E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Красильникова Людмила Ивановна, воспитатель

Красильникова Людмила Ивановна,
воспитатель,
МБ ДОУ «ДСКВ № 107»,
г Братск, Иркутская обл.

Конспект

образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Коренные жители нашего края»

          Цель: Воспитывать интерес к истории своего края, чувства гордости.

          Программное содержание:

1. Познакомить детей с коренными жителями нашего края, раскрыть в доступной для детей форме понятие слов: «эвенки», «племена», «шаман», «чум».

2. Развивать творческое воображение и творческие способности, умение решать проблемные ситуации.

3. Формировать чувство коллективизма, желание творить своими руками, доводить начатое дело до конца.         

           Активизация словаря: эвенки, чум, шаман, племя, «кочевать».

           Предварительная работа: рассматривание и беседа по иллюстрациям, фото по теме, экскурсия в музей «Ангарская деревня», образовательная деятельность – изо (лепка) «Жилище эвенков».

           Материал: план – схема группы, карта Иркутской области, сетка кроссворда (на каждого ребёнка), картина «Шаман», фото эвенков, д/игра «Построй чум» (разрезные картинки – на каждую кампанию), природный материал, пластилин.

            Ход:

Воспитатель показывает план группы.

-Как вы думаете, что это такое? (план)

-Рассмотрите его, что вы там видите? А зачем поставлен там крестик? (дети предполагают, что отмечен предмет, который должны найти в группе).

Дети находят карту Сибирского региона.

-Покажите на карте город, в котором мы живём? Как зовётся наш район? (Братский). А край? (Приангарье). А область? (Иркутская).  А чем славится наш сибирский край? (дети отмечают: тайгой, озером  Байкал,  рекой Ангара, сибирскими кедрами, морозной зимой).

Делаем вывод, что край наш очень большой, красивый, один из богатых районов нашей страны.

Край у нас богатый, даже дети знают!

Что Сибирь в России, щедрой называют,

Щедрой на богатства, что даёт природа,

На добро и чуткость нашего народа!

-А всегда ли наш сибирский край был таким как сейчас? А кто жил в нашем крае мы узнаем из небольшого путешествия, которое я вам хочу предложить. А к кому мы отправимся, мы узнаем, если правильно выполним задание – кроссворд, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать полученное слово. (Дети выполняют задание, получается слово «эвенки»). Вписывают слово в первую строку кроссворда.

-Кто такие эвенки? Что вы о них знаете?

-Много – много лет назад, когда не было ваших дедушек и бабушек, в нашем сибирском крае, раньше, чем появились здесь русские,  жили эвенки. Эвенки – коренные жители.

-Ребята, а как жили русские и как мы живём сейчас? А какие пословицы вы знаете о семье?

           Вся семья вместе, а так и душа на месте.

           В семье дружат-живут не тужат.

           В семье разлад-так и дом не рад.

           Своя семья – самые верные друзья.

           Согласие да лад-в семье клад.

           В хорошей семье хорошие дети растут.

           Семья сильна, когда над ней крыша одна.

-А как жили эвенки? (Варианты ответов детей).

-Жили они племенами. А как это жить племенами? (рассуждения детей).

-Племя – это когда объединяются несколько семей вместе. А зачем они объединялись в племена? (чтобы легче вести хозяйство, защищаться от врагов).

- А теперь посмотрите на кроссворд и подумайте, какое слово – «семья» или «племя», нужно вписать во вторую строку кроссворда.

Дети вписывают слово «племя».

-По  берегам  какой реки и озера расселялись эвенкийские племена? (озеро Байкал, река Лена и река Ангара). Найдите и покажите на карте.

-Ребята, посмотрите, на этой фотографии изображён настоящий эвенк. Какие были эвенки? (дети отмечают характерные особенности: небольшой рост, скуластое лицо, узкие глаза, смуглая кожа).

-Они часто кочевали по тайге. А что это значит «кочевать»? (переходили в тайге с одного места на другое).

-А для чего это им было нужно? А чем занимались эвенки? (охотой).

Впишите слово «охота» в четвёртую строку кроссворда (дети вписывают слово).

-Их дети, уже в вашем возрасте, ходили на охоту на зверя вместе с родителями. Охотники уходили в тайгу и шли на лыжах по глубокому снегу несколько дней, ночуя прямо в снегу. Я предлагаю вам «побывать» охотниками – эвенками и отправиться на охоту.

           Физ. минутка «Охотники».

(Дети имитируют «охотников», выполняют различные физ. упражнения под музыку)

-Как вы думаете, что брали с собой охотники, когда шли на охоту? (ответы детей).

-Эвенки умели подманивать добычу с помощью берестяных труб, пищалок, ставили хитрые ловушки на зверя. Давайте и мы попробуем сделать берестяные трубочки. Предлагаются листы бумаги, дети скручивают в трубочки.

-А какое животное очень много значило в жизни эвенков? (олень) А почему? (на оленях ездили, перевозили грузы, запрягали в упряжку, отправлялись на них на охоту). А из шкур оленя шили и изготавливали одежду. Впишем это слово в следующую строчку кроссворда.

-Ребята, а сейчас я хочу обратить ваше внимание вот на эту картину.

Воспитатель показывает картину «Шаман», дети рассматривают.

-Кто изображён на картине? (варианты ответов детей).

-Это шаман. Он помогал охотиться, защищал от злых духов, лечил от болезней. На кого похож шаман в наше время? (на доброго колдуна, знахаря). В какую строку кроссворда, впишем слово «шаман»?

-А теперь узнаем, как жили эвенки. Как назывался их дом?

Проводится игра «Построй чум».

Предлагаются конверты с разрезными картинками. Воспитатель отмечает, что конвертов не хватит на количество детей. Детям предлагается  самостоятельно найти вариант решения проблемы. Дети объединяются в кампании. Воспитатель предлагает объединиться по количеству  угаданных строк в кроссворде.

-Что изображено на картинках, которые вы собрали? (чум). Это последнее слово, которое нам надо вписать. (дети вписывают слово «чум»).

-Из чего делали эвенки чум? Для чего нужно отверстие на верху чума? А для каких целей нужен был огонь? (приготовить пищу, чтобы было тепло, светло).

-Чумы были разные, но в них было тепло. А давайте мы с вами попробуем «построить» чум, как наши коренные жители.

Вносится поднос с природным материалом (веточки, кора, береста, травинки, сухие листья, мох и др.). Дети отбирают нужный материал, изготавливают постройки, обыгрывают.

   Итог занятия: выставка поделок из природного материала «Чум – жилище эвенков».

Литература:

1. Базисная программа развития ребёнка – дошкольника «Истоки», центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.          

2. А.П.Косых, В.П.Панов, В.Г. Тюкавкин «История Иркутской области», (очерки по Иркутской области).

  Наверх