E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Селезнева Людмила Александровна, педагог дополнительного образования

Селезнева Людмила Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБОУ ДОД «МЦРТДиЮ»,

город Майкоп

Методическая разработка

открытого воспитательного мероприятия на тему:

«Спеши делать добро!»

         Известный российский доктор Федор Гааз  говорил: «Спешите делать добро». И это – не просто слова, поскольку дети реагируют и всегда всматриваются в поступки взрослых, подражая им. Причем, главное, дать ребенку понять, что добро – это не «я тебе сделаю хорошо потому, что ты мне можешь сделать хорошо». Это «я буду творить добро, несмотря ни на что».

      К сожалению, сегодня во многих современных семьях такого воспитания не дают. Все больше и больше утверждается модель эгоистического поведения.

Школы  тоже отказались от воспитательной функции: считается, что школа должна давать лишь образование. На мой же взгляд, в учебных заведениях просто необходимо прививать детям доброту и бескорыстие. Чтобы это осуществить необходимо более тесное общение между образовательными учреждениями и семьей. На сегодняшний день, пожалуй, дополнительное образование не отказалось от воспитательной функции подрастающего поколения, что отражается в планах воспитательной работы и является самой трудной и самой значимой деятельностью педагога дополнительного образования. Воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на занятиях, и на перемене, и на тематических мероприятиях.  Цели и задачи, которые ставит перед собой педагог в воспитательном  плане  нескончаемы. Здесь осуществляется духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, эстетическое, личностное, коллективное, коммуникативное, самовоспитание. Но, на мой взгляд, воспитать в детях чувство доброты и бескорыстия, человеколюбия, взаимовыручки и взаимопомощи – важнейшая задача в условиях бездушного и жестокого социума.

      Доброта в сердцах детей рождается с воспитанием в семье, сложно полноценно научить ребенка доброте, если в семье не царит такой дух, но, как показывает многолетняя практика, можно посеять семя доброты и милосердия в детских сердцах, так  как  безусловно детям нравятся плоды своей доброты, потому что когда ты видишь, что кому-то помог - это приятно, твой поступок  поднимает самооценку.  Добрые поступки - это не обязательно подвиги, можно просто помочь донести сумки бабушке, пропустить вперед женщину, уступить место в транспорте женщине с ребенком, накормить голодного котенка… К этому детей нужно приучать с детства, подавать примеры бескорыстного поведения, -  именно эта нить прослеживается на протяжении всего мероприятия, не когда-то в зрелости, а сегодня. Сейчас можно быть добрым, милосердным и бескорыстным. И важно, чтобы эти качества укоренились в глубинах человеческой души, чтобы ребенок ощущал постоянную потребность в их реализации в повседневной жизни. Доброта и любовь – неотъемлемые качества людей высоконравственных – имеют в первую очередь духовное измерение. Именно на них опирается мировоззрение таких людей. Прививать и развивать эти базовые человеческие ценности в ребенке - одна из самых важных задач, стоящих перед взрослым человеком,  и родителем,  и педагогом.

      Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье, поэтому прихожу к выводу, что данная тема будет актуальна всегда.

Основная часть
 Цели:

- знакомство с нравственными понятиями «милосердие», «доброта» и «добрые дела»;

- формирование у учащихся потребности в доброжелательном отношении к окружающим, развитие навыков проявления сострадания и сочувствия;

- воспитание доброты и милосердия, создание благоприятных условий взаимопомощи в коллективе группы.

Задачи:

  • Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
  • Развивать представления учащихся о добре и зле.
  • Способствовать развитию культуры диалога.

Формы проведения:  кружковая

Методы:  творческий.

Оборудование:

  • методическое пособие деревьев;
  • таблица с высказываниями известных людей о доброте;
  • таблица со словами, в которых общий корень «добр»;
  • таблица с пословицами;
  • раздаточный материал (листочки деревьев четырех цветов),
  • таблицы с перепутанными пословицами;
  • табличка с буквами из старой Азбуки;
  • памятки.

Приветствие,  организационный момент. Вступительная речь педагога.

      Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.

Догадались, что это? (Дети отвечают хором)

Сердец  доброта!

     Да, вы, конечно, правы,  сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми. Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность?

Доброта…Добро…Что же это такое?

     Прочитаем два высказывания, висящие на доске (открываю). Дети читают таблички:

 «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное». (Л.Толстой)

«Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (Драматург В.Розов)

-  Как вы понимаете эти высказывания, согласны ли вы сними? (Идет диалог, обучающиеся активно включаются в обсуждение)

 У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учёба, работа, выполнение обязанностей, взаимоотношения с другими людьми. Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это его мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть такие красивые слова: " Во внутреннем мире человека доброта - это солнце".

