Дурандина Татьяна Александровна,
воспитатель,
МБДОУ № 2 «Северяночка»,
г. Снежногорск Мурманской обл.
Конспект занятия
по экспериментальной деятельности (2 младшая)
«Капелька-Капитошка»
Цель:
Образовательные: Продолжать знакомить детей со свойствами воды: теплая, прозрачная, холодная, чистая, грязная. Развивать навыки проведения лабораторных опытов. Закреплять умение работать с прозрачной пластмассовой посудой: одноразовыми стаканчиками, палочками. Закреплять умение работать с жидкостями, соблюдать при этом необходимые меры безопасности.
Воспитательные: Развивать социальные навыки: умение работать в группе. Прививать бережное отношение к воде. Доставить детям эмоциональное удовольствие от общения друг с другом и игр с водой.
Развивающие: Активизация и обогащение словаря детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.
Универсальные учебные действия: Воспринимать речь воспитателя.Развивать желание детей играть с педагогом. Развивать у детей умение взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.
Предварительная работа: Наблюдение за рыбками в аквариуме и за комнатными растениями.Купание куклы, стирка белья.Игры с игрушками в воде.
Материал: Капелька-Капитошка, тазики с водой, фонтанчик с водой, одноразовые стаканчики (по числу детей), губки (по числу детей); банка с грязной водой.
Ход занятия
Воспитатель. Я вам, дети, сейчас расскажу историю про маленькую водяную капельку. Её звали Капитошка. Слушайте.
Жила-была маленькая водяная капелька. Где была капелька, там была и вода. А где была водичка, всем было хорошо. Однажды Капитошка повстречал в лесу лису у ручейка. И хитрая лиса украла Капитошку.
А к нам в гости сегодня пришла Подружка Капитошки, которая просит ей помочь найти друга. Вот она сама.
Капелька: - Здравствуйте, ребята! Я водяная капелька. Я очень вам нужна. Покапаю, покапаю, получится вода. А вы знаете как я капаю?
Дети: - Кап, кап.
Воспитатель: -Капелька! Послушай, пожалуйста, как журчит водичка.
Вы хотите стать маленькими волшебниками? Предлагаю вам показать Капельке опыты с водой. Проходите в нашу маленькую лабораторию.
Опыт 1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой — с молоком. В оба стаканчика положить по ложечки. В каком из стаканчиков ложечка видна, а в каком — нет? Почему?
Дети: Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложечку, а в стаканчике с молоком — нет.
Капелька: Что будет, если опустить в воду и в молоко ложки? Я думаю, что ложки будут видны и воде и в молоке. (Рассуждения детей)
Воспитатель: Ребята, давайте проведем опыт с ложками и увидим кто прав — вы или Капелька, (дети опускают камушки в воду и молоко). Вот видите, ребята, вы правы. Скажите Капельке, какая вода? (прозрачная)
Вывод: Вода прозрачная - через нее все видно, а через молоко — нет.
Опыт 2. У воды нет вкуса
Капелька: Ребята, какая вода на вкус? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы сейчас попробуем воду. Предлагаю детям попробовать воду через соломинку. Есть ли у нее вкус? (Ответы детей). Очень часто говорят, что вода вкусная. Давайте попробуем сок. Если дети не убедились, что вода не имеет вкуса, предлагаю еще раз попробовать воду. Выясняем, что вода не имеет вкуса. А вот морская вода на вкус соленая, потому что в ней много солей. Ее человек пить не может.
Капелька: Я все поняла, вода очень вкусная.
Воспитатель: Капелька, ты не права. Когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьет воду, и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле ее вкуса не чувствует.
Вывод: У воды нет вкуса.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Воспитатель: Ребята, понюхайте воду и скажите, чем она пахнет? (Ответы детей). Понюхайте воду и сок, сравните запах сока и воды, (вода не имеет запаха, а сок имеет запах).
Вывод: Вода не имеет запаха!
Воспитатель раздает детям разноцветные губки. Они обмакивают губки в воду, потом отжимают.
Воспитатель. Что это капает с губки?
Дети. Водичка.
Воспитатель. А как она капает?
Капелька. Молодцы, дети.
Физкультминутка
Капля раз, капля два, Медленные хлопки.
Капли медленно сперва:
Кап-кап, кап-кап.
Стали капли поспевать Речь убыстряется.
Капля каплю догонять. Хлопки становятся чаще.
Кап, кап, кап, кап!
Зонтик поскорей раскроем, Дети поднимают руки над головой
От дождя себя укроем. и убегают в домик.
Воспитатель: - Нашей капельке так грустно, вы хотите нарисовать ей подружек?
Дети: Да
Воспитатель: Подойдите к столам для рисования. Садитесь удобно. Возьмите волшебные палочки. И нарисуйте капельки.
(Дети рисуют)
Воспитатель: Что у вас получилось? (Мокрые пятна на листе)
Что надо сделать чтобы капелька увидела своих подружек? (Надо взять краску синего цвета)
- Давайте возьмем волшебные палочки и наберем на них краску синего цвета.
Капелька: Ой, какие красивые у меня подружки. Спасибо вам, ребята.
(Раздается стук в дверь)
Воспитатель: - Ребята, закройте глазки. Я посмотрю кто там стучит.
(В дверях появляется улыбающийся Капитошка)
Капитошка: Я обманул лисичку и вот я здесь.
Капелька: Капитошка, посмотри какие у нас с тобой появились подружки. Их нарисовали вот эти замечательные ребята.
Капитошка: А у меня для ребят есть волшебная коробка. Мы по узенькой дорожке пройдем друг за другом и заглянем в коробку. (Коробка открывается, а там угощение для детей)