Белова Тамара Дмитриевна,
воспитатель МБДОУ №14 «Сказка»
г. Верхний Уфалей
«Влияние народных промыслов
на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.
С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.
Народное прикладное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают обычаи и нравы своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Ласково и нежно называют эту игрушку – дымка. Все игрушки очень весёлые, жизнерадостные и выполнены порой с большим юмором.
Знаете ли вы, что является родиной этой знаменитой игрушки? Это заречная часть города Кирова. С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно село Дымково.
Возле Вятки самой
Дымково – посёлок.
Окаймлён лугами
Уголок весёлый.
Лет ему за двести,
Триста ль маловато
Собирались вместе
Мужики когда – то.
Основание слободы относится ко времени царствования Ивана III, который стремясь ослабить непокорных ему устюжан, расселял их в наиболее глухие места. Тогда и была переведена Дымковская слобода из Великого Устюга к городу Хлынову на реке Вятке. Переселившись, устюжане перенесли сюда название своей слободы – «Дымково».
Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, село всё будто в дыму, в дымке.
Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Здесь в старину и зародилась эта игрушка.
И пошла о «Дымке» слава,
Заслужив на это право, Говорят о ней повсюду,
Удивительное чудо!
- А вы знаете, как мастера делают игрушки?
Вокруг Дымковской слободы в оврагах много красной глины, её и берут для изготовления игрушек. Мнут мастера комок глины руками, глина согревается в ладонях, и появляются удивительные фигурки птиц, животных, барышень.
Привезли мы глину с дальнего бугра.
Ну – ка за работу чудо – мастера!
Я слеплю лошадку, я её поглажу
И седельце с бархатом на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь! А потом распишем.
Остывшие фигурки покрывают белым мелом и украшают узорами.
Если посмотреть на узор на дымковских игрушках, он необычайно прост: полоски, клеточки, прямые и волнистые линии, кружочки, кольца, точки – горошины… Зато краски яркие: красные, зелёные, жёлтые, синие, оранжевые, т. е. радужные. (Показ образцов рисования – силуэты.) Обратите внимание, что основа росписи – круги, на которых расположены мелкие элементы.
Дешёвые глиняные игрушки в основном изготавливались в осеннее – зимний период и в начале весны, когда велась длительная подготовка к большой ярмарке «Свистунье».
Знакомство детей с различными видами народного декоративно – прикладного искусства на занятиях по декоративному рисованию поможет научить их воспринимать прекрасное и доброе, познакомит с народными традициями, заложит основы эстетического воспитания.
Начинать работу лучше всего с ознакомления с дымковской игрушки, так как именно она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка. Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Они просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир весёлого праздника. Организация занятий по декоративному рисованию дымковской игрушки даёт возможность детям почувствовать себя в роли художника – декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.
Задачи, решаемые при обучении детей декоративному рисованию:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой и вызвать у них интерес к этому виду творчества.
2. Создать условия для приобщения детей и родителей к народному творчеству при помощи дымковской игрушки.
3. Сформировать навыки технического исполнения дымковской росписи.
4. Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
Работу по обучению детей рисованию дымковским узором необходимо проводить в следующей последовательности:
1. Познакомить детей с дымковской игрушкой.
2. Сформировать у детей навыки рисования дымковских узоров.
Уважение к искусству своего народа надо воспитывать терпеливо и тактично, не забывая о личности ребёнка, его взглядах, интересах, желаниях.
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям. Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам.
«Получить в детстве начало эстетического воспитания – значит, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству». Н. А. Ветлугина
Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
Итог: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
В. А. Сухомлинский.
«Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи»
(Конспект занятия в средней группе)
Программное содержание:
1. Активизировать знания детей об элементах дымковской росписи.
2. Учить составлять узор из отдельных элементов дымковской росписи на прямоугольнике.
3. Формировать умения правильно набирать краску на кисточку, вести кисть по ворсу. Познакомить с приёмом «тычок».
4. Воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к рисованию.
5. Расширять знания об окружающей действительности.
Словарная работа: дымковская, тычок, барышня, расписной,
изящный, волнистый, горошки, полоски, разноцветный.
Материал и оборудование: бумага белая, мольберт для показа рисования, краски гуашь, палитра, кисти мягкие, подставки для кисточек, мягкие тряпочки, баночки с водой, образцы дымковской росписи и иллюстрации.
Ход:
Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель вносит дымковскую игрушку-барышню.
- Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? Это дымковская игрушка. Такие игрушки делают в селе Дымково. Они бывают разные: веселые румяные барышни, расписные кони, изящные олени. Основными элементами дымковской игрушки являются: широкие и тонкие полоски, горошки, колечки, волнисты линии. Все дымковские игрушки делают из глины. Сегодня мы с вами поучимся рисовать элементы дымковской игрушки.
Обратите внимание на элементы росписи – полоски.
Какого цвета полоски? – Правильно полоски желтого цвета.
Посмотрите, как я их буду рисовать. Беру кисточку в правую руку, указательный пальчик лежит на кисточке сверху. Левой рукой придерживаю бумагу. Набираю желтую краску, веду кисточку сверху вниз по ворсу.
Полоски можно рисовать и слева направо.
Полоски могут быть красного, желтого, зеленого цвета.
- А теперь я буду рисовать горошки. Посмотрите внимательно: беру круглую палочку в правую руку, левой рукой придерживаю лист, набираю краску. Конец палочки смотрит в потолок. Я рисую красные горошки. Этот прием рисования называется «тычок». Давайте все вместе скажем – тычок. Молодцы!
Возьмите в правую руку кисточки, давайте в воздухе нарисуем полоски, ведем кисточки сверху вниз. Ещё раз. А теперь слева направо.
Молодцы!
А теперь наберите краску и приступайте к рисованию (воспитатель даёт индивидуальные указания).
Физкультурная минутка:
Всем ребятам надо встать, руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать, руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево и садитесь вновь за дело.
- Сейчас попробуем нарисовать горошки.
Итог : - Обратите внимание, какие красивые, интересные работы у вас получились.
- Какие работы вам больше всего понравились? Почему?