Переверзева Татьяна Николаевна,
музыкальный руководитель,
г.Барнаул,
МБДОУ ЦРР "Детский сад № 160"
Образовательная область художественно-эстетическая
Возрастная группа Подготовительный возраст
Тема занятия: «Путешествие в мир музыки и красок»
Концептуальные основы занятия
1. Конспект образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: знакомство с галереей искусств.
2. Цель: Познакомить и закрепить знания детей о различных видах музеев.
Задачи:
Познавательное развитие
- Познакомить с творчеством М.Мусоргского, Н Римского-Корсакова. Работами художников Алтайского края А.Щетинина, М Будкеева, В.Гречухина. Развивать воображение детей средствами музыки и изобразительного искусства. Формировать умение связывать музыкально-пластический образ с художественным изображением. Закреплять навыки работы с гуашью, пастелью, другими изобразительными материалами.
Речевое развитие:
- Пополнить лексикон ребенка новыми словами: галерея, музей, искусство. Обогащать речь детей поэтическими образами.
3. Предварительная работа: беседы о творчестве композиторов М.Мусоргского, Н.Римского-Корсакова и художников А.Щетинина, М. Будкеева, В.Гречухина, слушание аудио- и видео- записей музыкальных произведений, рассматривание альбомов и иллюстраций с репродукциями художников.
4. Музыкальный материал:запись симфонической картины М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке», отрывки из оперы Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», Г.Гладков «Песня о картинах», портреты русских композиторов М.Мусоргского и Н.Римского-Корсакова.
Изобразительный материал: бумага формат А3; гуашь, кисти толстые и тонкие, репродукции художников А.Щетинина, М. Будкеева, В.Гречухина.
Организационный момент, начало занятия включение: |
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
Дети входят в зал и рассаживаются на стулья.
Дети отвечают на вопросы.
|
Часть музыкального зала оформлена как выставочный зал и художественная мастерская, другая часть как музыкальная гостиная. Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы побываем с вами в мире музыки и красок – в галерее искусств. Вы слышали это слово? Слово галерея итальянского происхождения. Оно означает длинное помещение или зал. Мы можем сказать и музей искусств. Музей это место где собирают, изучают, хранят и показывают различные предметы старины и искусства. А что такое искусство? Искусство это художественное творчество: музыка, живопись, литература, балет, театр. Так вот, сегодня в нашей галерее мы познакомимся с музыкальным творчеством композиторов М.Мусоргского и Н.Римского-Корсакова и картинами художников Алтайского края А.Щетининым, М.Будкеевым и В.Гречухиным. |
|
Основная часть |
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
Дети сидят на стульях, рассматривая портреты композиторов, находят портрет М.Мусоргского.Дети отвечают, что это симфоническая картина М.Мусоргского «Рассвет на Москве-реке».
Дети говорят, что они слышат, как по траве и листве пробегают первые солнечные лучи, как перекатываются волны реки, как по листве и цветам пробегает лёгкий ветерок и слышатся крики петухов.
Дети узнают портрет Н.Римского-Корсакова. Вспоминают произведение «Полет шмеля»
Дети делятся на группы: «волны», «птицы», «цветы», «бабочки», «ветерок», «солнце». После выполнения пластических этюдов эксперты оценивают точность их исполнения.
Дети исполняют песню о картинах Г.Гладкова. |
М.р: И вот мы уже слышим чудесную музыку. Вы узнали это произведение? А кто его написал?
М.р: Как вы думаете, что в музыке описал композитор?
М.р: Портрет какого композитора вам еще знаком? Этого композитора называли композитором – сказочником. Он написал оперы «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Снегурочка», «Садко».
М.р: Скажите, а с помощью чего можно показать то, что мы слышим в музыке? Правильно, с помощью движений. Сейчас мы разделимся на группы. Каждая группа получит своё задание. А группа экспертов будет смотреть и определять, кто более точно передал тот или иной образ.
М.р: В нашем музыкальном зале мы слушали музыку, говорили о ней, танцевали её. А теперь я предлагаю спеть песенку о картинах.
|
Музыкальный руководитель зажигает свечи, включает магнитофон с записью Симфонической картины «Рассвет на Москве-реке» .
Звучит «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова.
Пластические этюды выполняются под звучание «Утро на Москве реке» М.Мусоргского.
|
Дети проходят в выставочный зал. Рассматривают картины.
Дети отвечают, что картины написаны в жанре пейзажа. Рассказывают, в каких тонах они написаны. Какие вызывают чувства. |
Воспитатель по ИЗО: Давайте пройдём с вами в выставочный зал нашей галереи искусств.
Ребята, скажите, к какому жанру вы бы отнесли симфоническую картину «Рассвет на Москве-реке»? Конечно, это пейзаж. Я хочу познакомить вас с работами художников алтайского края, которые написали вот эти пейзажи. |
Открыть картины художников.
|
Заключительная часть занятия |
||
Деятельность детей |
Деятельность педагога |
Примечание |
Дети проходят к столам с мольбертами, чтобы нарисовать пейзаж. |
А сейчас мы приглашаем вас в мастерскую галереи искусств. Здесь вы с помощью красок и кистей нарисуете свой пейзаж. |
Заранее приготовить мольберты, краски, кисти, бумагу. |