E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Июнь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Лоткова Ольга  Яковлевна,  заведующая НМПБ

Лоткова Ольга  Яковлевна, 

заведующая НМПБ,

Немцевская МПБ, Белгородская область,

Новооскольский район, село Немцево,

«Весенняя капель».

Познавательно-игровая программа

Цели:

  1. Развитие познавательного интереса к природе.
  2. Организация досуга.

Задачи:
1. Расширить кругозор о весне.

2. Воспитывать бережное отношение к природе, к весенним признакам.
3.  Развивать логическое мышление, познавательные способности.

  1. Познакомить с праздником народного календаря - Василий Капельник.

Оборудование и технические средства:

- экран, мультимедийный проектор, ноутбук

- рисунки участников мероприятия на тему «Весна».

Оформление: книжная выставка «Весенний стихопад».

Музыкальное оформление: песня «Весенняя капель».

Ход мероприятия
Входит Ведущий: 
Ведущий: Из далеких краев, где морская волна

Кружевной рассыпается пеной,
К нам на крыльях ветров прилетает Весна
И приносит с собой перемены.
Украшает Весна и сады и поля,
Покрывает цветами овраги.
Оживает прогретая солнцем земля,
Пьет душистые капельки влаги.
Здравствуйте дорогие гости! Вы уже догадались по какому поводу мы здесь с вами собрались? Правильно мы сегодня отмечаем праздник Весны! Зима была очень длинной и затяжной, и вот наконец-то, наступила весна!

Весна! - это утро года… Весна – новая жизнь, это светлый праздник пробуждения природы. Весной просыпается все живое.

Я познакомлю Вас с условиями проведения конкурсов мероприятия: присутствующие по очереди отвечают на вопросы, за правильный ответ - 1 балл. Если неправильно ответили на вопрос, право дать правильный ответ предоставляется следующему игроку.  Победитель определяется по количеству баллов. Награждение победителя в конце мероприятия.

Посмотрите, посмотрите,

Сколько света и тепла!

И улыбками согрета

К нам пришла весна!

Весна - это самое чудесное время года: тает снег, все вокруг расцветает и с каждым прожитым весенним днем поднимается настроение!
Сейчас я предлагаю вам стать участниками синквейна. Синквейн – творческое занятие, которое при всей своей простоте демонстрирует системное мышление и аналитические способности, умения вычленять главное, формулировать свои мысли. Правила составления синквейна:

первая строка – одно существительное, связанное с весной;

вторая строка – два прилагательных или определения, которые характеризуют понятие;

третья строка – три глагола, описывающие возможные действия в рамках понятия;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающее личное отношение автора синквейна к понятию;

пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть понятия; своего рода резюме.

Пример:

Весна.

Теплая, нежная.

Манит, чарует, завораживает.

О, это море моих чувств!

Любовь.

(Участники синквейна зачитывают свои работы)

Ведущий: А давайте мы с вами вспомним, какие праздники бывают весной? (Ответы)

Ведущий: 13 марта на Руси отмечался народный праздник - Василий Капельник. Этот день посвящали очищению своего жилища от грязи, насекомых и остатков зимнего хлама, который скопился за долгие зимние дни.

С утра хозяйки вываривали еловые и сосновые ветки в кипящей воде. Затем из дому выносили и сжигали весь хлам, набивку от матрасов, поломанную мебель и утварь и сжигали все это в костре за домом. Считалось, что так можно отогнать все хвори и напасти от себя и своей семьи. В этот день мыли пол, стены, полати и иные места в доме с использованием хвойного отвара и добавляя в него немного золы, чтобы очистить пространство от грязи и насекомых.

На Василия Капельника самый старый член семьи вешал над входом в дом веточку можжевельника черенком вверх, чтобы отогнать нечистую силу от дома.

Считалось, что чем больше в этот день капель, тем более скорая будет весна.

Есть народная примета: если приствольные круги вокруг яблонь вытянутые к югу, то лето будет жарким и яблок будет мало, а если они круглые и ровные, то жди хорошего урожая.

В народе говорили, что появилась капель, и это значит, что Зима плачет. В это время начинали запасаться сосновыми почками, которые использовались в лечебных целях. Девушки 13 марта распевали веснянки и занимались выпечкой калачей. Считалось, что 13 марта нужно обязательно съесть калач натощак – это к счастью.

