E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Кихтенко Любовь Ганиядовна, методист

Кихтенко Любовь Ганиядовна,

методист,

МАУ ДО "Народные ремесла"

Методическое объединение

 

"Организация взаимодействия с семьей в инклюзивном образовании

на примере студий МАУДО «Народные ремесла»

Кихтенко Любовь Ганиядовна, методист

 Цель МО:оказание методической и практической помощи педагогам МАУДО «Народные ремесла» в работе семьями с детьми с особыми образовательными потребностями.

Задачи:

1.     Выявлять, пропагандировать и осуществлять новые подходы к организации взаимодействия с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

2.  Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.

План проведения:

1. Выступление методиста Кихтенко Л.Г. на тему: «Формы взаимодействия с семьей в инклюзивом образовании».

2.   Выступление педагога дополнительного образования МАУ ДО «Народные ремесла» Кудаковской А.Г.

3. Выступление педагога дополнительного образования МАУ ДО «Народные ремесла» Вечерки Л.Б.

Ход методического объединения:

Добрый день уважаемые коллеги!

Если начинать разговор об особенностях взаимодействия с семьей в рамках инклюзии, необходимо начать с целей инклюзивного образования.

Инклюзивное образование ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению того или иного вида образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, прежних учебных достижений, родного языка, культуры, социального и экономического статуса родителей, психических и физических возможностей.

Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:  

- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;  

- каждый человек способен чувствовать и думать;

-   каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;  

- все люди нуждаются друг в друге;  

- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;  

- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;  

- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.   

Преимущества инклюзивного образования

  Преимущества инклюзии для детей-инвалидов весьма существенны: дети с особенностями развития демонстрируют более высокий уровень социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками в инклюзивной среде по сравнению с детьми, находящимися в специальных школах. Это становится особенно очевидным, если взрослые целенаправленно поддерживают социализацию, и, если количество детей с особенностями находится в естественной пропорции по отношению к остальным ученикам в целом.  В инклюзивной среде улучшается социальная компетенция и навыки коммуникации детей с инвалидностью. Это в значительной мере связано с тем, что у детей-инвалидов появляется больше возможностей для социального взаимодействия со своими здоровыми сверстниками, которые выступают в качестве носителей модели социальной и коммуникативной компетенции, свойственной этому возрасту.  В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные образовательные программы. Результатом этого становится улучшение навыков.  Социальное принятие детей с особенностями развития улучшается за счёт характерного для инклюзивных курсов обучения в малых группах. Дети «переступают» за черту инвалидности другого ученика, работая с ним над заданием в малой группе. Постепенно, обычные дети начинают осознавать, что у них с детьми-инвалидами много общего.  В инклюзивных группах дружба между детьми с особенностями и без особенностей становится более обычным делом.   Особенно явно это в тех случаях, когда дети-инвалиды посещают занятия неподалёку от своего места жительства, и, следовательно, имеют больше возможностей встречаться со своими одногруппниками вне группы. Педагоги играют ведущую роль в  установлении и укреплении такой дружбы.

Обсуждая вопросы развития инклюзивного образования в России, в печатных изданиях, на телевидении, в Интернете, ученые, государственные и общественные деятели, педагоги, специалисты коррекционного образования, в основном, говорят об организации и предоставлении образовательных услуг, направленных на получение знаний в детских садах и общеобразовательных школах. Развитие же творческого потенциала, формирование коммуникативных умений, социализация и самореализация детей данной категории, остается без должного внимания.

А вместе с тем, именно дополнительное образование практически без препятствий дает возможность детям с особыми потребностями попробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми, художественно-эстетической, физкультурно-спортивной, культурно-досуговой и другими видами деятельности.

Дополнительное образование – образование через успех.

В процессе такого образования неисчерпаемы возможности переживания каждым ребенком ситуации успеха, что благотворно сказывается на повышении его самооценки, укреплении его личностного достоинства. Особенно важно это для детей, испытывающих трудности в процессе школьного обучения. Кроме того, дополнительное образование позволяет не только дать возможность «особым» детям почувствовать себя полноценными членами общества, но и учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера.

В нашем учреждении дополнительного образования целью инклюзивного образования ставится: Создание условий для учащихся с особыми образовательными проблемами реализовать свое право на получение качественного и доступного дополнительного образования.

