Ивакина Марина Владимировна,
воспитатель,
МБ ДОУ «ДСКВ № 107»,
г Братск, Иркутская обл.
Конспект
Интегрированной организованной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
«Мир вокруг Байкала»
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о животных Сибири, Прибайкалья.
- Познакомить с уникальным байкальским животным- нерпой, живущим на Ушканьем острове, ее внешним видом, способом добывания пищи, жилищем и детенышем- бельком.
- Научить элементарным способам очистки воды (экспериментальной деятельности- опыты с водой, снегом).
- Способствовать возникновению у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности ( игры, художественное творчество).
- Формировать бережное отношение к природе, учить соблюдать элементарные правила поведения в природе ( не мусорить, не загрязнять), воспитывать неравнодушное отношение к чужой беде.
- Активизировать словарь детей: озеро Байкал, нерпа, белек, кабарга, снежный барс.
Здоровьесберегающие технологии:
- Психогимнастика « Настроение».
- Гимнастика для глаз.
- Подвижная игра « Озеро волнуется».
Материалы и оборудование: пазлы « Карта Иркутской области»; оборудование для опытно- экспериментальной деятельности: бумажные воронки, ватные диски, пластиковые стаканчики, резиновые перчатки и одноразовые шапочки; игрушка- нерпа; мультимедийное оборудование: экран, музыкальный центр; флэш- игра « Животные Прибайкалья»; выставка фотографий и открыток озера Байкал; сувениров и коллекций; звукозапись « Рассказ о нерпе»; видеофильм « Иркутский нерпинарий».
Предварительная работа:
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание иллюстраций, открыток, фотографий
- Беседы: « Что мы знаем о Байкале?», « Уникальное животное Байкала- нерпа».
- Просмотр фильма « Энциклопедия Байкала».
- Слушание песен о Байкале.
- Складывание пазлов с видами Байкала.
- Заучивание стихов.
- Рассказ воспитателя о рыбке- голомянке.
- Рассматривание карты, атласа Иркутской области.
- Опыты с водой и снегом.
- П/ и « Озеро волнуется» с разными вариантами.
- Н/ игра « Лото» ( животные Прибайкалья, ботаника, памятники Байкала).
- Д/ и « Словоопределение».
- Флэш- игры « Животные Сибири», « Сибирские птицы».
НОД
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, какое хорошее утро. У меня сегодня отличное настроение и я хочу поделиться им с вами. Давайте улыбнемся друг другу, а теперь улыбнемся нашим гостям и поделимся с ними хорошим настроением. Ну, вот теперь я вижу, что у всех у нас стало отличное настроение! Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!
Слышатся тревожные звуки SOS.
Воспитатель: Что означает этот звук? ( высказывание детей). SOS – на морском языке означает призыв о помощи. Если мы слышим SOS- это означает, что кому-то необходима наша помощь.
Воспитатель: Чтобы узнать, кому же нужна наша помощь, нужно сложить пазлы. Дети складывают пазлы « Карта Иркутской области» с видом озера Байкал.
Воспитатель: Что же у нас получилось? ( карта)
Карта какой местности сложилась из пазлов? Где мы ее уже видели? ( Это карта Иркутской области. А видели мы ее, когда смотрели фильм об озере Байкал).
Воспитатель: А какая же помощь нужна озеру? Что же с ним могло случиться? ( Дети рассуждают).
Воспитатель: Да действительно, получено сообщение о том, что в озере Байкал произошло загрязнение воды.
Проводится беседа:
- Для чего нужна вода?
- Можно ли пить грязную воду?
- Что может случиться с живыми организмами, если выпить грязную воду?
- Что можно сделать, чтобы вода стала чистой? (высказывания детей)
- Знаете ли вы, как очистить воду?
Воспитатель: Хотите я научу вас простому способу очистки воды. Мы сейчас превратимся в спасателей. Для этого нам понадобится спецодежда ( надеваем перчатки и шапочки) и приступаем к работе.
Воспитатель: Вспомните, где мы взяли эту воду? ( мы набрали снег с улицы).
Воспитатель: Теперь и мы с вами внесли вклад в очистку воды. А что же надо делать, чтобы вода всегда была чистой? ( дети рассуждают: не загрязнять, не мусорить по берегам озера и впадающих в него рек, не мыть машины на берегу и т. д.)
