Урукова Ирина Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
МАОУДОД «Городской дворец
творчества детей и молодежи № 1»
Татарстан, г.Набережные Челны
Конспект мастер –класса:
«Использование технологии
дифференцированного обучения на занятиях
по основам дизайна при изучении темы
«Декоративное оформление объемной формы»
Тема: «Использование технологии дифференцированного обучения на занятиях по основам дизайна при изучении темы «Декоративное оформление объемной формы».
Цель: Стимулирование творческого роста и уровня профессиональной компетентности
педагогов ДПИ.
Задачи: -ознакомление с методами, приемами, способами, …….
- развитие творческого потенциала педагогов ДПИ для дальнейшего повышения качества образовательного процесса,
- создание положительной мотивации у педагогов на формирование творческой педагогической деятельности.
Оборудования и материалы: плакат с цитатой для орг.момента, демонстрационные
схемы««Дифференцированное обучение», «Цель дифференцированного обучения», «Виды декорирования объемных форм», демонстрационные изделия ,конверт с загадками для дидактической игры «Волшебный конверт»,эскизы учащихся , образец оформления объемной формы, жетоны, «Дерево успешности»,15 наборов с цветными лепестками как показатели успешности, карточки с изображением эмоционального состояния, плакат с цитатой В.А. Сухомлинского, объемные формы для декорирования, ножницы, самоклеющаяся пленка, простые карандаши, пластическая масса, стеки, зубочистки, дощечки для лепки, клей «Момент», природный материал, бижутерия, бусы, стразы, пайетки.
Содержание мастер- класса:
I. Организационный момент.
II. Информационная часть:
1. Сообщение темы мастер- класса, цели и задач.
2. Дизайн объемных форм, как составная часть дизайна интерьера.
III.Практическая часть:
1.Презентация творческих групп. Виды декорирования объемных форм.
Демонстрация изделий.
2.Целевая установка работы групп. Выполнение декорирования объемных форм.
3.Объяснение использования методов, приемов дифференцированного подхода в
процессе выполнения работы учащимися участникам мастер-класса
IV. Заключительная часть
1. Коллективный анализ.
2. Рефлексия деятельности.
Ход мастер- класса:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Поприветствуем их. Давайте мы друг другу улыбнемся и с добрым настроением под прекрасную музыку начнем наше занятие.
«Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи».
Эти слова на протяжение всего занятия будут нас вести к цели.
II.Информационная часть.
«Творец живет в каждом из нас изначально, нужны только определенные условия, чтобы талант воплотился в создаваемых образах и творениях. Дизайн является одним из условий для проявления, формирования и развития творческого потенциала и художественных способностей учащихся. Занятия данным видом деятельности помогут ярче воспринять окружающий мир и по-новому взглянуть на обычные вещи.
Заложенный в детях творческий и интеллектуальный потенциал реализуется наиболее полно, если образовательный процесс построен с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося: возраста, уровня способности, подготовленности. Такой дифференцированный подход позволяет максимально повысить эффективность результативности образовательного процесса. Сегодня я хочу поделиться с вами, уважаемые коллеги, опытом работы в использовании технологии дифференцированного обучения на занятиях по основам дизайна при изучении темы «Декоративное оформление
объемной формы».
(Демонстрация схемы «Дифференцированное обучение», «Цель дифференцированного обучения»))
Человек всегда стремился к красоте, к созданию предметов, несущих эстетическое наслаждение. Поэтому в современном обществе стало актуальным и востребованным новое направление искусства – дизайн. Что же такое дизайн, и какие вопросы он изучает?
- Девочки, вам было дано домашнее задание: найти информацию о дизайне, о его направлениях, об областях деятельности, где широко применяется это направление. Я надеюсь вы справились с ним и сейчас поделитесь с нами этим материалом. Первая группа будет воспроизводить информацию, предоставленную педагогом; вторая группа –информацию, найденную в указанных источниках; третья- по самостоятельно найденным источникам.
(Учащиеся излагают информационный материал).
