Наумова Галина Геннадьевна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад «Родничок»,
Пермский край, г. Оханск
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной группе
«Разгоним тучи»
"Разгоним тучи». Конспект итогового занятия по обучению грамоте
Цель: Закрепление изученного. Обобщение полученных знаний.
Задачи:
Области интегрирования:
Речевое развитие.
– Закреплять дифференциацию детьми звуков речи и их цветовое обозначение.
– Продолжать упражнять детей в звуковом анализе и синтезе слов.
– Совершенствовать построение детьми схем предложений и их анализ.
– Уточнить слоговое строение слова.
– Закрепить графический образ букв.
– Закреплять навык чтения слогов и слов.
– Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
– Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
– Совершенствовать навык чтения детей
– Закреплять знание детьми обобщающих понятий, понимание причинно- следственного характера сезонных изменений весной.
Социально- коммуникативное. Проявлять заинтересованность в коллективном приложении усилий и практическом применении полученных знаний. Формировать навык совместной работы в паре.
Физическое развитие. Развивать фонематический слух ребёнка, мелкой моторики рук при написании букв, общей моторики при выполнении физ. минутки и скоординированности выполнения движений с текстом.
Демонстрационый материал. Презентация.
Раздаточный материал.
Карточки — головоломка «Зашифрованное слово».
Звуковая схема слова и картинки к ним.
Карточки для составления схем предложений.
Карточки для составления слова.
ХОД.
Организационный момент.
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Встают в круг, взявшись за руки, и говорят:
Шире наш чудесный круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернись
И друг другу улыбнись.
В: Вижу – вижу, все улыбаетесь, значит всем хорошо. У всех хорошее настроение.
В: Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит?
Д: Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков.
В: Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).
Основная часть.
В: Ребята, я хочу рассказать вам сказку. (Сказка проецируется на экране)
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето, Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца – Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца – Осень. Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступать место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала: «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод»
В: Это чудо спряталось в этих картинках.
(На экране появляется картинки: слон, дом, ландыш, ножницы, сыр, шишка, корова, кот).
В: Вам надо назвать первый или второй звук картинки, какой я скажу. Первый или второй звук картинки записывается буквой. Если правильно скажите, то все буквы откроются и вы сможете прочитать слово.
В: А ещё я вас хотела спросить, чем отличаются звуки от букв?
Д: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
Д: Смотрим на первую картинку — слон. 1-ый звук в этом слове /с/. Звук /с/, а буква эС.
Д: 2-ая картинка — дом. В этом слове надо назвать второй звук - это звук /о/. И буква тоже /о/. и так далее.
В: Какое же слово у нас получилось?
Д: Получилось слово солнышко.
В: Сколько букв в слове солнышко?
В: Солнце – самое большое и доброе чудо. Кому нужно солнышко?
Д: Детям, взрослым, зверям, птицам, растениям, деревьям.
В: Но смотрите, ребята, тучи закрыли наше солнце. Давайте поможем солнышку, разгоним тучи на небе. Подуем на тучи (вдох носом - выдох ртом, вдох ртом - выдох носом) .
В: Ничего у нас с вами не получается. Для того, чтобы прогнать тучи, нам нужно выполнить задания. Вы готовы выполнять задания?
Д: Да, готовы.
В: Тогда слушайте задание. Составьте предложение со словом солнце по данной схеме. (На доске дана схема предложения).
Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.
Д: 1-ое предложение: Солнце спряталось.
Солнце спряталось /за/ тучи.
Солнце спряталось /за/ тучи /и/ пошёл дождь.
В: Ребята, смотрите одна туча улетела от нашего солнышка.
В: А сейчас я вам составлю предложение, а вы запишите при помощи схемы в тетрадь. Перестал лить дождь.
В: Сколько слов в предложении?
Д: В предложении три слова. 1-ое слово — перестал, 2-ое — лить, 3-ье — дождь. Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы. В конце предложения ставим точку.
В: Сверяемся с доской. У кого так же?
В: Ещё одно предложение: Выглянуло солнышко. Составьте схему.
В: Сверяемся с доской. У кого так же?
В: Ещё одной туче пришлось улететь. Это значит, что вы справились с заданием.
