E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Конасова Елена Витальевна, преподаватель

 Конасова Елена Витальевна,

преподаватель

изобразительной деятельности

в группе раннего эстетического образования,

МБОУ ДОД «Великоустюгская детская школа искусств»,

Вологодская область, г.Великий Устюг

Методическая разработка

на тему «Пластилинография в работе с дошкольниками»

Содержание:

 

1.Введение…………………………………………………………………… 3

  • Цель,  задачи …………………………………………………………  4

2.Основная часть

  • Основные техники ……………….…………………………………   5
  • Основные приёмы……………………………………………………. 7
  • Формирование навыков по пластилинографии………………   8
  • Рекомендации по работе в технике пластилинография………10
  • Материалы и оборудование……………………………………….. 11

 

4.Вывод……………………………………………………………………..… 13

5.Список литературы……………………………………………………… 14

Введение

Проблема развития мелкой моторики рук дошкольников является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Развитие тонкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению и играет большую роль в овладении учебными навыками. Большинство первоклассников испытывают трудности от школьных нагрузок из-за неполного развития костно-мышечной мускулатуры рук. Слабую, неокрепшую руку ребёнка необходимо развивать. Существует большое количество подходов к решению проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Обратившись к  пластилинографии, я объясняю это её большими воспитательно - образовательными возможностями. Пластилинография, как синтез рисования, лепки и аппликации, способствует развитию:

  • психических процессов: внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения;
  • творческих способностей;
  • пространственной ориентации, сенсомоторной координации, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца;
  • мелкой моторики рук: укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Рука ребёнка подготавливается к освоению такого сложного навыка, как письмо.
  • деятельность по пластилинографии так же способствует снятию мышечного напряжения и расслаблению.

   Техника доступна детям уже с младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным.

   При успешном овладении техникой пластилинографии - можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

    Пластилинография - это нетрадиционный вид изобразительной деятельности (создание лепных картин с изображением полуобъёмных  предметов на горизонтальной  поверхности). Пластилинографию  можно использовать для развития творческих способностей у детей любого возраста, поскольку развитие воображения и эстетического вкуса  является очень важным. Но особую ценность эта методика приобретает при использовании её для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, ведь именно к 6 - 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. У детей 6-7 лет уже имеются необходимые данные для создания выразительного образа в лепке. Пластилин используется в виде  «краски», как изобразительный материал, а инструментом для работы с этим материалом служат ладошки и пальчики ребёнка. При работе с пластилином руки должны быть тёплыми, пальчики во время работы находятся в постоянном движении, в результате усиливается кровообращение и увеличивается особая тонкая чувствительность пальцев.

   Таким образом, целью обучения дошкольников «Пластилинографии»является научить приёмам работы в технике пластилиновой живописи.

   Задачи:

1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.

2. Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.

3. Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.

4. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.

5. Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

 Основные техники  рисования пластилином

1 способ

   Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато. Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла.

Конасова Елена Витальевна,  преподаватель

Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

2 способ

Конасова Елена Витальевна,  преподавательРабота на стекле. Подготовим стекло: уберем картон и протрем его салфеткой, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем –  фон. Выполненную работу оформляем – фиксируем с обратной стороны картон зажимами и тщательно начищаем поверхность сухой салфеткой. Работа готова!

3 способ

    На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ

Конасова Елена Витальевна,  преподаватель

 Рисовать пластилином можно и другими приемами; “горошками” и “жгутиками”. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника “жгутиками” несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.

5 способ

Конасова Елена Витальевна,  преподаватель

  На картон наносится рисунок, скатываются жгутики потолще, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками, как в масляной живописи.

Основные приёмы рисования пластилином

   Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки.

   Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму.

   Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик.

   Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения.

   Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев.

   Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев, стека или формирующих структуру вспомогательных инструментов - трубочек,

зубчатых колесиков и т. п.

   Прищипывание - осуществляется сжатием пальцев, собранных в щепотку, в той части формы, где создаётся новая деталь.

   Надавливание и размазывание - важно научить детей прилагать усилия   пальчиками.

   Преподаватель показывает приёмы, а при необходимости берёт указательный пальчик ребёнка и помогает нарисовать пластилиновую линию, поворачивает пальчик в нужном направлении.

  Основные направления размазывания – сверху вниз, слева направо.

Смешение цветов

   При создании лепной работы могут понадобится разнообразные цвета

пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

   Помните об основных цветах: жёлтый, красный и синий. При их смешивании получаются новые, производные тона. Смешав жёлтый с синим, получается зелёный, жёлтый с красным – оранжевый, красный с синим – фиолетовый. Смешивать одновременно более двух цветов не рекомендуется.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

   Для получения разнообразных оттенков используют прием вливания одного цвета в другой двумя способами:

1. смешать пластилин прямо на основе, накладывая мазки попеременно, а потом размазывая их на поверхности.

2. несколько кусочков разноцветного пластилина, разминают, перемешивают в одном шарике и используют.

   Подмешивание белого пластилина ослабляет влияние ярких цветов, делает их более тусклыми, пастельными.

   При смешивании матовых и флуоресцентных сортов получается пластилин нового качества.

   Составление пластилина нужного цвета - процесс трудоёмкий, но очень интересный.

   Руки на протяжении всей работы должны быть чистыми и теплыми.

