E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Останина Юлия Михайловна, воспитатель

Останина Юлия Михайловна

МБДОУ д\с №14 «Сказка» - воспитатель.

Челябинская область, город Верхний Уфалей

Консультация для родителей.

Как ребёнок учится говорить.

   Хотя взрослым кажется, что усвоение ребёнком речи носит спонтанный, хаотический характер, - это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до 3 лет традиционно разделяют на три основных этапа:

  1. Доречевой этап – от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета;
  2. Дограмматический этап первичного освоения языка – от 1 года до 2 лет;
  3. Этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребёнка.

  Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нём), ребёнок должен, во-первых, находиться в так называемой «языковой среде» - иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова. «Критическим» периодом развития речи ребёнка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

  Развитие речи ребёнка идёт по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие «активной», собственной речи как способность говорить, то есть импрессивной речи. Каким образом это происходит?

Развитие импрессивной речи

  1 год 1 месяц. Различает игрушки, похожие по форме, например «петушка» и «курочку», и приносит их по просьбе взрослых.

  1 год 2 месяца. Узнаёт изображение отдельных предметов, действий по картинке, понимает вопросы «Где мячик, покажи?», «Что делает девочка на картинке?» и так далее. У ребёнка развивается активный интерес к окружающему, к картинкам. Он приносит по просьбе взрослого предмета.

  1 год 3 месяца. Дети уже могут совместно играть с игрушками. Игру организует взрослый с помощью словесной инструкции. Ребёнок выполняет любое поручение по устной просьбе. Рассматривая картинки, находит называемое изображение.

  1 год 4 месяца. Ребёнок понимает смысл простых, часто повторяющихся предложений: «Будем кушать», «Пойдём гулять», «Возьми и принеси» и другое.

  1 год 6 месяцев – 1 год 8 месяцев. Происходит быстрый скачок в развитии импрессивной речи: у ребёнка возникает обобщённое понимание некоторых слов, например, при слове «кукла» он может принести не ту, с которой чаще играет, а другую.

  1 год 7 месяцев. Ребёнок понимает несложный сюжет картинки.

  1 год 9 месяцев – 1 год 11 месяцев. Ребёнок очень любит сказки, песенки, стихи.

  1 год 11 месяцев. Понимает слова, касающиеся событий, уже имевших место в его личном опыте, например: «Мы сегодня пойдём к Мише, помнишь, у него есть большая машина».

  К концу 2-го года ребёнок в основном овладевает умением выделять и различать фонемы родного языка.

Развитие экспрессивной речи

  12-13 месяцев. Малыш активно и успешно начинает подражать речи взрослых, быстро растёт количество слов, которые он понимает. Появляется «слово-фраза». В речи ребёнка наблюдаются фонематические искажения, употребляются корни слогов, ударные слоги, начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеют место перестановки слогов.

 1 год 2 месяца – 1 год 3 месяца. Ребёнок отвечает на вопросы при отсутствии предмета: «Хочешь молока?» - «Да ням, ням». Словами и звуками он сопровождает все свои действия с игрушками, ходьбу, беготню, прыганье и лазанье, наблюдения за окружающими, рассматривание изображений.

  В этот же период наблюдаются первые элементарные проявления инициативного употребления осмысленных слов: автомобиль – «би-би», лошадь – «ньо-ньо», птица – «гага», кошка – «кс-кс», собака – «ав-ав». В речи появляется только первый слог (баран – «ба») или ударный слог (окошко – «ко»); нередко пропускаются звуки (собака – «бака»).

  Ребёнок любит рассматривать картинки в книжках, перелистывает страницы, произносит много нечленораздельных звуков – « читает, часто воспроизводит один слог в слове или два одинаковых слога.

  1 год 4 месяца. Слова начинают носить обобщённый характер, например ребенок, говорит «ляля» про любую куклу. Словарный запас составляет 30-40 слов.

 1 год 5 месяцев. Словом пользуется в момент сильной заинтересованности: «Дай то-то».

 1 год 5 месяцев – 1 год 6 месяцев. Окружающие обычно не замечают больших изменений в развитии речи детей.

 К полутора годам ребёнок произносит, хотя и не всегда чётко почти все гласные и некоторые согласные звуки – М, П, Б, К, Г, Т, Д, Н, В, Ф, Й. многие согласные звуки часто произносятся им смягчённо (дяй вместо дай).