Чтец 1:

Пришла, улыбнулась -

Утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды.

Наряд белоснежный надели сады.

Взревев за работу взялись трактора.

А птицы пропели: «Вить гнёзда пора».

Вы все догадались, что это … весна.

Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Бессильно злится и ворчит,
Зима, старуха злая,
От жаркого луча бежит,
Под солнышком сгорая. 
Л. Н. Модзалевский «Появление весны».

Ведущий: Это стихотворение посвящено весеннему месяцу -  марту.

Март красен яркими зорями, игрой лучистого солнца на оседающих снегах, первыми кучевыми облаками в небесной синеве. Поют капели, появляются первые проталины, пробуждается природа - утро весны и года. Март - месяц воробьиных дуэлей и синичьих песен.

А сейчас, узнаем, как вы знаете птиц.

  1. Какие певчие птицы – хищники? (сорокопуты)
  2. Когда температура воробья ниже – зимой или летом? (одинаковая)
  3. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (королек)
  4. У какой птицы все четыре пальца обращены вперед? (у стрижа)
  5. Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
  6. У какой птицы самки - зеленые, а самцы – желтые? (у иволги)

Чтец 2:

Подмигнул мне лучик солнца,
Отражаясь от оконца.
Я его перехитрю -
В зеркальце переманю.
Будем вместе мы играть,
Солнце в комнату впускать.
С ним живется веселее,
С ним уютней и теплее. 

Проводится игра «Нарисуй солнышко!». С закрытыми глазами и левой рукой нарисовать весеннее, улыбающееся солнышко.

Участники игры открывают глаза и оценивают работы при этом не знают, где чьи работы.

Ведущий: А сейчас я предлагаю отгадать загадки о весне

  1. Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю.

Движения полна,

Зовут меня ...

(Весна)

  1. Ручейками зажурчит,

Ярче солнцем заблестит.

И капризна, и красна

Долгожданная...

(Весна)

  1. Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла ...

(Весна)

  1. Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весной)

  1. Она приходит с ласкою

И трогательной сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник расцветет.

(Весна)

  1. Раскрывает почки,

В зеленые листочки

Деревья одевает,

Посевы поливает.

В делах всегда она.

Зовут ее …

(Весна)

  1. В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

(Ручеек)

  1. Шорохом неслышным лепестков

Жемчуг белоснежный распустился,

Нежным, очень крохотным цветком

Из-под снега к солнцу устремился.

(Подснежник)

  1. Первым вылез из землицы на проталинке.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

(Подснежник)

  1. В теплых солнечных сапожках,

С огонечком на застежках,

По снегам бежит мальчишка

– Снег пугает, шалунишка:

Только ступит – стаял снег,

Раскололся лед у рек.

Охватил его азарт.

А мальчишка этот – ...

(Март)

  1. Веет теплый южный ветер.

Солнышко всё ярче светит.

Снег рыхлеет, мякнет, тает,

Грач крикливый прилетает.

Что за месяц?

Кто же знает?

(Март)

  1. Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко щедрее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц …

(Март)

  1. Будит лес, поля и горы,

Все полянки и сады.

Он во все стучится норы,

Напевает у воды:

«Просыпайтесь! Просыпайтесь!

Пойте, смейтесь, улыбайтесь!».

Далеко слышна свирель.

Это будит всех ...

(Апрель)

  1. В ночь – мороз, с утра – капель,

Значит, на дворе ...

(Апрель)

  1. Будит нивы, лес и горы,

Все лужайки и сады

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

Слышно жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель)

  1. В лапотках бежит малыш,

Ты шаги его услышь.

Он бежит, и всё цветет,

Он смеется – всё поет.

Спрятал счастье в лепестках

У сирени на кустах.

«Ландыш мой, благоухай!»

– Повелел веселый ...

(Май)

  1. Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край

Нас теплом встречает ...

