E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Гавриш Анна Сергеевна, преподаватель

Гавриш Анна Сергеевна,

преподаватель

 по классу фортепиано,

МКДОУ «Кореневская детская школа

искусств им. А.М.Руденко»

                                                                                            

Методическая разработка

«Формы и методы работы над развитием личности в классе фортепиано»

Содержание:

  1.  Разностороннее развитие личности при посещении дополнительного образовательного учреждения.
  2. Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка.
  3. Педагогические концепции развития основных умений при занятиях на музыкальных инструментах
  4. Воспитательная работа в классе фортепиано
  5.  Методика преподавания игры на фортепиано
  6. Игровые формы работы с начинающими.
  7. Формы и методы работы для развития музыкальных навыков.
  8.  Игра в ансамбле.
  9. Игра на синтезаторе.
  10. Проектная и внеклассная  деятельность.
  11. Информационно-коммуникативные технологии  как средство  интеллектуально-творческого развития личности  в классе фортепиано.
  12. Заключение.
  13. Список использованной литературы.
  14. Использованные Интернет- ресурсы.
  1. 1.      Разностороннее развитие личности при посещении дополнительного образовательного учреждения.

        Музыкальное воспитание еще никогда не было столь нужным, как сегодня, в современных реалиях. Когда дети познают мир через глухую неодушевленную технику, не догадываясь о существовании духовной сферы. И именно музыка способна открывать все глубины человеческой души и духовности, наполнять эти уголки, делать человека счастливым независимо от наличия материальных благ.

        В наше время образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Поэтому  процесс обучения   должен быть направлен не только на передачу определенных знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.
Сегодня нередки прагматизм, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение к нравственным ценностям.  Часто можно слышать сетования учителей на отсутствие у детей познавательных потребностей, их пассивность в учебной деятельности, нежелание читать и т.д. 

Существуют некоторые причины этих явлений:

1 .        Пассивная позиция ребенка  обусловлена репродуктивным уровнем обучения,          из-за чего ребенок не имеет возможности привнести что-то свое, сделать что-то новое;    

2.         Отсутствие возможности применять знания в реальной жизни, создает у ребенка представление об их ненужности, что не способствует формированию познавательной мотивации;    

3.         Отсутствие в реальной жизни возможности для содержательного общения детей разного возраста.

Система дополнительного образования детей – это своего рода «образовательный оазис», в котором комфортно чувствуют себя обучающиеся. Дополнительное образование на современном этапе рассматривается как зона ближайшего развития образования в России, в основе которого лежат идеи педагогики развития.

Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию. В настоящее время оно рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной политики, как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования в жизненном становлении и профессиональном самоопределении детей.

Система дополнительного образования, не имея государственных требований, обязательных для исполнения, наделена правами самостоятельного определения смыслов и ценностей своей деятельности, исходя из интересов детей и специфики свободного времени.

Основное содержание дополнительного образования – практико-ориентированное, исключительно творческое, потому что побуждает ребенка находить свой собственный путь, обусловлено функциями свободного времени детей.

Музыкальное обучение обусловлено потребностями общества во всесторонне и гармонически развитой личности. Поэтому в последние годы особое внимание уделяется усилению не только воспитывающего, но и развивающего влияния обучения различным видам искусства, наряду с формированием у учеников профессиональных знаний, умений и навыков.

Особенность музыкального обучения   заключается в том, что  его методика  нацелена на стимулирование всестороннего развития ребенка, расширение представлений о неограниченности его способностей, поддержание интереса к избранному виду творческой деятельности.

