежуточной аттестации по сольфеджио  являются: экзамен (письменный и/или устный), контрольный урок, итоговый опрос, тестирование. Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце учебных полугодий в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. Очевидно, что контрольный урок  для большинства учащихся является достаточно сильным стрессом. Боязнь не успеть, не справиться с предложенным заданием, получить низкий балл приводит к тому, что многие дети действительно показывают менее убедительные результаты, чем на текущих уроках. Неудачи в свою очередь приводят  к еще более острому состоянию зажима, неуверенности, снижают мотивацию ребенка.  Принимая неизбежность аттестации как безальтернативной в настоящее время формы определения результатов обучения, хотелось бы обратить внимание на необходимость поиска таких способов организации контрольных мероприятий, которые  сводили бы к минимуму негативное воздействие на психику ребенка и одновременно являлись бы для учащихся дополнительным стимулом не только к освоению   материала учебной программы, но и к расширению кругозора, самообразованию, использованию информации, полученной на уроках сольфеджио. Реализация образовательных программ в области искусств по предмету сольфеджио предусматривает проведение для обучающихся консультаций с целью их подготовки к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, творческим конкурсам и другим мероприятиям по усмотрению образовательного учреждения. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счет резерва учебного времени образовательного учреждения в объеме, установленном ФГТ.  В соответствии с ФГТ экзамены, контрольные уроки, зачеты могут проходить в виде письменных работ, устных опросов.

Содержание и критерии оценок промежуточной аттестации обучающихся разрабатываются ДШИ самостоятельно на основании ФГТ. Для аттестации обучающихся ДШИ разрабатываются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить приобретенные обучающимися знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств утверждаются методическим советом ДШИ. Фонды оценочных средств должны соответствовать целям и задачам образовательной программы в области искусств и ее учебному плану. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных обучающимися знаний, умений, навыков. С целью обеспечения подготовки обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации путем проведения консультаций по соответствующим учебным предметам, рекомендуется в учебном году использовать резервное время после окончания учебных занятий.

Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающегося, ее корректировку и проводится с целью определения:

 

·        качества реализации образовательного процесса;

 

·        качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;

 

·        уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося на определенном этапе обучения.

 б). Подготовка и проведение зачета и контрольного урока по учебным предметам

 Условия, процедура подготовки и проведения зачета и контрольного урока по учебным предметам в рамках промежуточной аттестации и их содержание самостоятельно разрабатываются образовательным учреждением. Зачет и контрольный урок проводятся в конце полугодий (возможно и четверти) в счет объема времени, отводимого на изучение учебных предметов.  При проведении зачета качество подготовки обучающегося фиксируется в зачетных ведомостях словом «зачет». При проведении дифференцированного зачета и контрольной работы качество подготовки обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно).

  в).  Подготовка и проведение переводного экзамена по учебному предмету сольфеджио.

 Экзамены проводятся в период промежуточной (экзаменационной) аттестации, время проведения которой устанавливается графиком учебного процесса. На каждую промежуточную (экзаменационную) аттестацию составляется утверждаемое директором ДШИ расписание экзаменов, которое доводится до сведения обучающихся и педагогических работников не менее чем за две недели до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации. К экзамену допускаются обучающиеся, полностью выполнившие все учебные задания по учебным предметам, реализуемым в соответствующем учебном году. При составлении расписания экзаменов следует учитывать, что для обучающегося в один день планируется только один экзамен. Интервал между экзаменами для обучающегося должен быть не менее двух-трех календарных дней. Первый экзамен может быть проведен в первый день промежуточной (экзаменационной) аттестации.

 Экзаменационные материалы составляются на основе программы учебного предмета и охватывают ее наиболее актуальные разделы, темы, или те или иные требования к уровню навыков и умений обучающегося. Экзаменационные материалы должны полно отражать объем проверяемых теоретических знаний, практических умений и навыков. Содержание экзаменационных материалов разрабатываются преподавателем соответствующего учебного предмета, обсуждаются на заседаниях отделов (отделений) и/или методического совета и утверждаются заместителем директора по учебной работе не позднее, чем за месяц до начала проведения промежуточной (экзаменационной) аттестации.