(Май)

  1. Весной начинается,

Бежит и не кончается. (Ручей)

  1. Весной растёт,

От солнышка поёт. (Сосулька)

  1. Лёд блестит, нога блестит. (Гололёд)
  2. Чтоб её нам перейти,

Сапоги нужно найти. (Лужа)

  1. Веселятся и поют,

Нам учиться не дают. (Птицы)

Чтец 3:  У весны весёлый старт —
На пороге стоит Март.
Весело звенит капель —
К нам уже спешит Апрель.
Май их быстро догоняет,
Всех цветами он встречает.
Света, радости полны,
Все три месяца весны.

Ведущий:
Здравствуй, милая  весна. Ты душиста и ясна.

Зеленеют лес и луг, так красиво все вокруг!

Проводится обзор у книжной вставки «Весенний стихопад», присутствующие читают любимые стихи, посвященные весне.

Ведущий: О цветах рассказывается во многих легендах, мифах, сказках, литературных произведениях. Мы сегодня попытаемся собрать букеты из цветов, упоминаемых в литературных произведениях. Попробуйте собрать самый красивый, самый большой букет.

Начинаем викторину «Литературный букет»:

  1. Какими цветами одарил Март сиротку в сказке С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев»? (Подснежники)
  2. Какой цветок исстари называли «аленьким цветочком»? Именно о нем сказка С. Т. Аксакова? (Полевая гвоздика)
  3. Цветок, за которым ухаживал Маленький Принц. (Роза)
  4. Какой цветок из сказки Г. Х. Андерсена попал в клетку жаворонка?

(Ромашка)

  1. Об этих цветах писал А. К. Толстой, назвав их «цветиками степными».

(Колокольчики)

  1. Какие цветы «осыпаются в садах», когда

стройный клен под окошком желтеет,

 И холодный туман на полях

Целый день неподвижно белеет

 в стихотворении И. А. Бунина? (Астры)

  1. На лист какого цветка высадила старуха жаба Дюймовочку?

(Кувшинка)

  1. На лепестке этого цветка Дюймовочка могла переплывать с одной стороны тарелки на другую.

(Тюльпан)

  1. Благодаря этому цветку луг в рассказе М. М. Пришвина становился «золотым».

(Одуванчик)

  1. Какие цветы продавала в городе героиня повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»?

(Ландыши)

Определяется и награждается самый активный участник мероприятия.

Ведущий: Как хорошо, что есть пора,
Когда все обновляется.
Как хорошо, что в сердце вновь,
Любовь возобновляется. 
Весна заглянет в каждый дом
Развеет все невзгоды.
Она расскажет вам о том,
Как быстротечны годы.
Спешите радость всем дарить
Весна поможет в этом.
С ней подружитесь, чтоб прожить
С весенним, чистым светом

Звучит песня «Весенняя капель».

Составитель: зав. НМПБ Лоткова О.Я.

Литература:

  1. Умный Ивашка, Жар-птица и Золотое зерно: русские народные загадки/сост. Г. М. Науменко.- М.: Дет. лит., 1991.- 64 с.
  2. Запартович, Б.Б. С любовью к природе: Дидактический материал по природоведению/Б.Б. Запартович, Э. Н. Криворучко,т Л. И. Соловьева.- М.: Педагогика, 1978.- 232 с.
  3. Маршак С.Я. Двенадцать месяцев: Драматическая сказка/ С. Я. Маршак.- М.: Дет. лит., 1987.- 79 с.
  4. Аксаков, С.Т. Аленький цветочек/ С.Т.Аксаков.- Ростов н/Д: Антураж, 2007.- 16 с.
  5. Сент-Экзюпери А. Маленький принц/ А. Сент-Экзюпери.- Воронеж: Центр.- Черноземное кн. изд-во, 1979.- 47 с.
  6. Андерсен Г.Х. Сказки, рассказанные детям/Г.Х.Андерсен.- М.: Вагриус, 2002.- 336 с.
  7. Тихонов А. Про птиц: Моя первая книга о животных/ А. Тихонов.- М.: Дрофа-плюс, 2006.- 168 с.
  8. Из русской поэзии. XIX век: стихотворения.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.- 192 с.
  9. Пришвин М.М. Золотой луг: Рассказы/ М.М.Пришвин.- М.: Дет. лит., 1998.- 16 с.
  10. Карамзин Н.М.Бедная Лиза/Н.М. Карамзин.- М.: Худож. лит., 1982.- 64с.
  Наверх