2.Влияние музыкальных занятий на развитие ребенка
Музыкальные занятия оказывают влияние на формирование эстетического вкуса. Они способствуют становлению характера, норм поведения, обогащают внутренний мир человека яркими переживаниями. Музыкальные занятия не что иное, как познавательный многогранный процесс, который развивает художественный вкус детей, воспитывает любовь к музыкальному искусству - формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. 
В широком смысле музыкальное воспитание – это формирование духовных потребностей человека, его нравственных представлений, интеллекта, развития идейно-эмоционального восприятия и эстетической оценки жизненных явлений. В таком понимании – это воспитание Человека. 
В более узком смысле музыкальное воспитание – это развитие способности к восприятию музыки. Оно осуществляется в различных формах музыкальной деятельности, которые ставят своей целью развитие музыкальных способностей человека, воспитание эмоциональной отзывчивости к музыке, понимание и глубокое переживание его содержания. В таком понимании музыкальное воспитание – это формирование музыкальной культуры человека.
Проблема творчества в литературе трактуется широко и неоднозначно. Например, что считать творчеством - спонтанный, непроизвольный процесс или продуманное конструирование модели? Известный отечественный психолог Л. С. Выготский писал: "Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке". Правомерно поэтому считать творчеством всякий уход от привычного, шаблонного, трафаретного.
Можно ли творчеством заниматься всем или это дело сугубо избранных? "В обычном представлении творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники. Творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев… Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека".
Если понимать творчество таким образом, то можно утверждать, что творческие процессы начинают обнаруживаться с полной силой уже в раннем детстве. Для ребенка качественно новым может быть его личный путь, повторяющий в какой-то мере путь, пройденный композитором, художником и т.д. Б.В. Асафьев писал, что "по существу всякое творческое изобретение есть комбинирование по-новому прежних данных", а творческий дар детей - это способность изображения и комбинирования материала. Поэтому один из важнейших вопросов детской психологии и педагогики - вопрос о развитии творческих способностей детей. 
Современные западные психологи говорят о том, что мы должны учить детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
Обществу сегодня необходим человек, который чувствует себя достаточно сильным и отважным, чтобы смело входить в любую современную ситуацию, уметь решать проблемы творчески, без предварительной подготовки. Во времена быстрых перемен, подобных нашему, дети нуждаются в развитии гибкости и независимости мышления, вере в свои силы и идеи, готовности пробовать и ошибаться, приспосабливаться и менять подходы, пока удовлетворительное решение не будет найдено. Для достижения подобных целей одно из лучших средств - это музыкально-художественное творчество ребенка. 
Осознание педагогом-инструменталистом воспитательной ценности развития детского творчества также является одним из необходимых условий для формирования личности ребенка. Умелое руководство творческим развитием ребенка может привести к формированию активной творческой личности, способной к преобразованию окружающего мира.
На пороге нового века особенно стал ощутим разрыв между научно-техническим прогрессом и состоянием духовного развития, внутренней культуры людей, уровнем их социальной и нравственной зрелости. Путь выхода из кризиса педагоги и ученые видят в изменении самого человека, его духовного потенциала, в гуманизации всех сфер жизни и деятельности людей. 
В современном мире необходимо формировать творчески активную личность, способную к преобразованию мира и одним из лучших средств является музыкально-художественное творчество ребенка. Самое важное в музыкальном образовании ребенка – установка на формирование музыкального чувства, способность творить, импровизировать.
Игра на музыкальном инструменте обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Самое главное, что ребенок посредством игры на музыкальном инструменте самовыражается. 
Но это требует терпения, усидчивости, что бы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следовательно, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображения, помогает формировать навыки активного восприятия музыки, обогащает музыкальный опыт детей, прививает им знания, что в целом является важной предпосылкой обогащения музыкальной культурой детей. В процессе игры дети узнают, постигают, осваивают закономерности музыкального языка, учатся осознавать и воспроизводить музыку, приобщаются к знаниям нотной грамоты. Все это расширяет кругозор детей, дает возможность значительно повысить уровень исполнительских навыков, развить музыкальные способности.
Совершенствование работы, связанной с реализацией идей эстетического воспитания – залог успешного решения важнейшей сегодня задачи развития творческих сил подрастающего поколения, способного воспринимать и эмоционально переживать, оценивать и создавать красоту, гармонию в жизненной материальной среде, во всем укладе жизни. При таком понимании эстетическое воспитание может стать значительной позитивной общественной силой, эффективным средством пробуждения и развития истинно человеческих качеств.