      В каждом из нас живёт маленькое солнышко. Именно оно раскрашивает окружающий мир яркими красками. Всё многоцветие мира нам помогает увидеть волшебная сила доброты.

Озвучивание темы мероприятия.

    -  А что такое доброта? Какой человек может называться добрым?  Об этом и пойдет наш сегодняшний разговор.

Тема нашего мероприятия "Спеши делать добро".

Эпиграфом к нашему разговору станут слова А. Чепурова:

Кто хочет прочесть? Выбираю одного ребенка.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте,
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

  -     Сегодня мы с вами, ребята, попробуем стать волшебниками и научиться быть добрее.  Для этого я предлагаю вам создать свой Сад Доброты. Давайте вместе посадим деревья в нашем саду, но не простые деревья, а волшебные.
 В центре нашего сада посадим Большое Дерево Добрых Слов, вокруг которого высадим все остальные деревья. 
Но прежде, чем посадить его, давайте выполним задание: Вспомните всевозможные слова, в которых спрятался  общий корень -добр-

(Ребята называют вспомнившиеся слова):
(доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добрососедский, добровольный, добродушный, добронравый…) 
Видите, как много слов содержат в себе корень из слова «добро».
Какие еще хорошие слова вы знаете?  ( Вспоминают вежливые и позитивные слова)
А какие слова могут обидеть? (грубые и злые)
Есть очень хорошая пословица  «Доброе слово лечит, а плохое калечит». 
Как вы ее понимаете?

От кого вы слышите добрые слова?
Где вы их слышите?  (Ребята активно отвечают на вопросы).
А как вы думаете, где же на самом деле живет доброта? (в нашей душе) Задание:    Пишем добрые слова на листочках с  первого  дерева,  озвучиваем,  прикрепляем - сажаем  Большое Дерево Добрых Слов.
Теперь, ребята, послушайте стихотворение Льва Николаенко «Доброта».

В доме добрыми делами занята,
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час.
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
Что от этой доброты
Приживаются цветы,
Рыбки, ежики, птенцы.
Я тебе отвечу прямо:
Это мама, мама, мама!
       Многим в жизни мы обязаны маме. У нее чуткое сердце, ласковые и добрые руки. Именно мама является душой семьи. Доброта и мама не разделимы. Где мама, там и добро, ее любовь, тепло, ласка. Каждый день ваши любимые мамы заботятся о вас.(Разминка). Давайте немного поиграем в мам, но без слов. Вы выйдите к доске по парам, где один человек будет мамой, а другой ребенком, покажите действием одну из маминых забот о вас, а мы догадаемся. Затем поменяетесь ролями. (Ребята с удовольствием копируют своих мам, стараясь им подражать, очень стараются быть похожими, остальные  обучающиеся легко узнают действия, называя ситуацию).

Я предлагаю посадить еще одно дерево – Дерево Добрых Мам .

Задание:  Предлагаю  каждому ребенку написать на листиках второго дерева  прилагательные о маме (Какая она – мама?) и, зачитав, прикрепить их к дереву.

       В народе к доброте всегда относились по-особому. Недаром говорят: «Доброе слово и кошке приятно». Вот сейчас мы вспомним пословицы, где звучит слово доброта.
От добра добра не ищут.
На добро отвечай добром.
Доброе молчанье лучше пустого болтания.
Злой человек не проживет в добре век.
На добрый привет, добрый и ответ.
 Как вы понимаете эти пословицы? Их смысл?  (беседа)
      Теперь мы с вами  стали чуточку мудрее.  А всегда ли вы внимательны к родителям, друзьям, одноклассникам? Расскажите, пожалуйста, о тех добрых поступках, которые вы совершили в школе, дома, на улице и в других местах.
(рассказы детей – перевел бабушку через дорогу, помог дома маме, позанималась с младшей сестрой математикой, покормила котенка, зимой птиц, уступил место в троллейбусе и т.п.)

Задание:  Напишите на листочках  следующего дерева коротко о качествах, которыми вы обладали, совершая добрые  дела. (Прикрепляя листики, дети озвучивают написанное).
Теперь мы с вами посадили  дерево – Дерево Добрых Дел.

     «Жизнь, достойная человека, – жизнь, построенная на добре», так сказал Максим Горький. Каждый день жизнь предоставляет нам шанс быть достойным и добрым человеком. Идете ли вы по улице, садитесь ли в автобус, играете ли с ребятами. А доброта подобна волшебству.
И каждый из вас вполне может стать  волшебником!
А где живут волшебники? (в сказках)
Каких волшебников и из каких сказок вы знаете? (Перечисляют многих -Чародей из «Руслана и Людмилы», Фея из «Золушки», Василиса Прекрасная, добрый Джин..)