 При проведении экзамена по учебному предмету сольфеджио могут быть применены билеты, вопросы, практические задания, тестовые здания. При этом формулировки вопросов и тестовых заданий должны быть четкими, краткими, понятными, исключающими двойное толкование. До экзамена содержание экзаменационных заданий обучающимся не сообщается.  В начале соответствующего учебного полугодия обучающимся сообщается вид проведения экзамена по учебному предмету.

Основные условия подготовки к экзамену:

üДШИ определяет перечень учебно-методических материалов, нотных изданий, наглядных пособий, материалов справочного характера и др., которые рекомендованы методическим советом ДШИ к использованию на экзамене.  К началу экзамена должны быть подготовлены те или иные документы:

 • экзаменационные билеты;

• практические задания;

 • наглядные пособия, материалы справочного характера, рекомендованные к использованию на экзамене методическим советом;

• экзаменационная ведомость.

üЭкзамен принимается двумя-тремя преподавателями соответствующего отделения или предметной комиссии, в том числе преподавателем, который вел учебный предмет, кандидатуры которых были согласованы с методическим советом и утверждены директором ДШИ.

 На выполнение задания по билету обучающимся отводится заранее запланированный объем времени (по теоретическим предметам – не более одного академического часа).

Перевод учащихся в следующий класс:

§  учащиеся, успешно прошедшие промежуточную (переводную) аттестацию и освоившие в полном объеме избранную образовательную программу по всем предметам учебного плана;

§  учащиеся, освобожденные от промежуточной (переводной) аттестации и освоившие в полном объеме избранную образовательную программу по всем предметам учебного плана;

§  учащиеся, имеющие по итогам учебного года неудовлетворительную оценку по одному предмету учебного плана, могут быть переведены в следующий класс условно; при этом обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность в течение одного месяца с начала следующего учебного года. Ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на родителей (законных представителей).

§  наиболее способные учащиеся могут быть переведены в следующий класс досрочно. Обязательным условием для досрочного перевода учащихся в следующий класс является обучение  способных  учеников по индивидуальным программам повышенного уровня, соответствующим программным требованиям следующего класса на протяжении одного полугодия.                                                    Основанием для досрочного перевода является выписка текущих и итоговых отметок по всем предметам учебного плана, а также отметок, полученных во время промежуточной аттестации (полугодовой или переводной), подтверждающая, что учащиеся успешно и в полном объеме выполняют предъявляемые им повышенные требования, соответствующие уровню следующего класса.

Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года неудовлетворительную оценку по двум и более предметам учебного плана или условно переведенные в следующий класс и не ликвидировавшие академической задолженности по одному предмету, могут быть оставлены на повторный курс обучения или отчислены из школы.

Обучающиеся могут быть оставлены на повторный курс обучения:

o   находившиеся в академическом отпуске продолжительностью от трех месяцев до одного года;

o   в случае невозможности продолжения обучения по причине недостаточности творческих способностей и (или) физического развития, обучающийся может быть переведен на другую реализующуюся в ДШИ образовательную программу, либо оставлен на повторный курс обучения в соответствующем классе. 

В случае производственной необходимости, а также по заявлению родителей может быть осуществлен перевод учащихся, освоивших одну образовательную  программу на изучение другой.  При невозможности продолжения обучения при реализации предпрофессиональных программ ДШИ после информирования родителей (законных представителей) обязано обеспечить перевод учащегося на другую образовательную программу, либо предоставить возможность повторного обучения в соответствующем классе.  Перевод учащихся осуществляется на основании решения педагогического совета и оформляется приказом директора ДШИ.  По завершении всех экзаменов допускается пересдача экзамена, по которому обучающийся получил неудовлетворительную оценку. Условия пересдачи и повторной сдачи экзамена определена в настоящем Положении.

3.Итоговая аттестация учащихся и порядок её проведения.