3.Педагогические концепции развития основных умений при занятиях на музыкальных инструментах.
Главная задача при обучении игре на том или ином музыкальном инструменте – воспитание не просто хорошего исполнителя или музыканта,  способного своим творчеством воздействовать на слушателя, заражать его своей эмоциональной, духовной и интеллектуальной энергетикой, а "непрерывное развитие человека - не узкого специалиста, а всего человека". На этих уроках речь вначале может идти скорее о разностороннем эстетическом и музыкальном воспитании, чем о специализированном обучении на каком-либо инструменте.
Важно то, что этот вид музыкального исполнительства не только обогащает музыкальные впечатления детей, развивает их музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувства ритма. Ведь этот вид деятельности требует терпения, усидчивости, чтобы развивать необходимые исполнительские, технические навыки. Следственно игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, дисциплину, ведь заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от героев спорта, играя на инструменте нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку. Это воспитание характера без риска травмы!
Занимаясь музицированием, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши или струны, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.
   Также занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся сроков сдачи работы. Ведь нельзя перенести «на завтра» концерт или мероприятие. Выступления на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», что помогает в дальнейшем ребенку не завалить серьезный экзамен или доклад. Сцена приучает вести себя раскованно и непринужденно с людьми, импровизировать на ходу. Это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. Музыкальные занятия развивают навыки общения – коммуникативные навыки. А артистизм и умение общаться с людьми – это основа многих профессий, например менеджера или коммивояжера.
Музыка приучает одновременно делать несколько дел сразу и ориентироваться в нескольких одновременных процессах. Так, играя по нотам или написанным аккордам с листа, ребенок делает сразу несколько дел – помнит что он уже сыграл (прошлое), думает о том что нужно будет сыграть (будущее) и контролирует то что делает в этот миг (настоящее). Так же как авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.
Да и вообще – играть – это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну а вокруг играющей девушки!..
Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Музыка формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему, она смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».
Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей так трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своем ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.
4.    Воспитательная работа в классе фортепиано
          Следует отметить, что продуманно подобранный учебный материал может способствовать воспитанию характера учеников. Например, если застенчивым и робким учащимся включать в репертуар больше жизнерадостных, жизнеутверждающих, темпераментных пьес, а скрытным и замкнутым попытаться помочь избавиться от этих качеств подбором комплекса сочинений с явно выраженной эмоциональностью, это в конечном счёте оказывает воздействие на общий характер учеников и через некоторое время находит своё отражение и вне сферы музыкального воспитания.

Воспитание воли учеников связано с одной из насущных задач музыкального обучения в специальном классе – воспитания любви к работе за инструментом, интереса к самому процессу упражнения, к «ремеслу» исполнителя. У педагога-музыканта есть много средств, при помощи которых возможно осуществлять воспитание любви к работе за инструментом. Это развитие познавательной активности, интереса к музыке, любви к инструменту, убедительный показ, к каким художественным результатам приводит регулярная, вдумчивая, сознательная самостоятельная работа за инструментом.

Воспитательная работа в классе фортепиано может быть сведена к нескольким основным направлениям:

-  воспитание мировоззрения и моральных качеств;

-  воли и характера;

-  эстетических вкусов и любви к музыке;

-  интереса к труду и умения работать.

К числу основных образовательных задач в классе фортепиано следует отнести:

-  усвоение элементарных теоретических знаний;

-  выработка исполнительских навыков, умений, приёмов.

Развивающее влияние обучения в классе фортепиано обеспечивается:

-  развитием эмоционального отклика на музыку, образно-ассоциативного мышления, воображения, фантазии;

-  развитием способностей;

-  развитием внимания, памяти;

-  развитием музыкального мышления, творчества;

-  развитием познавательных интересов.

Разграничения этих направлений условны, т.к. вычленить их из процесса образования, воспитания и развития учеников невозможно, они взаимосвязаны и пронизывают все этапы занятий в специальном классе. Их глубине и разносторонности способствует индивидуальная форма занятий.