      А теперь представьте, что вы стали обладателем волшебных предметов:  скатерть-самобранка, волшебная палочка, сапоги-скороходы.
Задание:
 придумайте добрые дела, которые можно с помощью этих волшебных предметов совершить.

( Ребята  предлагают варианты поступков в масштабе всей Земли – накормить всех обездоленных и голодных, мир на всей планете, помочь сиротам обрести родителей, вылечить всех больных, защитить животных, очистить планету -экологические вопросы т .п.)
      Значит, и вы можете стать волшебниками. Ведь главное волшебство – это доброта.
      Доброта издавна ценилась на Руси.  Немало русский народ сложил пословиц о доброте.

Посмотрите на доску, Злая Колдунья в пословицах все слова перепутала.

Так давайте попробуем их на место поставить и сложить правильно.

Добро помни, а

Пожнёшь

Что посеешь, то и

Зло забывай

За добро

Добра не делает никому

Худо тому, кто

Добром плати

Доброе слово лечит

А злого не жалуют

Доброе слово

А злое калечит

Доброго чтут

Половина счастья

(Легко справляются с заданием)

  -   Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.

 Послушайте сказку:  

Давным-давно в одной стране  жили очень добрые люди.

Они приносили всем жителям радость, дарили добро, всегда первыми приходили туда, где случалась беда. И когда они поняли, что все вокруг стали счастливыми, то сели на корабль и решили поплыть в другие страны, помогать другим людям.

А  неподалёку, среди мрачных скал в сырой пещере жила Злая Колдунья, которую раздражал смех, трудолюбие, жизнерадостность людей. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни. И как только корабль скрылся за горизонтом, обрушила она на жителей печаль, ненависть, зависть и предательство, не пожалела ни стариков, ни детей. И поселились в душах людей тоска, зло и одиночество.

Не обратила внимания Злая Колдунья лишь на маленького котёнка, не думала она, что он сможет разрушить её чары, помешать, ей творить зло. Тогда побежал котёнок к полю, где росли колокольчики. Долго он бегал от колокольчика к колокольчику, пока не поднялся перезвон. И услышали его на корабле, пришли на помощь и выгнали Злую Колдунью. С тех пор котёнок с колокольчиком стал символом Надежды, Счастья, Веры и Добра.

  • Как вы думаете, ребята, почему Злой Колдунье удалось внести в души и сердца людей злость, ненависть, зависть?
  • Что же нужно сделать для сохранения доброты в людях?

(Ребята понимают смысл сказки и делают правильные выводы в обсуждении).

Задание:  Напишите на листочках следующего дерева  поступок, который вы бы хотели совершить когда станете взрослыми. Рассказывают, обсуждаем, прикрепляют листики к дереву).

     Мы общими усилиями дружно  посадили  еще одно дерево – Дерево Добрых Поступков и наш сад зацвел! Не забывайте всегда в повседневной жизни сажать новые и новые деревья доброты, ухаживать за ними, поливать.

Вы почувствуете себя счастливыми, потому что всегда приятно делать добрые дела.

Заключение

Добрым быть, совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей, 
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем не просто!
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

  - Что нового вы сегодня узнали на занятии?

Что больше всего запомнилось и понравилось?

Возникло ли желание стать еще добрее, совершать ежедневно добрые дела?

Почему без  доброты люди не могут жить?

(Коротко, обзорно ответы детей).

     Еще в старой Азбуке буквы назывались словами
Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, 
Живете, Земля, Люди, Мыслите, Покой
Азбука как бы говорила:

 «Люди Земли, живите, мыслите, думайте и творите добро».   Пусть эти слова станут вашим девизом на всю жизнь.
Вот наш сад и наполнился деревьями доброты. Так заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и, особенно,  добрыми делами, ведь вы – волшебники и я хочу подарить вам на память символ доброты.    Дарю памятки. 

(См. Приложения)  До свидания,  желаю всего доброго!

 Посмотреть всю работу с приложениями (нажмите здесь) Speshi-delat-dobro.docx [1,04 Mb] (cкачиваний: 33)

                           Список используемой литературы:

  1. Апшева А.М.. Психолого-педагогическое сопровождение дополнительного образования детей. Опыт и практические  рекомендации М: МД ЭБЦ, 2011. - 180 с
  2. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство “АРКТИ”, 2005. – 62 с.
  3. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
  4. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции // Психология эмоций: Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.
  5. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / Под редакцией Рузской А.Г. — М.: Изд-во "Институт практической психологии", 1997. — 384 с.
  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: “Русский язык”, 1986.
  7. Добрые сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
  8. Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990.
  9. Энциклопедия этикета. – СПб.: Мим-Экспресс, 1996.
  10.  http://4stupeni
  Наверх