-Да, дизайн -это процесс создания новых предметов, формирование предметной среды. Его цель – гармония, удобство и красота, сочетание вкуса и моды, организация целостной, эстетической среды жизни человека. Если какая-либо вещь красива – все это хороший дизайн. Трудно назвать область человеческой деятельности, где бы дизайн не нашел себе применение. Как вы уже сказали, многие профессии так прочно слились с дизайном, что их невозможно отлучить друг от друга – модельеры, разрабатывающие новую одежду, проектировщики мебели, интерьеров и ландшафтных парков, визажисты, декораторы, костюмеры, флористы, дизайнеры печатной продукции и т.д. Как вы думаете, какими качествами должен обладать человек, работающий в данной области, т.е. дизайнер?
(Учащиеся высказывают свое мнение).
-Несомненно, искусство дизайна требует знания законов красоты, тенденций модных направлений, уметь хорошо рисовать, иметь отличный вкус, видеть и представлять окружающий мир целиком, иметь развитое воображение, находить удобные и красивые решения поставленных задач, вносить новизну и яркость.
III. Практическая часть:
-Сегодня мы с вами будем выступать в роли дизайнеров и декорировать объемную форму, которая будет элементом оформления интерьера кафе в морском стиле. Мы с вами попытаемся превратить обычную вещь в произведение, которое будет радовать глаз человека, вызывать положительные эмоции, актуальна в современном интерьере.
Вы знаете существует несколько видов декорирования объемных форм: плоскостное (с помощью пленки DC-fiх, роспись красками, используя крупу, аппликация из кожи) и рельефное (используя природный материал, бижутерию, драпирование кожи, ткани, используя пластическую массу).
(Демонстрация схем с видами декоративного оформления объемных форм и изделий, выполненных в разных техниках декорирования).
- У нас будут работать три дизайн- студии. Я попрошу каждую творческую студию провести презентацию своей группы, представить технику, в которой они займутся декором объемной формы, материал, необходимый для работы.
Учащиеся представляют свои подгруппы:
-Первая студия называется декор- студия. Техника, которая будет использоваться в работе: плоское декорирование (аппликация), материал- самоклеющаяся пленка DC-fix. Работа будет выполняться по образцу на заданную тему.
Вторая студия – арт- студия. Техника, которая будет использоваться в работе: рельефное декорирование (пластическая лепка). Материал, с которым будут работать- пластическая масса. Работа будет опираться на заранее разработанный учащимися эскиз по заданной теме.
Третья – креатив- студия. Техника, которая будет использовать в работе: рельефное декорирование (коллаж). Материал- природный материал, бижутерия, самоклеющаяся пленка, пластическая масса и многое другое. Для работы не используется разработанный эскиз.
-Уважаемые гости! Приглашаем вас попробовать себя в качестве дизайнеров в наших творческих группах.
-Спасибо всем группам за свое представление , но прежде чем приступить к практической работе, мы вспомним технику безопасности .
Избавит ваш труд от напрасной заботы
Знание правил безопасной работы.
И в этом нам поможет игра «Волшебный конверт». В этом конверте находятся зашифрованные в виде загадок инструменты, необходимые вам сегодня при работе. Каждый участник берет из конверта загадку. Отгадав ее, вам необходимо рассказать правила техники безопасности при работе с этим инструментом.
Загадки:
а) Гость пришел к нам очень странный.
Он в рубашке деревянной.
Носом водит по листочку.
Чертит линии и точки.
Он помощник главный наш,
Его имя…КАРАНДАШ.
б) Две стальные ножки
Бегут по дорожке,
Делят белую тропинку
Они на две половинки.
Проворные помощницы
А зовут их…НОЖНИЦЫ.
в) Волшебная водица
В пузырьках храниться.
Два листочка сложим вместе,
Капля жидкости чудесной
Нанесем на них смелей.
Их скрепит навечно …КЛЕЙ.
г) Я могу стать, чем угодно,
Все зависит лишь от вас:
Статуэткой, рамкой модной,
Сувениром- экстра класс.
Только помните, при этом-
В рот меня не надо класть,
И ронять под табуретку,
И в карманы про запас.
А в целом очень безопасна
Прекрасная… ПЛАСТИЧЕСКАЯ МАССА
д) Когда меня берете в руки,
Запомните совет простой:
Большой не надо тут науки,
Предмет не очень дорогой,
Но при умелом обращенье
Вернее друга не сыскать,
Что надо срезать я сумею,
Что надо- то отковырять.
