Борисович Любовь Владимировна,
воспитатель,
МДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ласточка»
города Балашова Саратовской области»
Опытно-экспериментальная деятельность
в первой младшей группе
«Следом за капелькой»
Цель:
-Помогать накоплению у детей конкретных представленийо свойствах воды – жидкая, прозрачная, бесцветная, теплая, холодная, правильно обозначать ее словами;
- Развивать тактильные ощущения детей;
-Подвести к понятию, что вода может изменять цвет;
-Развивать речь детей, активизировать словарь: вода бесцветная, разноцветная, прозрачная;
-Воспитывать аккуратность при работе с водой.
- Способствовать развитию у детей умения различать добро и зло, сопереживать доброй Капельке;
- Активизировать мыслительные процесс в ходе творческой деятельности.
Материал: краски, кисточки, ёмкости для воды (прозрачные), тряпочки, игрушки из киндер-сюрпризов, игрушка Капелька
Предварительная работа: рассматривание воды, после рисования красками, наблюдения за изменениями погоды, разучивание песенки «Кап-кап».
Ход
Воспитатель: Ребята, вы любите слушать сказки? Давайте мы придумаем свою сказку, а про кого она будет, вы сейчас узнаете.
Воспитатель загадывает загадку о воде:
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
Дети: Вода.
Воспитатель: Наша сказка будет о водяной капельке. Сейчас, я вас с ней познакомлю.
Воспитатель показывает детям игрушку капельку, и предлагает с ней поздороваться.
Дети подставляют ладошки, педагог капает из пипетки каждому ребенку на руку капельку воды.
Воспитатель: Теперь у каждого из вас на ладошке своя капелька. Давайте с ней поиграем.
Воспитатель предлагает детям подуть на капельку, покатать ее по ладошке.
Воспитатель: Ребята, скажите, какая стала рука, после того как на ней посидела капелька?
Дети.: Мокрая.
Воспитатель:Вот мы и познакомились. Теперь капельке надо придумать имя.
Дети с помощью педагога придумывают имя для капельки (Капитошка).
Воспитатель:И так, сказка начинается. Капитошка была очень веселая, любила играть. Больше всего она любила играть в прятки. И сейчас у нас в группе она спряталась. Давайте ее поищем.
Исследовательская работа «Где спряталась вода».
Воспитатель располагает предметы, наполненные водой по группе (стакан, лейка, бутылка, чайник, таз), дети находят эти предметы и называют, в чем спряталась вода.
Воспитатель показывает детям тучку.
Воспитатель: Однажды Капитошка сидела дома, на своей любимой тучке. И захотелось ей попутешествовать. Полетела Капитошка на землю и превратилась, (воспитатель включает фонограмму дождя, дети угадывают, во что превратилась капелька)
Дети: В дождик.
Исследовательская работа:
Дети подходят к столам, мальчики встают возле синей лейки, а девочки возле красной лейки. Воспитатель предлагает по очереди подставить руки под лейку, и определить в какой лейке вода теплая, а в какой холодная.
Дети.: В синей лейке вода холодная, а в красной теплая.
Воспитатель: Превратилась Капитошка в теплый и холодный дождик. Скажите ребята, какой дождик идет осенью, а какой летом.
Дети: Летом теплый, а осенью холодный.
Воспитатель: Путешествовала капелька еще долго. Пока…не встретила…свою подружку Водичку.
И стали они в прятки играть. Прятаться друг от друга.
Сейчас подружка Водичка спрячет от вас игрушку, а вы попробуйте её найти.
Раз, два, раз, два,- начинается игра.
Раз, два, три, четыре, пять - пора глазки закрывать.
(Воспитатель опускает игрушку в баночку с прозрачной водой.)
Раз, два, три, четыре, пять –
Можно глазки открывать и игрушку называть.
Дети быстро находят игрушку (вода прозрачная, в ней все видно).
- Ребята, а как вы так быстро нашли мою игрушку?
- А как можно спрятать игрушку в воде?, - говорит воспитатель, - Какой должна быть вода, чтобы игрушка могла спрятаться?
Ребята предлагают покрасить воду. Совместно с воспитателем дети готовят баночки, наливают и окрашивают воду, прячут игрушки. Воспитатель подводит детей к выводу, что чем темнее вода, тем меньше видно игрушку и говорит:
«Раз, два, три, четыре, пять – можно глазки открывать.
Раз, два, три – игрушки отыщи».( Воспитатель выясняет у детей, почему игрушек не видно?)
Выводы:
-Мы добавили в воду краску, она стала непрозрачной и игрушки не видно;
-Темная водичка спрятала игрушки;
-В черной водичке игрушку совсем не видно, а в желтой немного видно.
Воспитатель: Настала пора заканчивать сказку. Как хорошо, что наша сказка закончилась хорошо, и с капелькой ни чего не случилось. Теперь она будет жить у нас в группе.