В: Вестники весны – это птицы. Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Д: Птицы начинают строить гнёзда.
В: Давайте поможем птицам построить гнездо.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Построим гнездо»
(Дети, под весёлую музыку берут прищепками, как клювиками веточки и относят в гнездо»)
В: Хотите узнать, какие птицы прилетят в наше гнездо?
В: Тогда надо отгадать головоломки. Садитесь за столы.
Головоломка «Зашифрованное слово».
В: В головоломках зашифрованы названия птиц.
У каждого ребёнка карточка, на которой зашифровано слово, под буквами написаны цифры. Ребёнок должен расставить цифры по порядку и прочесть полученное слово. (Грач, соловей, скворец, стриж, ласточка, утка, гусь, цапля, жаворонок, чайка).
В: Прочитайте название. Как можно, одним словом назвать этих птиц?
Д: Перелётные.
В: Все они приносят на своих крыльях весну. Смотрите, ещё одной тучки не стало. Справились с заданием.
В: Ребята, когда прилетают к нам гости, они шлют телеграмму: «Прилетаем, ждите! »
В: Как вы думаете, кому пришлют телеграмму перелётные птицы? Какие птицы с нами всю зиму зимовали?
Д: Зимующие птицы.
В: Давайте поиграем. Вставайте, подходите ко мне.
Игра «Лесной телеграф».
В: Кто называет зимующих птиц тот и считает количество слогов. А мы вместе прошагиваем, помогаем делить слова на слоги. /СЛАЙД Картинки зимующих птиц/. (Во-ро-бей, во-ро-на, си-ни-ца, сне-гирь, клёст).
В: Не стало ещё одной тучи. Молодцы! Присаживайтесь за столы.
(Работа в парах).
В: У вас на столах лежат по две картинки и звуковая схема. Вам надо подобрать к звуковой схеме соответствующую картинку. Кто выполнит задание, поднимите руку и объясните свой выбор.
В: Молодцы, все справились. Куда-то исчезла ещё одна туча. Солнце стало светить ярче. И на деревьях появились первые листочки. Смотрите, на нашем дереве слоги написаны на листочках. Соедините листочки и прочитайте слова.
Дети, разбиваясь в пары, собирают листочки одинакового размера. На каждом листочке записаны слоги, соединяя их, зачитывают слова.
Д: Ко-мар, му-ха, жу-ки, бабоч-ка, гусе-ница, чер-вяк, стре-коза, мура-вей, .
В: Как одним словом можно их назвать?
Д: Насекомые.
В: Правильно. Ребята, посмотрите, одна тучка исчезла, осталась ещё одна. Значит, мы должны выполнить задание, чтобы освободить солнышко. Для этого надо вспомнить признаки весны. Присаживайтесь за столы.
В: Последнее задание: «Отгадай кроссворд».
- На шесте дворец,
Во дворце певец,
А зовут его…/скворец/
2. На реке и треск, и гром.
Это значит ледолом.
На реке лёд идёт,
Это значит …/ледокол/
3. Рад весне братишка Сашка,
И собака рада Жулька.
На припёк с крыши нашей
Утром свесилась…/сосулька/
4. Ой, беда! Ой, беда!
Тает снег, кругом вода.
Не обуешь валенки,
На снегу…/проталинки/
5. Снег в лесу.
Сугробов много.
Слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает …/капель/ /Н. Нищева/.
Прочитайте ключевое слово.
Д: Это слово ВЕСНА.
В: Диана прочитает стихотворение о весне.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны -
Верно, очень тёплые
Ноги у весны. / И. Токмакова/.
В: Посмотрите, мы с вами разогнали все тучки на небе. Солнышко нам улыбается.
В: У каждого из вас есть цепочка из букв, надо обвести в кружок ту букву, которая написана правильно, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.
В: Вы все молодцы!
В: Приглашаю всех пройти на ковёр.
В: Скажите, вы любите весну? Сейчас каждый из вас будем говорить, за что он любит весну, я вам буду дарить маленькие солнышки.
Вы, как маленькие солнышки, от которых всем тепло и радостно. Я хочу вас поблагодарить за то, что вы помогли Весне победит холод.