  В слоговой структуре наблюдаются замены и опускание звуков, слогов: «ки» - киска», «ба» - собака, «ко» - молоко, «кА» - каша. В речи имеется от 35 до 95 слов, но по-прежнему широко используются жесты, мимика, элементарные звуки. Этот период в развитии речи (до 1 года 6 месяцев), который называют «автономным», имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребёнка.

  1 год 6 месяцев – 1 год 7 месяцев. Происходит скачок в формировании речи, которая начинает развиваться ускоренными темпами. Вместо того чтобы непосредственно тянуться к предмету, ребёнок обращается ко взрослому и называет предмет.

  1 год 8 месяцев – 1 год 9 месяцев. Ребёнок учится заменять облегчённые слова правильными. Теперь вместо «би-би» он говорит «машина», вместо «ав-ав» - «собака» и тому подобное. Усложняется слоговая структуру: ребёнок воспроизводит двухсложные слова, в трёхсложных опускает один из слогов. К 1 году 9 месяцев в его словаре имеется около 175 слов, во фразе 3 – 4 слова.

  1 год 9 месяцев. Продолжается влияние на поведение ребёнка через речь, так как благодаря речи взаимоотношения между малышом и взрослым становятся более гибкими, требования ребёнка менее категоричными, поскольку он подчиняется собственным приказам: «Маша, сиди тут. Пока тётя Оля пидёт (придёт)». Возникает описательная речь. Например, ребёнок смотрит в окно и говорит: «Мальчик катается», «Машина гудит», Самолёт летит». Ребёнок рассказывает о прошлых событиях, любит воспроизводить услышанное, может что-то присочинить к происшедшему.

  1 год 10 месяцев. Правильно называет собственные действия в игре – «упал, поехал». Использует предложения из 2 – 3 слов. В предложениях начинает употреблять местоимения и прилагательные.

  1 год 10 месяцев – 2 года. Продолжает совершенствоваться слоговая структура слова: в трёхсложных словах иногда пропускается один слог, чаще предударный, при этом может сохраняться количество слогов в четырёхсложных словах: «Папа, Витя кататьца». Во фразе употребляется глагол в неопределённой форме или в повелительном наклонении: «Двей закить» (дверь закрыть), «Котлету поежь»; фраза распространена: «Тётя Катя, мооко пинеси не» («Тетя Катя, не приноси молока»).

  1 год 11 месяцев. Речь детей особенно активна в играх с куклами, игрушками,  изображающими животных. Например, ребёнок может рассматривать игрушечную корову, трогать рога, хвост, уши, тут же трогать свои уши и всё время рассказывать ей что-то, часто непонятное взрослому. Или ребёнок может укладывать куклу спать: «Бай, бай, Катя, пи, от так, пи, катя».

   Быстро растёт активный словарь малыша – к двум годам он включает примерно 300 – 400 слов (в основном это именно существительное и глаголы, причём глаголы встречаются примерно в 2 – 3 раза реже, чем существительные. Появляются наречия: тут, там, здесь. К этому времени ребёнок учится строить предложения, состоящие из нескольких слов, которые ещё, как правило, не согласованы между собой: «Вета бай-бай» (Света хочет спать): предлоги в большинстве случаев отсутствуют: «Вова мика» (У Вовы Мишка).

Советы родителям

  • Как это ни странно звучит, но один из главных советов заключается в том, что с ребёнком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребёнок нуждается в собеседнике – то есть человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребёнок хочет сказать.
  • Ребёнок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребёнок произносит своё имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научиться произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребёнка по имени, когда разговариваете, играете с ним.
  • Побуждайте ребёнка рассказывать вам о том, чего он хочет или что делает.
  • Показывайте ребёнка на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
  • Говорите с ребёнком правильно, чётко произнося слова и фразы. Нвое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
  • Читайте ребёнку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки «Курочка Ряба», «Репка», в которых многократное повторение фраз «Бил-бил не разбил», «тянут-потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребёнок начнёт их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строчки, оканчивающиеся простым словом, которое ребёнок может повторить.
  • Читайте ребёнку книги, в которых есть иллюстрации. Учите ему показывать вам те картинки, которые вы ему называете.
  • Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.
  • Развивайте у ребёнка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мыли и желания при помощи слов и коротких предложений.
  • В играх с малышом учите его правильно называть окружающие предметы.

 Анимашки Книги

  Наверх