Для создания индивидуальных методов воздействия на учеников преподавателю необходимо знать всё многообразие индивидуальных различий, которые проявляются в познавательной и практической деятельности в классе фортепиано:

- уровень эмоционального отклика на музыку;

- характер протекания мыслительных процессов (гибкость музыкального мышления, быстрота или вялость установления ассоциативно-образной наполненности музыкальных образов, наличие или отсутствие собственного отношения к изучаемому музыкальному материалу, критичность, самооценка);

- уровень владения инструментом;

- уровень знаний по элементарной теории музыки ( полнота, глубина, умение самостоятельно их применять);

- уровень познавательной активности и практической самостоятельности;

- наличие и характер познавательных интересов;

- отношение к учёбе.

«Расшифровка» индивидуальных особенностей учеников является длительным, последовательно ведущимся процессом наблюдений, практических проверок разных сторон работы над исполнительским постижением музыкальных произведений.

5.    Методика преподавания игры на фортепиано
Особое место в музыкальном образовании ребенка занимает обучение игре на фортепиано.

Методика преподавания игры на фортепиано не может быть универсальной и пригодной для обучения всех, так как такая методика. В то же время необходимо признать существование в методике универсальных (базовых) оснований, без которых невозможно осуществить обучение и воспитание ученика.

В настоящее время существует проблема – необходимость повышения эффективности учебного процесса и особенно той его стороны, которая связана с гуманизацией образования, развитием личностного потенциала ученика, предупреждения тупиков его развития. Таким образом, на смену отдельным формам и методам обучения приходят целостные образовательные технологии вообще и технологии обучения в частности. Если традиционная технология – трансляция готового учебного содержания, то современная технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

Из всего многообразия технологий целесообразно использовать те, которые могут достаточно органично интегрироваться с традиционным обучением, классно-урочной системой. Всякое нововведение должно быть тщательно подготовлено.

Современные образовательные технологии учитывают требования обязательного минимума содержания образования, самооценку возможностей преподавателя и диагностику индивидуальных возможностей и потребностей ученика. На первый план в современных технологиях урока выходит личностно-ориентированный подход.
Личностно-ориентированное образование – это образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности.

Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.
В этих целях разрабатываются:

а) индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;

б) организуются занятия (индивидуальные) на основе диалога и имитационно-ролевых игр;

в) учебный план конструируется для реализации методов исследовательских проектов, выполняемых самими учащимися.

Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований.
Типология и структура урока.

Имеются несколько подходов к классификации уроков, каждый из которых отмечается определяющими признаками. Наибольшую поддержку среди теоретиков и практиков получила классификация уроков по двум существенным признакам – дидактическим целям и месту уроков в общей системе.
Типы уроков:

1) комбинированные (смешанные);

2) уроки получения новых знаний;

3) уроки совершенствования знаний, умений, навыков;

4) уроки обобщения и систематизации изученного;

5) уроки контроля и коррекции знаний, умений, навыков;

6) уроки практического применения знаний, умений.
Нестандартные формы урока – учебные занятия, выходящие за рамки традиционного урока:

1) изменение временных рамок;

2) изменение места проведения урока;

3) использование внепрограммного материала;

4) организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством;

5) обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку.

К каждому типу урока предъявляются специфические требования, но существуют и общие требования.

6.      Игровые формы работы с начинающими

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. В музыкальную школу дети приходят шести, семи лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий. 

Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка. Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам. 

Задача преподавателя в этот период - зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать ребёнка и, обучая, учиться сам. При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика. 

Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера. С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в инструментальный класс,  не заканчивали на этом свое участие. Весёлые и полезные игровые занятия с детьми пяти – шести лет – это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр. Принципы постепенности и систематичности особенно важны при разучивании подобных игр. Ритмичные движения пальчиков и рук возбуждают речевые центры головного мозга, активизируют и стимулируют развитие речи, происходит тренировка зрительной памяти. При этом последовательность движений идёт от простого к сложному. Объём детского внимания невелик, в связи с этим я стараюсь использовать в работе с малышами принцип доступности, заключающийся в исполнении небольших по объёму песен-игр, с ясной формой, запоминающейся мелодией, которая удобна по диапазону и способствует развитию певческих навыков. Концентрации внимания ребёнка и его распределению помогает не только медленный показ движений пальцев и рук, который желательно сопровождать яркими иллюстрациями, но и выразительность подачи материала: разнообразные интонации в голосе, чёткая дикция, выразительная мимика, яркое, художественное исполнение песни, например, из сборника Е.А.Поддубной «Музыкальные пальчиковые игры».

