Цивилева Оксана Юрьевна, учитель – логопед
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский садкомбинированного вида № 14 «Сказка»
города Верхний Уфалей
Конспект образовательной ситуации
по развитию связной речи и лексико-грамматического строя речи
Тема: «Прогулка на пасеку».
Составление описательного рассказа о пчеле при помощи схемы.
Цели:
Коррекционно – образовательная:
- Обучать детей составлению описательного рассказа с опорой на схему;
Коррекционно – развивающие:
- развивать умение логически последовательно выстраивать свое высказывание;
- развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику;
- развивать зрительно – пространственную ориентировку;
- пополнять словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- закреплять употребление в речи притяжательных прилагательных;
- развивать мышление, память, внимание.
Коррекционно – воспитательная:
- воспитывать у детей положительное эмоциональное отношение к занятиям, самоконтроль за речью.
Оборудование: туча и солнышко – картинки с эмоциями, предметная картинка – пасека, зеркала, салфетки, баночка меда с ложками, улей, банки разных цветов, схема описания насекомых, магнитная доска, конверты с разрезными картинками, муляжи насекомых, пчела, конфеты, подарки от пчелы, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций. Заучивание физминутки и стихотворения про пчелу.
Время занятия: 30 минут
Группа: подготовительная
Ход занятия:
I . Вводная часть. Орг. Момент
Здравствуйте, ребята. К нам на сегодня пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь как вам удобно, чтобы ваши спины были прямыми. Посмотрите, как у меня.
Ребята, а какое у вас настроение сейчас. Покажите мне его при помощи предметов, которые лежат на столе. Я рада, что у вас хорошее настроение, надеюсь, оно останется таким до конца
Словарная работа
Ребята сегодня у нас будет необычное занятие, я вам предлагаю прогуляться на пасеку.
Вы не против? А кто из вас знает, что такое пасека? Вы узнаете, кто живет на пасеке, когда отгадаете загадку.
Хоть они и жалят больно
Их работой мы довольны (пчелы).
Молодцы ребята! Это пчелы. Посмотрите на картинку.
Пасека – это специальное место, созданное человеком для пчел, которые делают мед.
Давайте повторим вместе, что такое пасека?
Ваня, произнеси это слово – громко. Катя, а ты произнеси это слово шепотом.
Лиза поделит слово пасека на слоги и прохлопает его. Сколько слогов в этом слове.
Андрей составит предложение с этим словом.
Артикуляционная гимнастика
А вы хотите узнать, как живут пчелы на пасеке?
Чтобы посмотреть на них нужно выполнить гимнастику для язычка, чтобы он был послушным и выговаривал все четко и правильно.
Возьмите в руки зеркала. Упражнения стараемся выполнять правильно.
- «Улыбка» –
Улыбаться будем дружно
Нам в пути грустить не нужно.
(на счет раз улыбаемся, на счет 2 – возвращаем губы в и.п.)
- «Блинчик» -
Испечем блинов в дорогу
Будет пища нам в подмогу»
(держим на счет до 5)
- «Чашечка»
Чай из чашечки попьем
Пчелы угостят медком.
Ребята а чем вас могут угостить пчелки?
Правильно, медом.
Давайте попробуем его и скажем какой он?
- «Вкусный мед»
Угостились мы медком, ах какой же вкусный он, ароматный он, сладкий он. Какой вкус у меда? Какой запах?
Уберите зеркала на место.
II. Основная часть
Элемент логоритмики
Ну что отправляемся на пасеку?
Встаем со своих мест.
Взялись за руки друзья
Друг без друга нам нельзя.
1.2,3,4,5
Будем весело шагать
В садике сидеть устали
И на пасеку сбежали.
Вправо дружно повернем
Хлопаем в ладоши.
Влево дружно повернем
Ножкой топнем. Подмигнем.
На носочки встали
И дальше все пошли
Подошли мы к пасеке
На пяточках пошли.
И на нашей пасеке коробочку нашли.
Словарная работа
Ребята, вот мы и на пасеке.
