E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Мендель Юлия Николаевна, педагог

Мендель Юлия Николаевна,

педагог,

МКДОУ «Детский сад «Малышок № 1» п. Лиман»,

Астраханская область, Лиманский район,

посёлок Лиман

Развитие эмоций и навыков общения

у детей старшего дошкольного возраста

В современных требованиях ФГОС дошкольного образования (Приказ Мин. Обр. Науки Р.Ф. от 17.10.2013г.№1155) говорится, что развитие эмоций и навыков общения у детей дошкольного возраста является одной из важных задач в рамках развития личности в целом. Именно в общении дошкольник познает важные моменты взаимодействия между людьми, что способствует его социализации и формированию его личности.

«Единственная настоящая роскошь-

роскошь человеческого общения»

       А.Сент - Экзюпери  

Точно известно: живое человеческое общение- это самое интересное на свете. Интеллектуальное развитие является требованием времени. Однако надо помнить, что одностороннее развитие интеллекта обедняет эмоциональную сферу ребенка, не дает ей полноценно развиваться. Это может создавать проблемы не только в сегодняшней жизни детей, но и в их взрослой завтрашней жизни. Нормальное здоровое развитие должно быть гармоничным. Долгое время главными критериями и ориентирами успешности работы с ребенком были уровень развития детей, степень овладения ими знаниями, умениями и навыками, которые должны пригодиться потом на этапе школьного обучения. Однако социальные процессы   в современном обществе, создают предпосылки для новых целей образования, центром которого становиться личность и ее внутренний мир. Основы, определяющие успешность личностного становления и развития закладываются в дошкольном детстве. Этот важный этап жизни делает детей полноценными личностями и рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место.

Формирование   общения у старших дошкольников протекает в соответствии с психолого-педагогическими особенностями их возраста. Старший дошкольный возраст характеризуется возрастанием произвольности поведения и психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Детей начинают интересовать человеческие морально-этические отношения и нормы поведения больше, чем жизнь животных или явления природы. Для них становится важным общение, как со взрослыми, так и со сверстниками. Так, взрослые расширяют представление ребёнка о человеке, выводя его за пределы воспринимаемой ситуации. Для дошкольников становится важной оценка взрослым не его умений, а личности в целом, поэтому он старается всё делать правильно, стремится к сопереживанию и взаимопониманию со взрослыми и детьми.

 Контакты со сверстником приносят ни с чем не сравнимую радость. Только со сверстниками дети учатся быть наравне, а значит, строить особые (личностные, деловые, оценочные) отношения, которые они не могут иметь со взрослыми. Уже к шести годам ребёнок начинает осознавать, что другие дети, как и он, сам, имеют устойчивые, не зависящие от ситуации характер и убеждения, с которыми нужно считаться. Это проявляется в сопереживании сверстнику и потребности эмоциональной поддержки. Старшие дошкольники уже способны не только оценить себя, но и достоинства другого ребёнка, соответственно к нему отнестись. Общение становится важным фактором развития, как своей личности, так и личности сверстника.

 У ребенка в процессе формирования представлений о своих возможностях опыт общения со сверстниками является прежде всего контекстом для сравнения с «подобными себе существами» и служит основой для приобретения основных навыков коллективной жизни. Кроме того, общение со сверстниками является и средством взаимного обмена мнениями, благодаря которым, ребенок получает возможность видеть себя глазами сверстников. Образование точных представлений ребенка о самом себе предполагает гармоничное сочетание его индивидуального опыта и тех оценок и знаний о себе, которые ребенок накапливает посредством общения с другими людьми. Если данная гармония нарушается в результате скудности индивидуально опыта или в силу определенных условий общения ребенка с окружающими, то его представления о самом себе начинают постепенно искажаться в сторону: завышаться или занижаться.

 У некоторых дошкольников наблюдается снижение ведущей роли общения, по данным ряда психолого- педагогических исследований. Это говорит о трудностях в отношении со сверстниками. В этом возрасте уже происходит разделение детей на популярных и непопулярных. Первые из них пользуются уважением и симпатией сверстников. Они легко вступают с ними в контакт и достаточно свободно общаются. Другие же дети (застенчивые, замкнутые, с нарушением самооценки) стараются держаться в стороне от ровесников, они никогда не предлагают игру первыми. Таким образом, возникают симпатии и антипатии, которые глубоко переживаются детьми. Внутри личностные переживания детей могут привести к агрессивным, негуманным проявлениям: грубости, зависти, несправедливости, отчуждению. Предотвращению этих черт способствует целенаправленное обучение детей межличностному общению со сверстниками.

 В процессе развития эмоций и навыков общения у старших дошкольников необходимо решать поставленные задачи:

-развитие интереса к окружающим людями и эмоциональное восприятие взрослых и сверстников;     

- гуманное отношение к своим сверстникам;

-развитие самоконтроля поведения, эмоциональной устойчивости в ходе общения, мимики и жестикуляции; формирование между партнерами доброжелательных, дружеских отношений ;

-развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ как собственного поведения, так и поступков окружающих людей;

-выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

-обучение искусству общения в различных формах и ситуациях;

-обучение детей речевым этикетным формулам: приветствие, прощание;

-уважительного отношения к собеседнику;

-научить ребенка правильно реагировать на возникающие в процессе общения со  сверстниками противоречия; находить оптимальные пути примирения;

-определять причины противоречий;

-развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника (тон общения, дистанция).

          Проблема современности- рост темпа жизни, ее насыщенности событиями, напряженности и вместе с тем отчужденности людей друг от друга.  Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других.  Поэтому планомерная, систематическая работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, сферы общения, очень актуальна и важна.

Литература:

1.Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии-С-Пб. ,1988.-с.452

2.Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал//Воспитатель дошкольного образовательного учреждения№5/2010г.Москва Т.Ц. «Сфера» -стр.65

3.Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка. - Екатеринбург: ЛИТУР,2002г. -314с.

4.Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения -  Москва.1986г.-21с.

5.Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни/ /Вопросы   психологии.- 1978 №5-с.72-78

  Наверх