Например:

*Упражнение из сборника Рокитянской Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. -М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2006.

Очень хорошо, когда на занятии используются упражнения разных видов, по минуте-две на каждый вид упражнений. Например, если вы начали урок с речевой игры, то следом за ней, как её продолжение, может идти ритмическая игра. Игра на движение может включать в себя образно-двигательную музыкальную грамоту, речевую и певческую работу. Не надо увлекаться чем-то одним, лучше чаще менять вид деятельности. Но на следующем уроке повторять всё сначала, можно в другой последовательности. На каждом занятии должно быть и что-то новое.

Например:

*Упражнение из сборника Рокитянской Т.А. «Воспитание звуком». Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет. –М.:Академия Развития, Академия Холдинг, 2006.

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей? Например, упражнения для движения пальцев, кистей рук, развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово.

Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать! 

 Игровые формы работы помогают сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывают способности детей, активизируют их творческие наклонности. С помощью игры каждый извлекаемый звук, любое упражнение, песня, пьеса, т.е. любая музыкальная деятельность, приобретает эмоционально- образное содержание.

Важно так выстроить игру, чтобы в её ходе ребёнок сам ставил перед собой задачи и по возможности самостоятельно их решал. Ребёнок начинает чувствовать уверенность в своих силах, возможностях. Внимание его концентрируется не на нём самом, а на извлекаемых им звуках. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение и с этим чувством работал над заданием.

Весьма действенные результаты дают такие методы обучения:

1)      Заведомо неправильное исполнение музыкального произведения педагогом;

2)      Прослушивание незнакомого произведения и подбор к нему названия;

3)      Музыкальные загадки, различные задания;

4)      Игра в ансамбле с педагогом или другим учеником.

Каждый урок должен приносить ребёнку радость общения с педагогом, инструментом, музыкой, которую он услышит или исполнит сам.

  1. 7.     Формы и методы работы для развития музыкальных навыков

Для развития аналитического мышления и логической памяти используются следующие формы работы с учениками в классе фортепиано:

1)      Устный отчёт о подготовке домашних заданий: ученик рассказывает о том, что было трудно, как устранялись встретившиеся трудности и т.д.;

2)      Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру, отмечает допущенные ошибки, делает разбор исполнения своего товарища;

3)      Самостоятельный разбор – устный и на инструменте – заданного сочинения в классе под наблюдением педагога.

4)      Самостоятельный разбор – устный и на инструменте – заданного сочинения в классе под наблюдением педагога.

При работе с учеником над произведением педагог должен последовательно концентрировать своё внимание, а также внимание ученика, на разных задачах. Это зависит от очерёдности этапа работы над произведением. Кроме того, существуют различные специфические методы работы над произведением по принадлежности этого произведения к тому или другому жанру.

Например, в работе над полифоническим произведением, педагог-пианист использует следующие методы:

1)      Поочерёдное проигрывание каждого голоса с осмыслением его самостоятельности;

2)      Проигрывание голосов по парам (сопрано – бас, сопрано – тенор и т.д.), сохраняя мелодико-тематический характер;

3)      Совместное проигрывание голосов и пар;

4)      Пропевание вслух одного из голосов с одновременным исполнением других;

5)      Исполнение полифонического произведения вокальным ансамблем;

6)      Исполнение полифонического произведения ансамблем в четыре руки;

7)      Рельефное исполнение одного из голосов при намеренном затушёвывании других. 

Данные способы работы способствуют развитию полифонического слуха, на что, собственно, и направлено изучение полифонии, т.е. произведение многоголосного склада.