Освоение образовательных программ дополнительного образования детей завершается итоговой аттестацией выпускников. Итоговая аттестация определяет уровень и качество освоения образовательной программы учащимся, для выпускников является обязательной и проводится в соответствии с учебным планом. Итоговая аттестация выпускников проводится в форме экзамена   по сольфеджио (письменно и устно). Содержание, формы и требования итоговой аттестации по сольфеджио разрабатываются методическими объединениями школы и утверждаются директором

Текст экзаменационного диктанта по сольфеджио утверждается членами аттестационной комиссии. Устный экзамен по сольфеджио проводится по билетам.

Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному директором школы графику, который доводится до сведения участников образовательного процесса не позднее, чем за две недели до начала аттестационного периода. До начала аттестационного периода преподавателям по предмету сольфеджио  необходимо ознакомить выпускников и их родителей (законных представителей) с Положением об итоговой аттестации учащихся. В отдельных случаях, с разрешения директора школы, разрешается проведение досрочных выпускных экзаменов, но не ранее 1 месяца до проведения экзамена. Дополнительные сроки проведения экзаменов для выпускников, пропустивших итоговую аттестацию по уважительным причинам, устанавливаются директором школы. По завершении изучения учебного предмета (полного его курса) аттестация обучающихся проводится в форме экзамена в рамках промежуточной (экзаменационной) аттестации или зачета в рамках промежуточной аттестации с обязательным выставлением оценки, которая заносится в свидетельство об окончании ДШИ. По учебным предметам, выносимым на итоговую аттестацию обучающихся (выпускные экзамены), в выпускном классе по окончании учебного года рекомендуется по данным предметам применять в качестве формы промежуточной аттестации зачет с выставлением оценки, которая будет отражена в свидетельстве об окончании ДШИ.

 

III. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ АТТЕСТАЦИИ

Критерии оценки качества подготовки обучающегося должны позволить:

 • определить уровень освоения обучающимися материала, предусмотренного учебной программой по учебному предмету;

 • оценить умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

• оценить обоснованность изложения ответа.

По результатам аттестации выставляются оценки (баллы)

Количественный бал – это качественный показатель отношения ученика к предмету, посещение урока его трудолюбие и творческое самовыражение.

•Количественный балл (5 баллов) – это оптимальный уровень освоения программного материала.

•Количественный бал (4 балла) – это высокий уровень освоения обучающимися программного материала.

•Количественный балл (3 балла) или  зачёт – это допустимый уровень освоения обучающимся программного материала.

•Неаттестация – это недопустимый уровень (неподготовленность).

Высокий уровень усвоения программы по сольфеджио: чистое интонирование, умение грамотно записать мелодию и подобрать к ней сопровождение, активное музыкальное мышление, умение применить свои знания на практике;

Средний уровень усвоения программы по сольфеджио:  не очень точное интонирование,  недостаточная активность мышления, затруднения, возникающие при необходимости самостоятельного применения полученных знаний;                         

VI. В данной методической разработке я представляю контрольный урок по предмету «Сольфеджио» 3 класс

Тема: «ИНТЕРВАЛ»

Цель: определение уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся по теме «Интервал»

Задачи:

Образовательные:

- повторение и закрепление полученных знаний, умений и навыков;

Развивающие:

- Развитие музыкальных способностей – музыкального слуха, памяти, чувства ритма и т.д.

-  Развитие аналитического мышления, образно-эмоциональной сферы;

Воспитательные

- воспитание организованности, работоспособности, активности, самостоятельности, интереса к музыке, предмету «Сольфеджио»

- воспитание коммуникативных качеств – умения общаться и работать в коллективе

- Создание на уроке ситуации успеха.

Тип урока: контрольный. Урок включает в себя тест и практические задания.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы обучения: словесный, наглядно-слуховой, наглядно-образный, метод сравнения и сопоставления, проблемно-поисковый.

 Посмотреть всю работу (нажмите здесь) orl.doc [86 Kb] (cкачиваний: 42)

  Наверх