А вот махать мной, словно палкой,
И ковыряться мной в носу
Или бросать вдруг, где попало-
не надо, не перенесу.
Такой вот детям дал совет,
Помощник верный,
Просто…СТЕК.
е) Мы вам поможем создавать шедевры,
Но только вы, пожалуйста, учтите,
Чтоб нас не собирать, терзая нервы,
В коробочке отдельной нас храните.
Пример берите со своей бабуси.
Премного благодарны. Ваши…БУСЫ.
ж) Веревочки, шишки, скорлупки, орешки,
Пшено и овес, и засохший подснежник.
Все хрупко и тонко, рассыпаться может,
Работайте с нами, друзья осторожно.
Мы в творчестве вашем поможем немало.
Зовут нас …ПРИРОДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
з) Я современный, яркий и удобный,
Прекрасный для отделки материал,
Приклеится могу я где угодно,
Внимательнее будь. Ваш …АРАКАЛ.
( Учащиеся приступают к самостоятельной практической работе).
-Уважаемые, коллеги! Каждая группа занимается разным видом деятельности. При работе с этими группами я ставлю разные задачи, применяю различные методы и приемы.
Учащиеся декор- студии выполняют работу на репродуктивном уровне, деятельность учащихся направлена на выполнение действий по образцу. При работе с этой группой я ставлю задачу: перевести умение учащихся в разряд навыков. Для эффективности процесса обучения я применяю такие приемы: объяснение, показ действия, решение заданий по образцу. При работе в данной группе я постоянно использую методы стимулирования: одобрительные поощрения, показ положительных примеров и моментов, вовлечение в интересную работу, похвала. Это помогает учащимся осознать свои достоинства и недостатки, повысить уверенность и самооценку.
Учащиеся арт- студии работают на эврестическом уровне. Они выполняют задачу пошагово, осуществляя поэтапно шаги поиска решения поставленной задачи: разрабатывают эскиз, а затем его решает практически, применяя творчество и самостоятельность. В работе с данной группой я ставлю задачу: обучение учащихся элементам творческой деятельности. Для достижения данной цели я применяю множество приемов: первоначально даю легкие, доступные творческие задания; раскрываю личностную значимость изучаемого и сделанного; признаю и поощряю множество решений поставленной задачи; не подчеркиваю чувство вины после совершения ошибки, повышаю значение ответа или решения задачи, даже ошибочного, ищу в них рациональное зерно. Применяю для реализации поставленной цели такие приемы: эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами творчества. Этот метод формирует умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают учащихся более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки, и потребности самообразования.
Учащиеся креатив- студии работают на исследовательском уровне. Учащимся предлагаются различные материалы, самостоятельный выбор темы и способа декорирования. Изучая свойства материалов, реализуя новые творческие идеи в ходе работы, учащиеся выходят на исследовательскую деятельность. Цель работы с данной группой: целенаправленное обучение и развитие черт творческой, поисковой деятельности, формирование творческой личности. Для эффективной реализации образовательной программы и развития творческих способностей я применяю такие приемы: постановка исследовательских заданий, самостоятельное решение поставленных задач, консультации, анализ и т.д. Для того, чтобы обеспечить каждому воспитаннику самые благоприятные условия для проявления его способностей, умений, творчества в этой группе я создаю ситуацию успеха и внушаю уверенность в своих творческих способностях, всячески поощряю и стимулирую у учащихся самостоятельный выбор наиболее приемлемых для них способов решения поставленной задачи, не только оцениваю конечный результат, но и формирую самоконтроль самого процесса обучения, активизирую рефлексию мышления.
Такой дифференцированный подход в обучении позволяет разнообразить деятельность учащихся и дает им возможность выбрать, приемлемый для них вид деятельности с учетом своих интересов , способностей и вселить уверенность в свои силы. Я не навязываю свои требования, а всего лишь предлагаю, помогаю сделать выбор и реализовать его. Такой подход позволяет мне зародить в каждом ребенке зерно творчества и с любовью, интересом, желанием проращивать его, закрепляя ЗУН, которые в дальнейшем переродиться в творческие проекты. При этом на занятиях осуществляется личностно- ориентированный подход к каждому ребенку.
