Прозорова Татьяна Васильевна,
воспитатель,
ГБОУ Гимназия 1512, д/о 1125, г.Москва
Значение конструирования в творческой инициативе детей
(с представлением проекта по теме)
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках
их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”.
(В.А.Сухомлинский)
Значениеконструированиявтворческой инициативедетей
(с представлением проекта по теме)
Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной инаиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:
- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.
Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”.
Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить
Цель
Развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности в процессе создания образов, используя различные материалы и техники.
Задачи
- Обучение детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материалов.
- Развитие воображения, умения видеть необычное в обычных предметах, развитие художественно-творческих способностей и творчества детей.
- Изготовление детьми атрибутов для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций, использование детских поделок для оформления интерьера дошкольного учреждения.
- Изготовление поделок вместе с родителями.
- Воспитание трудолюбия, аккуратности, желание доводить начатое дело до конца.
Новизнойиотличительнойособенностью “Приобщение детей к художественному и ручному труду и развитие творческих способностей детей” является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
Необходимость конструктивной деятельности существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.
Направленияработы.
- Развитие творческих способностей
- Художественно-эстетическое развитие
- Познавательное развитие
Основнойформой является работа на занятиях, а индивидуальная работа предполагается в свободное от занятий и вечернее время, направленное на решение конкретных задач.
Конструирование из бросового материала является важнейшим средством сенсорного развития для детей всех возрастов. Благодаря этой деятельности особенно быстро совершенствуются навыки и умения, умственное и эстетическое развитие ребенка. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребёнку возможность быстрее лучше овладеть техникой письма.
Конструирование помогает знакомить ребенка с сенсорными эталонами, такими, как цвет, форма, размер. Конструирование помогает ребенку в развитии пространственного мышления и в развитие зачатков логического мышления, так как при выполнении построек ребенок учится анализировать, сопоставлять и представлять.
В процессе деятельности с мелким строителем расширяется словарный запас ребенка, он усваивает такие понятия как длина, ширина, высота и направление в пространстве: вверху, внизу, посередине, сбоку.
А так как конструирование это практическая деятельность, то ребенок учиться ставить перед собой цель, которой он достигает в ходе деятельности и сразу может видеть результат своей деятельности для практического использования в игре.
При обследовании деталей конструктора у ребенка развиваются мелкая моторика и зрительная координация. Так же конструирование развивает и творческое мышление.
А. С. Макаренко подчеркивал, что игры ребенка с игрушками-материалами, из которых он конструирует, «ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру».
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.
Занятия по конструированию развивают творческие способности детей, сноровку, воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение. Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в постройках, поделках.
Раз, два, три — сложи детали,
Чтоб они машиной стали.
Собери гараж. Потом
Не забудь построить дом.
Можно к самому порогу
Проложить еще дорогу,
Выбрать место для моста —
То-то будет красота!
Из конструктора такого
Что ни сделай — все толково!
Творческий проект
Конструирование из бросового материала
Цели проекта: развитие творческих способностей детей по изобразительной деятельности; объединение детей группы, сплочение детей и педагогов, налаживание между взрослыми и детьми взаимопонимания и сотрудничества. Развитие способности обобщать, систематизировать, уточнять представления детей о разнообразии домов и их функционального назначения. Исследование возможности использования бросового материала в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи: приобщать детей к процессу познания, экспериментированию; познакомить участников проекта с новыми технологиями и помочь их освоить; поддержать творческую инициативу в детях; формировать умения следовать устным инструкциям; обучать различным приемам работы с бросовым материалом; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу; использовать постройки в сюжетно-ролевых играх
Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- творческий
Продолжительность: краткосрочный с февраля по март 2017
Участники: дети старше-подготовительной группы и воспитатели
План реализации проекта:
1. Создание группы участников проекта.
2. Встреча с участниками проекта и объяснение задания.
3. Помощь в выборе материалов для выполнения задания.
4. Изготовление макетов в условиях группы детского сада
5.Выставка работ в уголке дорожного движения, применение в игре.
Актуальность проекта:
Родители часто думают, что купленные игрушки всегда лучше. Однако они могут обнаружить, что их дети иногда отдают предпочтение коробке, а не подарку, который был упакован в коробку. Коробки – замечательные игрушки, которые подходят для заполнения, переноски, складывания друг в дружку. Дети обожают залезать в коробки, а очень большие коробки становятся домиками для игр. Так самые обычные коробки являются недорогим материалом для изготовления высококачественных обучающих игрушек для детей. Ценность использования ненужных коробок в том, что они являются ключом, открывающим безграничные возможности детского воображения.
Мы решили предложить детям сделать из коробок дома разного предназначения.
Для успешной и безопасной работы с дошкольниками должна проводиться работа по технике безопасности при работе с ножницами:
1. Следует хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе необходимо внимательно следите за направлением резания.
3. Следует не работать с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Нельзя держать ножницы лезвием вверх.
5. Нельзя оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
6. Нельзя резать ножницами на ходу.
7. Нельзя подходить к товарищу во время работы.
8. Следует передавать закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы необходимо удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с клеем:
1. С клеем следует обращаться осторожно. Клей ядовит!
2. Следует наносить клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы следует обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем следует пользоваться салфеткой.
Тематическое планирование работы по конструированию из бросового материала
с 13.02.2017 - 31.03.2017.
1 неделя.
- Создание уголка для экспериментирования и исследовательской деятельности.
- Консультация для родителей на тему: «Значение конструктивной деятельности в развитии ребёнка».
Весь материал в уголке для хранения бросового материала динамичен, прост, дешев и доступен, что немаловажно в современных условиях сложного финансового положения.
Таким образом, были созданы условия для самостоятельного конструирования из бросового материала в свободное время и на занятиях.
Несомненно, что вся развивающая работа должна проходить в тесном взаимодействии детей с воспитателями.
Посомтреть всю работу (нажмите здесь)