E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Гранкина Татьяна Анатольевна, музыкальный руководитель

 

Гранкина Татьяна Анатольевна,

музыкальный руководитель МОУ СОШ № 1

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ,

город Верхний Уфалей

Речевые  упражнения и игры,

                                        способствующие развитие чувства ритма                                    

у детей старшего дошкольного возраста

    О влиянии музыки на детей, о её значении в эстетическом, умственном, нравственном воспитании писали многие педагоги-исследователи, подчёркивая необходимость воспитания общей музыкальности с раннего детства.  Б. М. Теплов выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство, произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое чувство.

     Чувство ритма – одна из главных музыкальных способностей. Оно имеет не только двигательную, моторную, но и эмоциональную природу. Ритм помогает соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных упражнениях. Развитие моторики и экспрессивной речи у ребёнка происходит в тесном единстве. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут совершенствоваться одновременно. Музыка, являясь организующим фактором, регулирует движение и речь. В основе развития ритмического чувства лежит восприятие выразительности музыки через движения. Хорошо развитое, оно позволяет ребёнку понять и пережить музыку, даёт возможность жить в ней, чувствовать, двигаться. Ритм формирует тело и дух ребёнка, помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество. Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования речи и её восприятия.

 

Игра-упражнение "Озорные козлята"

Цель: Закреплять навык выделения на слух неожиданного акцента.

Материал. Шапочки козлят на каждого ребёнка.

Содержание.

Педагог медленно произносит различные слоги, произвольно делая акцент на одном из них. Дети стоят в парах лицом друг к другу, держа руки за спиной, и делают ногой махи назад, высоко поднимая голень. На акцентируемый слог поднимают руки над головой с вытянутыми указательными пальцами, изображая рожки, потом продолжают движения ногой до последующего акцента.

 

Ритмическое упражнение "Листики и капельки"

Цель: Учить детей выполнять ритмические хлопки согласно изображениям на картинке. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог предлагает детям прохлопать ритмические картинки  (картинки с изображением ритмически расположенных листиков, капелек).

 

Ритмическое упражнение "Ёжик и барабан".

Цель: Учить детей выполнять ритмические движения, согласно тексту стихотворения. Развивать чувство ритма.

Содержание.

С барабаном ходит ёжик.

Бум-бум-бум!

(На слова "Бум-бум-бум!" дети равномерно ударяют ладонями по коленям).

Целый день играет ёжик: Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами... Бум-бум-бум!

Ёжик в сад забрёл случайно.

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он.

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он.

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались:

Бум-бум-бум!

И удары раздавались:

Бум-бум-бум!

Голосовое упражнение "Спелые фрукты".

"Груши падают на траву" - бам-бам-бам (громко).  

"Сливы падают на траву" - Бам-Бам-Бам (тихо).

"Вишни падают на траву" - бам-бам-бам (шёпотом).

 

Ритмическое упражнение "Дождик".

Педагог говорит: "Набежали тучки, и пошёл дождик... Сначала редкие капли застучали по крыше. Но вот дождик стал сильнее, капли падают чаще, чаще. Настоящий ливень! Хорошо!" (Дети вместе с ведущим хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе.)

Капля - раз! Капля - два!

Капли медленно сперва

Стали капли ударять,

Капля каплю догонять.

 А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

До свиданья, лес густой!

Побежим скорей домой!

 

Ритмическое упражнение "На птичьем дворе".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Педагог читает стихотворение. Дети ритмично поднимаются на носки и опускаются на пятки в такт чтению.

Есть у курицы цыплёнок,

У гусыни есть гусёнок,

У индюшки индюшонок,

А у утки есть утёнок.

 У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

 

Ритмическое упражнение "Как на горке - снег, снег".

Цель: Учить детей выполнять движения в такт стихотворению. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши в такт стихотворению (на каждую строчку - четыре удара).

Как на горке - снег, снег,

И под горкой - снег, снег,

И на ёлке - снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише, не шуметь!

 

Ритмическое упражнение "На дворе".

Цель: Учить детей выполнять движения, согласно тексту. Развивать чувство ритма.

Содержание.

Дети сгибают руки в локтях, совершают поочередные действия, имитирующие движения рук робота. Текст дети произносят, чётко скандируя:

На дворе мороз и ветер,

На дворе гуляют дети,

Ручки, ручки потирают,

Ручки, ручки согревают.

 

Ритмическое упражнение "Зайчик и барабан".

Цель: Развивать умение воспринимать чувство ритма и воспроизводить его самостоятельно.

Содержание.

Дети стоят в кругу в затылок друг другу. Один из них отбивает ритм на спине партнёра. Тот запоминает его и старается повторить на спине партнёра, стоящего перед ним. Ритм должен вернуться к «заказчику».

 

Ритмическая игра "Капельки".        -

Цель: Упражнять детей ритмичными движениями  передавать текст.

Содержание.

Кап! Кап! Я - капель,

У меня в апреле

(стучат указательным пальчиком по ладони)

На весеннем тепле

Капельки поспели.

Кап, кап на скамью (стучат пальчиком по коленям),

Детям на игрушки,        

Кап - кап - кап!

Воробью (легко прикасается пальчиками к голове)

 Прямо на макушку.

 

Упражнение "Волшебная капель".

Цель: Упражнять в выполнении ритмичных движений под музыку.

Материал: Картинки для каждого ребёнка с изображением лужи.

Содержание.

Ведущий предлагает послушать звук металлофона. Одновременно дети пипеткой капают капельки воды по контуру лужи.

 

Ритмическое упражнение "Перелётные птицы".

Цель: Развивать чувство ритма, пластику рук.

Содержание.

Ведущий и дети проговаривают стихотворение, руками совершают плавные встречные движения, имитируя движения рук дирижёра в оркестре.

Тили-тели, тили-тели –

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка-

Серенькое пёрышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

 

Литература:

1.Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей (под ред. Голубевой Э. А., Гусевой Е. П., Кольцовой В. А. и др.). М.: Наука, 2003.

2. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет : модели комплексных занятий / авт. - сост. Ю. В. Полякевич, Г. Н. Осинина. - Волгоград

   Детский сад: как заранее к нему подготовиться? " FUN4CHILD.RU - ДЕТСКИЙ САЙТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ, ДОШКОЛЬНИКОВ И ШКОЛЬНИКОВ

  Наверх