Красильникова Людмила Ивановна,
воспитатель,
МБ ДОУ «ДСКВ № 107»,
г Братск, Иркутская обл.
Конспект
образовательной деятельности
в подготовительной группе
«Коренные жители нашего края»
Цель: Воспитывать интерес к истории своего края, чувства гордости.
Программное содержание:
1. Познакомить детей с коренными жителями нашего края, раскрыть в доступной для детей форме понятие слов: «эвенки», «племена», «шаман», «чум».
2. Развивать творческое воображение и творческие способности, умение решать проблемные ситуации.
3. Формировать чувство коллективизма, желание творить своими руками, доводить начатое дело до конца.
Активизация словаря: эвенки, чум, шаман, племя, «кочевать».
Предварительная работа: рассматривание и беседа по иллюстрациям, фото по теме, экскурсия в музей «Ангарская деревня», образовательная деятельность – изо (лепка) «Жилище эвенков».
Материал: план – схема группы, карта Иркутской области, сетка кроссворда (на каждого ребёнка), картина «Шаман», фото эвенков, д/игра «Построй чум» (разрезные картинки – на каждую кампанию), природный материал, пластилин.
Ход:
Воспитатель показывает план группы.
-Как вы думаете, что это такое? (план)
-Рассмотрите его, что вы там видите? А зачем поставлен там крестик? (дети предполагают, что отмечен предмет, который должны найти в группе).
Дети находят карту Сибирского региона.
-Покажите на карте город, в котором мы живём? Как зовётся наш район? (Братский). А край? (Приангарье). А область? (Иркутская). А чем славится наш сибирский край? (дети отмечают: тайгой, озером Байкал, рекой Ангара, сибирскими кедрами, морозной зимой).
Делаем вывод, что край наш очень большой, красивый, один из богатых районов нашей страны.
Край у нас богатый, даже дети знают!
Что Сибирь в России, щедрой называют,
Щедрой на богатства, что даёт природа,
На добро и чуткость нашего народа!
-А всегда ли наш сибирский край был таким как сейчас? А кто жил в нашем крае мы узнаем из небольшого путешествия, которое я вам хочу предложить. А к кому мы отправимся, мы узнаем, если правильно выполним задание – кроссворд, в котором надо расставить цифры по порядку и прочитать полученное слово. (Дети выполняют задание, получается слово «эвенки»). Вписывают слово в первую строку кроссворда.
-Кто такие эвенки? Что вы о них знаете?
-Много – много лет назад, когда не было ваших дедушек и бабушек, в нашем сибирском крае, раньше, чем появились здесь русские, жили эвенки. Эвенки – коренные жители.
-Ребята, а как жили русские и как мы живём сейчас? А какие пословицы вы знаете о семье?
Вся семья вместе, а так и душа на месте.
В семье дружат-живут не тужат.
В семье разлад-так и дом не рад.
Своя семья – самые верные друзья.
Согласие да лад-в семье клад.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
-А как жили эвенки? (Варианты ответов детей).
-Жили они племенами. А как это жить племенами? (рассуждения детей).
-Племя – это когда объединяются несколько семей вместе. А зачем они объединялись в племена? (чтобы легче вести хозяйство, защищаться от врагов).
- А теперь посмотрите на кроссворд и подумайте, какое слово – «семья» или «племя», нужно вписать во вторую строку кроссворда.
Дети вписывают слово «племя».
-По берегам какой реки и озера расселялись эвенкийские племена? (озеро Байкал, река Лена и река Ангара). Найдите и покажите на карте.
-Ребята, посмотрите, на этой фотографии изображён настоящий эвенк. Какие были эвенки? (дети отмечают характерные особенности: небольшой рост, скуластое лицо, узкие глаза, смуглая кожа).
-Они часто кочевали по тайге. А что это значит «кочевать»? (переходили в тайге с одного места на другое).
-А для чего это им было нужно? А чем занимались эвенки? (охотой).
Впишите слово «охота» в четвёртую строку кроссворда (дети вписывают слово).
-Их дети, уже в вашем возрасте, ходили на охоту на зверя вместе с родителями. Охотники уходили в тайгу и шли на лыжах по глубокому снегу несколько дней, ночуя прямо в снегу. Я предлагаю вам «побывать» охотниками – эвенками и отправиться на охоту.
Физ. минутка «Охотники».
(Дети имитируют «охотников», выполняют различные физ. упражнения под музыку)
-Как вы думаете, что брали с собой охотники, когда шли на охоту? (ответы детей).
-Эвенки умели подманивать добычу с помощью берестяных труб, пищалок, ставили хитрые ловушки на зверя. Давайте и мы попробуем сделать берестяные трубочки. Предлагаются листы бумаги, дети скручивают в трубочки.
-А какое животное очень много значило в жизни эвенков? (олень) А почему? (на оленях ездили, перевозили грузы, запрягали в упряжку, отправлялись на них на охоту). А из шкур оленя шили и изготавливали одежду. Впишем это слово в следующую строчку кроссворда.
-Ребята, а сейчас я хочу обратить ваше внимание вот на эту картину.
Воспитатель показывает картину «Шаман», дети рассматривают.
-Кто изображён на картине? (варианты ответов детей).
-Это шаман. Он помогал охотиться, защищал от злых духов, лечил от болезней. На кого похож шаман в наше время? (на доброго колдуна, знахаря). В какую строку кроссворда, впишем слово «шаман»?
-А теперь узнаем, как жили эвенки. Как назывался их дом?
Проводится игра «Построй чум».
Предлагаются конверты с разрезными картинками. Воспитатель отмечает, что конвертов не хватит на количество детей. Детям предлагается самостоятельно найти вариант решения проблемы. Дети объединяются в кампании. Воспитатель предлагает объединиться по количеству угаданных строк в кроссворде.
-Что изображено на картинках, которые вы собрали? (чум). Это последнее слово, которое нам надо вписать. (дети вписывают слово «чум»).
-Из чего делали эвенки чум? Для чего нужно отверстие на верху чума? А для каких целей нужен был огонь? (приготовить пищу, чтобы было тепло, светло).
-Чумы были разные, но в них было тепло. А давайте мы с вами попробуем «построить» чум, как наши коренные жители.
Вносится поднос с природным материалом (веточки, кора, береста, травинки, сухие листья, мох и др.). Дети отбирают нужный материал, изготавливают постройки, обыгрывают.
Итог занятия: выставка поделок из природного материала «Чум – жилище эвенков».
Литература:
1. Базисная программа развития ребёнка – дошкольника «Истоки», центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца.
2. А.П.Косых, В.П.Панов, В.Г. Тюкавкин «История Иркутской области», (очерки по Иркутской области).