Предлагаю детям разместиться в зрительном зале для проведения Флэш- игры « Животные Прибайкалья». Места в зрительном зале определяются по карточкам с цифрами. Ребенок берет карточку с цифрой и выбирает место в соответствии с номером.
Воспитатель: Какие животные живут в Прибайкалье и пьют воду с Байкала?
С детьми проводится Флэш- игра « Животные Прибайкалья».
Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете животных Сибири.
По окончании Флэш- игры проводится гимнастика для глаз.
Воспитатель: Поработали, а теперь пора и отдохнуть. Предлагаю вам поиграть. Это знакомая вам игра « Море волнуется». Только мы поиграем немного по- другому, а потому и игра наша называется иначе « Озеро волнуется».
Проводится игра « Озеро волнуется». Детям предлагается превратиться в рыбу Байкала, в животных Прибайкалья.
Воспитатель: Ребята, очистив воду, мы спасли уникальное животное озера Байкал. А вот какое животное просило нас о помощи вы узнаете, угадав загадку? Это животное мы уже видели, только не знали, как оно называется?
Загадка:
Есть животное такое
Прямо скажем непростое
На Байкале обитает
В глубину его ныряет
В шубку ценную одето
Мышцы словно у атлета
Целый остров занимает
Кто его нам угадает?
В снежной норке ждет сынок
Белый, маленький белек.
( Высказывания детей)
Воспитатель показывает игрушечную нерпу: Хотите с ней поиграть?
Проводится игра « Словоопределение». ( дети передают нерпу друг другу и называют, какая она ( описывают игрушку).
Воспитатель: Сейчас нерпа расскажет нам о себе.
Звучит звукозапись рассказа о нерпах, условиях обитания, повадках, о том, чем питаются эти тюлени, какими появляются на свет.( Рассказ составлен на основе рассказа- описания животного из « Детской энциклопедии. Том 4. Растения и животные».
Воспитатель: За вашу помощь озеру, его уникальным животным, добрые и отзывчивые сердца- нерпа дарит вам подарок: видеозарисовку « Иркутский нерпинарий». Приглашаю вас посмотреть фильм.
По окончании проводится рефлексия.
- Что интересного мы сегодня узнали?
- Что вам наиболее запомнилось?
- Что более всего понравилось?
- О чем вы сегодня расскажите дома родителям?
- Игры на прогулке (зима).
- Пока на улице много снега продолжайте брать на прогулки санки и лыжи. Пусть малыш как можно больше двигается. Если у него во дворе есть друзья, организуйте игру в поезд, свяжите в цепочку несколько санок. Малыши будут пассажирами, а самый сильный папа- паравозом. Как понравится детям такая игра!
- В качестве подвижной игры можно использовать на прогулке и упражнение «Снегири». Оно поможет развивать координацию речи с движением, сформировать умение договаривать за взрослым отдельные слова и словосочетания.
Снегири Стоите лицом друг к другу. Хлопаете опущенными руками по бокам.
Раз, два, три Загибаете по три пальца на руках, начиная с больших.
Прилетели, посидели, Загибаете оставшиеся два пальца на каждой руке.
Погалдели, улетели. Бежите по кругу, взмахивая руками, как крыльями.
Улетели в небеса. Останавливаетесь, машете скрещенными ладонями.
Вот какие чудеса! С удивлением разводите руками.
- Ни в коем случае не возите в санках малыша всю прогулку, пусть он сам покатает в санках мишку или снежную бабу, которую вы вместе слепили из снега.
- Пусть ребенок не только катается с небольшой горки, но и сам возит санки на горку.
- Раскатайте во дворе недлинную ледяную дорожку и, поддерживая малыша, покажите как можно кататься на ней.
- Приобретите первые лыжи с нежесткими креплениями и начните учить ребенка ходьбе на лыжах. Помните, что длина лыж должна быть равна росту вашего малыша вместе с вытянутой рукой, а палки должны доходить ему до подмышек.
- Продолжая развивать координацию движений ребенка, ловкость, меткость, точность, учите его метать снежки. Целью может быть ствол дерева или колонна из снежных комков, которую вы только что соорудили вместе.