Также широко употребляются различные методы и формы работы над этюдами и виртуозными пьесами, овладению техникой педализации. Этим разделам  фортепианного искусства и изучению способов работы с учащимися посвящено множество трудов корифеев отечественной фортепианной педагогики. Постоянно обращаюсь к методическим советам А.П.Щапова, Г.Г.Нейгауза, А.Алексеева, Е.Либермана, моего преподавателя в музыкальной школе С.Н.Постика (её практические методы выручали меня множество раз). Должна отметить, что способы работы над техникой напрямую зависят от стиля произведения. Кроме того, каждый педагог-пианист привносит сюда и свои наработки.

8. Игра в ансамбле

Одной из форм творческой деятельности является игра в ансамбле. Совместное музицирование даёт музыканту ни с чем не сравнимое  творческое наслаждение и вместе с тем ставит перед ним довольно сложные задачи, отличные от тех, которые присущи сольной деятельности.

Часто можно слышать, как о музыканте говорят: «Он тонкий, чуткий ансамблист». Что это значит? В чём особенности ансамблевого исполнительства? Первое и наиважнейшее условие для совместной игры в ансамбле -  ритмическая согласованность, слаженность исполнения, каждый участник ансамбля должен очень точно сочетать своё звучание со звучанием партнёра (или партнёров). Особенно важно вовремя вступить – идёт ли речь о начале произведения, его отдельной части или начале маленькой фразы. Всё это требует от ансамблиста не просто чёткого выполнения авторских указаний (что необходимо и в сольном исполнении), но постоянного, ежесекундного слушания партнёра, мгновенной реакции на мельчайшие нюансы в его игре.

Специфика игры в ансамбле состоит и в том, чтобы подчинить свою индивидуальность общему замыслу, не выделяться среди партнёров. А ведь это не так просто. Любой ансамбль может возникнуть только в том случае, если партнёры испытывают друг к другу определённую человеческую симпатию. В самом деле, музицирование – это одно из самых открытых и естественных проявлений чувств. Так что личностные особенности каждого из участников ансамбля – очень важный фактор в успешности работы всего ансамбля. Если со всеми этими проблемами ансамблистам удаётся справиться – добиться и  творческого единства на репетициях, и одухотворённости во время исполнения на эстраде,- слушатель получает редкую возможность присутствовать при удивительном таинстве музыкального общения.

К ансамблевой четырёхручной игре педагог должен приучить ребёнка с первого этапа занятий с ним. Ансамблевая игра прививает учащемуся ряд важных исполнительских навыков (умение слушать партнёра, вовремя вступать, согласовывать звучность своей партии со звучностью партии партнёра и др.); кроме того, она позволяет значительно расширить рамки репертуара, осваиваемого на любом этапе обучения. Совместное музицирование ученика и учителя способствует развитию творческих способностей юных музыкантов, ускоряет процесс обучения, развивает слух ученика, чувство ритма, умение читать с листа, прививает навыки игры в ансамбле.

Фортепианные дуэты являются украшением любого школьного концерта. Репертуар фортепианных ансамблей составляют, как правило, произведения яркие, запоминающиеся, часто танцевального характера, джазовые мелодии. Ребята играют их с удовольствием, радость от совместного творчества доставляют не только выступления, но и сам процесс работы над произведением.

9.Игра на синтезаторе.

Новые информационные технологии, на основе которых построен клавишный синтезатор, позволяют значительно обогатить творчество учащихся — включить в него наряду с традиционной исполнительской деятельностью элементы деятельности композиторской и звукорежиссерской. В самом деле, чтобы озвучить на синтезаторе нотный текст, сначала надо выбрать из большого количества имеющихся в наличии электронных тембров те, которые лучше всего подходят данному тексту, и соответственно скорректировать фактуру изложения, т.е. создать проект аранжировки (элемент композиторской деятельности). Затем надо озвучить этот проект - исполнить его или ввести в память инструмента (исполнительская деятельность), а также выстроить виртуальную электроакустическую среду звучания, т. е. выполнить звукорежиссерскую работу.
         Благодаря использованию компьютерных технологий и опоре на программные заготовки каждый из этих видов деятельности приобретает более простые формы. Творчество музыканта, таким образом, становится не только более многогранным и увлекательным, но одновременно простым и продуктивным.
         Все это делает цифровые инструменты чрезвычайно ценным средством музыкального обучения. Широкий фронт музыкально-творческой деятельности позволяет преодолеть одностороннюю исполнительскую направленность традиционного музыкального обучения, способствует активизации музыкального мышления ученика и развитию в более полной мере его музыкальных способностей. А простота и доступность данной деятельности позволяет значительно расширить круг вовлеченных в нее детей и подростков.