Любая деятельность осуществляется более эффективно и дает качественные результаты, если при этом существуют сильные мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать трудности, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Поэтому я на своих занятиях широко применяю методы мотивации, стимулирования и поощрения. Это позволяет ребенку осознавать свою значимость, свои достоинства.
Динамическая пауза.
Игра «Корабль»
-Представьте, что мы попали на корабль. И капитан решил проверить вашу выносливость и внимательность. В обязанность моряка входит: подниматься на мачту, расправлять паруса, драить палубу. Эти задания капитан дает, показывая их движениями рук. « Руки вверх»- подняться на мачту, «руки по бокам перпендикулярно туловищу»- расправить паруса, «руки вниз, присесть»- драить палубу. Еще он все действия озвучивает: «мачта», «парус», «палуба» .Но часто капитан путает движения со словами. Вы должны быть внимательными выполнять точно действия, слушая слова. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
(Учащиеся продолжают практическую работу)
IV. Заключительная часть
В конце занятия проводится рефлексия. Учащиеся самостоятельно оценивают
результаты своей деятельности и работы товарищей, отмечая положительные стороны и недоработки. При этом я применяю метод самооценки, самоконтроля, самоанализа учащимися работ, своей деятельности. Этот метод контроля позволяет учащимся осознавать и осмыслять собственные действия, понимать, что является причиной успеха или неудачи, уметь оценивать результаты своей деятельности и уметь находить самостоятельно пути коррекции своих недоработок, неудач.
-Наше занятие постепенно подходит к своему завершению, и сейчас я предлагаю оценить наши работы. Но оценку и рекомендации вы будете давать сами. Для этого мы организуем вернисаж работ, где каждый сможет примерить на себя роль эксперта. У каждого из вас на столе находятся жетоны, дающие право голоса. Ими вы отдаете свое предпочтение понравившейся работе, выполненной участником своей творческой студии.
(Учащиеся выбирают понравившиеся работы и комментируют свой выбор)
- Как вы считаете, удалось ли сегодня решить поставленную задачу: декоративно оформить объемную форму? Что вызвало у вас трудность? Что больше всего понравилось? Понравилась ли вам сегодняшняя тема занятия, вы получили для себя что-то новое?Выскажите пожалуйста, свое мнения с помощью «дерева успешности», которое находится на стенде и набора с цветными листиками, цвет которых будет служить показателем успешности занятия, продуктивности вашей работы, находящийся у вас на столах (красный – отлично,желтый– хорошо, зеленый – нужно еще поработать).
Завершая наше занятие, я хочу обратиться к коллегам. Для того чтобы наши воспитанники становились творческими, самостоятельными личностями, мы педагоги должны постоянно самосовершенствоваться, сами становиться исследователями, способными к непрерывной инновационной деятельности, а, следовательно, к творческому саморазвитию. Ведь успехи наших воспитанников, пусть они иногда бывают совсем маленькими, всегда должны служить для педагога стимулом к успешной педагогической деятельности. При этом педагог так же должен иметь в виду, что необходимо создавать педагогические условия для реализации учащимися своего потенциала: расширение зоны возможностей для самопознания, самоопределения, самоуправления и саморазвития.
Я также попрошу коллег, дать оценку Мастер- классу, в котором вы сегодня принимали участие. Перед вами находятся красный жетончик, с помощью которого вы сможете выразить свои чувства, которые появились у вас после просмотра Мастер- класса. Положите этот жетон около той карточки с изображением эмоционального состояния, которое соответствует вашему:
- я в восторге, получила великолепный опыт Мастера. Мне захотелось поделиться своим опытом;
- получила удовольствие. На Мастер- классе мне были созданы условия для деятельности;
- чувствую радость. Мастер- класс педагога ДО подтолкнул меня к сотрудничеству с коллегами. Полученный материал поможет мне повысить уровень знаний;
- чувство огорчения от Мастер- класса. Не смогла увидеть ничего нового.
Я хочу завершить нашу встречу словами В.А.Сухомлинского: «Творчество- это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.» Мне хотелось бы поблагодарить девочек, которые сегодня помогали нам, гостей за то, что приняли участие работе и всех тех, кто помогал мне в подготовке. Всего вам доброго!..