А кто знает. Что это за коробочка? Кто в ней может жить? Кто ее сделал?
Ребята – это улей - деревянный домик, сделанный человеком для пчел.
Давайте повторим это новое слово. Произнесем его все вместе. Поделим на слоги.
Объявление темы занятия
А где же пчелы, вы видите их?
Чтобы они появились нам нужно составить про них красивый рассказ. Посмотрите внимательно, может они оставили нам какое то послание?
Андрей принеси банку, которая находится в правом верхнем углу.
Катя – принеси баночку зеленого цвета?
Ваня принеси банку, которая находится в середине
Какого она цвета?
Лиза принесет нам банку синего цвета
Матвей принесет баночку из верхнего левого угла? Какого цвета?
Данил, какого цвета осталась баночка? Возьми ее?
А теперь пройдем на свои места, сядем и посмотрим, что же за сюрприз оставили нам пчелки.
Беседа по предметным картинкам
1. Андрей, посмотри какой сюрприз твоей банке? Кто изображен на картинке?
Ребята, а пчела это кто? Давайте поиграем и скажем, какая пчела по цвету, размеру.
Пчелка любит трудиться, значит, какая она? Носит мед нам пчела – медоносная. Каких насекомых вы еще знаете?
Посмотрите, у вас на столе лежат конверты белого цвета, а в них еще один сюрприз. Соберите картинку и узнайте что это. Назовите, кто у вас получился?
Здорово, у вас у всех получились насекомые. Кошка – это тоже насекомое? А кто это? Молодцы ребята, не попались.
2. Давайте посмотрим, какой сюрприз у Кати на банке.
Как передвигается пчела? Какой звук издает при полете? Давайте подразним пчелок
Жжжжжжж. А теперь громко. ЖЖЖЖЖЖЖ. И потише - Жжжжжжж
Массаж лица
Прилетела к нам маленькая пчела
Вот большая прилетела и выгнала маленькую
Покапал дождик и пчелки улетели, спрятались.
3. Ваня назови части тела пчелы:
Помогайте ему ребята.
4.Лиза, где живет пчела?
Давайте поиграем:
Улей – чем дом?
Семя пчел, чья?
Мед чей?
5.Матвей, чем питается пчела?
Ребята, из чего она делает мед?
6.Данил, какую пользу приносит пчела природе и человеку?
Физминутка
Давайте покажем, как пчелка собирает мед.
Только солнышко проснется
Пчелка кружит, пчелка вьется
Над цветами за рекой
Над травою луговой.
Собирает свежий мед
И скорей домой несет
В свой далекий теремок,
Луговой несет медок.
Составление рассказа
Вспомните сколько всего узнали про пчел, Давайте составим про них красивый, интересный рассказ, а помогут картинки, которые мы нашли.
Кто хочет попробовать?
Рассказывают 1,2 человека. Молодцы
Посмотрите ребята, вот и пчелка прилетела, когда услышала рассказы про нее.
И остальные ребята обязательно расскажут свой рассказ пчелке в группе, потому что наша прогулка подошла к концу и нам пора возвращаться в детский сад. А пчелку мы позовем с собой. Закройте глаза, и мысленно попрощайтесь лесной полянкой и пасекой.
III. Заключительная часть
Итог. Оценивание.
Потихоньку открывайте глаза, вот мы в нашем зале.
Понравилась ли вам прогулка на пасеку?
О ком сегодня разговаривали и про кого составляли рассказ?
Какие новые слова узнали и запоминали?
Что Вам запомнилось больше всего?
Какое настроение у вас в конце нашего занятия? Покажите предмет.
Я рада, что у вас веселое, задорное настроение.
Сегодня на занятии все были молодцы.
Оценивание каждого ребенка.
Пчелке очень все понравилось и она вам дарит по цветочку.
Сегодня пчелка еще целый день пробудет с вами, а потом мы с ней попрощаемся, так как пчелка начнет готовиться к зиме? А зимой ребята, что делают пчелы?
Давайте себя похвалим: Погладим по голове и скажем: «Я молодец!»
Спасибо вам за занятие.
Попрощайтесь с гостями.