Обучение музицированию на синтезаторе связано с решением трех ключевых задач: получение базовых знаний по музыкальной теории (без которых немыслимо построение проекта аранжировки), освоение художественных возможностей наличного цифрового инструментария (без чего невозможно подобрать адекватные этому проекту звуковые средства) и освоение исполнительской техники.

Изучаемый теоретический материал должен включать не только элементы музыкальной грамоты, но и необходимые для музыкально-творческой деятельности сведения о гармонии (интервалы, аккорды, лад, тональность, система тональных функций), фактуре (функции голосов фактуры гомофонно-гармонического склада), форме (период, простые двух- и трехчастная формы, вариации, рондо, сложная трехчастная, сонатная, циклические формы), инструментовке и звукорежиссуре. При этом наиболее ценным для творческой практики является получение представлений о функциональном взаимодействии различных музыкально-выразительных средств: мелодии и гармонии, фактуры, тембра (включая его звукорежиссерскую составляющую); гармонии и фактуры (нормы голосоведения), формы (каденции); фактуры и тембра (темброфактурная функциональность), формы; тембра и формы (формообразующая функция тембра).
             Изучение художественных возможностей наличного цифрового инструментария подразумевает ознакомление с его звуковым материалом (набором тембров и шумов) и средствами внесения различных корректив в этот звуковой материал (вибрато, глиссандо, тремоло, наложение тембров, эффекты, панорамирование и др.); ознакомление с некоторыми методами звукового синтеза (на основе различных манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей); освоение различных приемов управления фактурой музыкального звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, использования ритм-машины, автоаккомпанемента и др.) и знакомство с интерактивными фактурными заготовками наличного цифрового инструментария.

Задача освоения исполнительской техники включает постановку рук, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также выработку некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре.
            Все эти учебные задачи решаются в ходе творческой практики учащихся - электронной аранжировки и разучивания музыкальных произведений. Предлагаемые для данной практической деятельности произведения сгруппированы в три раздела: музыка академических жанров (классическая и современная), музыка массовых жанров, народная музыка. Главными критериями подбора произведений, помимо охвата наиболее значимых для расширения кругозора детей жанров и направлений, послужили яркость музыкального материала, соответствие его уровню развития музыкального мышления учащихся младших и средних классов и соответствие возможностям современной бытовой электронной аппаратуры.

Интерес к творческим заданиям может быть обусловлен яркой образностью музыкального материала, особой его художественной направленностью, отвечающей музыкальному вкусу ученика, эскизностью изложения нотного текста и необходимостью его доработки в процессе аранжировки (создание проблемной ситуации), доступности оркестровой полноты и насыщенности звучания.
           Ориентация на разнообразие форм деятельности на уроке, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к творчеству ученика, индивидуальный подход — все это будет способствовать результативной творческой работе.
            В практике музицирования важно максимально эффективно использовать все преимущества современного электронного инструментария. Компьютерные технологии, необычайно расширяя художественные возможности этого инструментария и упрощая технику игры, делают его поистине волшебным средством для введения детей и подростков в мир музыкального творчества. Любимые мелодии, звучащие на синтезаторе, делают любой концерт ярче и интереснее.

10.Проектная и внеклассная деятельность

Последние десятилетия характеризуются появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектная деятельность, которая становится неотъемлемым компонентом жизни человека практически в любой сфере, в том числе  в образовании и дополнительном образовании.