 Формирование навыков по пластилинографии

   Работа по формированию навыков по пластилинографии проводилась в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи.

   Подготовительный. Освоить приемы размазывания пластилина подушечкой пальца; выработать правильную постановку пальца; научиться не выходить за контур рисунка; использовать несколько цветов пластилина.

   Основной. Доводить дело до конца, работать аккуратно, действовать по образцу и по словесному указанию воспитателя; научиться самостоятельно решать такие творческие задачи как выбор  рисунка  для работы и  цвет фона; научиться получать разные оттенки путём смешивания разных цветов пластилина.

    Итоговый. Сформировать личностное отношение к результатам своей деятельности.

   Расскажу об этапах подробнее. Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети учатся простым приёмам пластилинографии. На первых занятиях все дети учатся приёму размазывания пластилина кончиком (подушечкой) пальца. Дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.  Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов.

    На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином.  Дети учатся создавать композиции. Учитывая разные возможности детей одной возрастной группы, в конспектах занятий мной предусмотрены усложнения. Усложнения могут быть использованы как индивидуально, так и для всего коллектива детей.

    На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания,  опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому объекту.  Создание образа в воображении – наиболее трудный путь, требующий большого объема знаний и впечатлений, богатой эмоциональной гаммы душевных переживаний, умения удивляться, наблюдать. Поэтому важно пополнять внутренний потенциал детской фантазии, обогащая ее новыми впечатлениями до тех пор, пока не появится ощущение избытка эмоций и желание поделиться своим состоянием с окружающими. Данная форма работы с детьми позволяет заложить хорошую основу для их гармоничного развития.

    Для занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук я придерживаюсь следующих правил:

- Поскольку развитие ручной умелости предполагает определённую степень зрелости мозговых структур, заставлять ребёнка заниматься «через силу» неэффективно. Нужно начать с  того уровня упражнений, который будет получаться  и доставлять удовольствие.

- Выполнение упражнений должно быть регулярным.

- Нужно соблюдать комфортный  для ребёнка  темп выполнения.

- Очень  важно ободряющее поведение взрослого.

- Ребёнку всегда предлагается инструкция. Нельзя заменять её рисунком или ручным образцом  выполнения. Инструкция должна быть простой, короткой и точной.

    Так же как и на занятиях рисованием, при лепке используется художественное слово, для того чтобы вызвать у детей более яркие образы предметов, создать эмоциональное настроение.
Это могут быть стихи, песни, загадки, потешки, которыми начинаются или заканчиваются занятия. При подборе литературных произведений нужно учитывать специфику лепки, а поэтому описания предметов должны больше касаться формы, строения, размера и меньше - цвета, запаха и других свойств.
    Расширяя представления детей о форме, пропорциях предметов и способах лепки, важно проводить с ними небольшие беседы по их работам. В основном преподавателю приходится самому говорить о качестве выполненной работы. Иногда он предлагает ребятам самим решить, как вылеплена форма, переданы ее строение и пропорции, прочно ли соединены части.

Рекомендации  по работе в технике «Пластилинография»

1. Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не заливать кипятком) .

2. Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон.

3. Основу перед началом работы покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен (работать на скользкой поверхности легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин) .

4. На рабочем столе должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.

5. Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком или лаком для волос продлит ее "жизнь".

6. Для того чтобы придать поверхности блеск, перед заглаживанием пластилина пальцы слегка смачивают в воде, но так, чтобы картонная основа не размокла.

7. Чтобы поверхность картины выглядела шероховатой, используются различные способы нанесения изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.

8. В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и физкультурные минутки.

Кружковую работу можно вести 2 раза  в неделю в течении 20 минут. 

Материал и оборудование:

Виды пластилина:

                                                                                                                                               Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Стеки

   В процессе лепки нужно уметь пользоваться стеками. Они могут быть деревянными, которые легко сделать самим, и металлическими. Самая простая форма стеки - палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, но может быть она и в виде петли, палочки с петлей из проволоки.
Используется стека для обработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой, с ее помощью снимается лишняя глина с формы, делаются надрезы.

Досочка
   Для успешного обучения детей лепке хорошо иметь небольшие по размеру доски, которые размещаются на столе. Их размер определяется величиной лепки. Если фигура размером 15 Х 10 см, то доска может быть размером 35 X 22 см.

Вывод

   Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

   Из опыта проведенных занятий, можно с уверенностью сказать, что главный итог - необыкновенное ощущение радости детей и взрослых и большое желание вновь встретиться для работы с этим художественным материалом. Ведь даже те, кто не всегда удачно выполнял рисунки или не совсем любил рисовать работал с большим воодушевлением. Результат, как правило, отличный - все творческие работы получаются великолепными.

   Попробуйте выполнить несколько упражнений  и вы, вам обязательно понравится эта новая техника.

   Дети с удовольствием работают в технике пластилиновой живописи.
Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. Пластилинография. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008.
  2. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Детский дизайн. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008.
  3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008.
  4. Давыдова Г.Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. – М.: ООО издательство «Скрипторий», 2008.
  5. Журнал «Цветной мир. Изобразительное творчество в детском саду». Лепка и тестопластика.- М.: 2008 2.
  6. Никитина А.В. Нетрадиционная техника рисования. – СПб.: издательство «Каро», 2008.
  Наверх