Инновационные формы обучения многообразны и являются действенным средством повышения эффективности процесса обучения. Именно в рамках их взаимодействия и представляется перспективным использование методики проектной деятельности учащихся, которая в этом плане открываетбольшие возможности, так как направлена на становление личности ребенка через активные способы действия. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта, обучение нестандартными средствами, развитие познавательных и творческих навыков учащихся.

Все составляющие обучения в любом образовательном учреждении, как в зерне, содержатся в проектной деятельности, которая является одной из популярных форм организации работы с учащимися. Специфика проектов в классе фортепиано заключается в том, что они по самой своей сути всегда межпредметны. Решение проблемы, заложенной в проекте по искусству, всегда требует привлечения интегрированного знания. Музыка и изобразительное искусство теснейшим образом связаны с литературой. В их сочетании таятся огромные возможности развития художественной культуры учащихся.

Участие в проектах предполагает использование индивидуальных и коллективных форм творческой деятельности учащихся. Учащимся предлагается интересная тема, которая содержит несколько направлений для исследования. Формы участия в проекте могут быть самые разнообразные: разучивание и сочинение собственных произведений, сбор информации, подбор зрительного ряда, плакатов и текстов для выступления.

Проект требует от учащихся не только умения ориентироваться в объеме информации, но и проявления творческих способностей, наличие воображения, умения обобщать художественную информацию и придавать конечному продукту проекта художественную форму, соответствующую замыслу исполняемых произведений.

Практическим выходом, как правило, является исполнение произведений, раскрывающих основные положения темы или театрализованное представление содержания работы. Важным этапом в ходе работы над проектом является выполнение творческих заданий и работ, сочинение стихов, выполнение рисунков, проведение анкетирования т. д.

В 2011 году учащиеся класса фортепиано под моим руководством выполнили проект «Я рисую музыку» по теме детства, где тесно взаимодействуют все три музы – живопись, поэзия и музыка. Творческие моменты нашли выражение в выборе и выразительном прочтении стихов, а так же в выполнении рисунков, глубже раскрывающих музыкальный образ выученных ими музыкальных произведений. Каждому музыкальному произведению предшествует поэтический эпиграф, который исполнитель рассказывает перед  выступлением. Все произведения концерта и художественные работы объединены темой детства, детским впечатлениям: от непритязательных несложных пьес про зверюшек до романтических танцевальных, а также джазовых.
Синтез музыки, живописи и поэзии наиболее полно способствует эмоциональному созданию художественного образа и его восприятию.

Проектная деятельность учащихся как сотрудничество и сотворчество формируют дружеские отношения в коллективе детей, что является особенно ценным в классах, где обучение происходит в форме индивидуальных занятий. Мои ученики, участники проектов, подружились, стали больше общаться после уроков, в перерывах между занятиями. Участие в проекте дает им возможность пережить ситуацию успеха, что закладывает основы для будущей жизни.

11.   Информационно-коммуникативные технологии   как средство  интеллектуально-творческого развития личности в классе фортепиано

Внедрение информационных технологий в образовательный процесс занимает одно из первых мест среди многочисленных новых направлений развития образования.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность - система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Информационно-компьютерная грамотность специалиста-педагога, её структура и содержание должны развиваться и совершенствоваться на уровне элементарной, функциональной и системной компетентности. Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности.

 В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют место процессы компьютеризации и  информатизации. Данные процессы во многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого преобразования повышается качество, эффективность и доступность образования.

Применение информационных технологий не только обогащает традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания более интересным, но  и раскрывает перед учащимися новые горизонты знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес  к предмету изучения, активизируются все психологические процессы, необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие, эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету, сделать  урок современным и привлекательным для учащихся.

          Как этого можно достичь?

   Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных  и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом не обладал педагог в наше время, ему  необходимо повышать собственную грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать и использовать компьютерные программы на своих уроках.   

В педагогике существует понятие информационной технологииобучения. Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации обучаемому. Средством осуществления данного процесса выступают компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента, служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Посмотреть всю работу (нажмите здесь) Metodicheskaya-razraboka-Formy-i-metody-nad-razvitiem-lichnosti.docx [1,32 Mb] (cкачиваний: 14)
&l

  Наверх