И одним из направлений деятельности необходимой для реализации поставленной цели является: совместная работа с семьей.

В инклюзивном учреждении очень важно то, что и дети, и родители, и специалисты -  это прежде всего партнеры. Необходимость осуществления работы с родителями в данном случае неопровержима.  

 В работе педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

- в основе взаимодействия с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

- доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

- педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

- опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Положительные результаты в большей степени зависят от активного участия родителей в образовательном процессе, в основе которого должно быть организованное сотрудничество специалиста и родителей. Зачастую, включение детей с ОВЗ в социум является для их родителей одной из важнейших задач.

Но не стоит забывать о работе с семьями нормально развивающихся детей, так как необходимо способствовать изменению общественного сознания по отношению к детям с ОВЗ. Ведь многие родители нормально развивающихся сверстников не желают обучать своих детей вместе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители считают, что ребенок с ОВЗ может причинить вред здоровью их ребенка; что при совместном обучении весь учебно-воспитательный процесс будет носить негативный характер и здоровым детям будет уделяться значительно меньше времени. Поэтому просвещение родителей занимает важное место в работе педагога и учреждения в целом. Оно осуществляется через участие родителей в родительских собраниях, индивидуальных и групповых консультациях, оформлении стендов. Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей детей с ОВЗ проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка. Соответственно, при организации работы педагога с семьей  необходимо вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности; содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации; создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Согласно данным приведенным в различных источниках можно выявить основные проблемы, возникающие в семьях – детей с ОВЗ.

1.  Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.

2.  Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. В следствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3.  Всё это не способствует принятию родителями себя и своих детей такими, какие они есть. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4.  Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.

Именно помощь в решении этих проблем является приоритетным направлением в системе работы с родителями детей с ОВЗ.

Какие же бывают формы работы с родителями детей с ОВЗ.

1.  Беседы: коллективные и индивидуальные.

2.  Родительские собрания в форме: «круглых столов», «Педагогической гостиной». Во время таких встреч как «круглый стол» или «педагогическая гостиная» родители детей с ОВЗ имеют возможность встречаться друг с другом, обмениваться опытом и оказывать друг другу поддержку, что даёт родителям ощущение того, что «они не одиноки». Работа, построенная таким образом, помогает решить не только личностные проблемы, но и выработать определённые социальные навыки для преодоления трудностей в воспитании детей с ОВЗ.

3.  Групповые занятия с детьми с участием родителей. Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

4.  Проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

5. Почтовый ящик

Цель: собрать банк данных о проблемах детского развития интересующих родителей. Дать возможность задать вопросы на интересующие родителей темы.

6. Наглядные формы работы:

 Стендовый материал групповых помещений оформляем разнообразной печатной информационной  продукцией для родителей. Педагоги могут разрабатывать папки передвижки, буклеты, памятки.

 7. Практические формы работы.

Мастер-классы, деловые игры, родительские собрания. Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, посиделок и т.д. Педагоги могут использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий.   Участие в досуговых мероприятиях – это праздники, развлечения, выставки и конкурсы творчества. Здесь наиболее полно раскрываются  возможности для сотрудничества.

8. Учитывая острую нехватку времени у родителей (СДВ – синдром дефицита времени), их занятость мы решили использовать ИКТ технологии, которые позволяют родителям в имеющееся свободное время получить помощь специалистов.

 Результатами успешной и продуктивной работы с семьями детей с ОВЗ станет:

- включение родителей в жизнь нашего учреждения, сотрудничество с педагогами в вопросах воспитания и коррекционной работы;

- родители увидят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убедятся на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху;

-у них сформируется активная родительская позиция и адекватная самооценка;

-  использование современных и традиционных форм работы позволит раскрыть родительский потенциал, овладеть инструментарием, необходимым для эффективной помощи собственным детям.

 В завершение нашего методического объединения предлагаю вам на личном примере использовать методику «Почтовый ящик». У каждого на столе есть лист бумаги и ручка, напишите ваши впечатления, возможно замечания или пожелания о сегодняшнем мероприятии и бросьте в почтовый ящик.

Спасибо всем за внимание!

Посмотреть всю работу Metodicheskoe-obedinenie.docx [28,6 Kb] (cкачиваний: 13) inklyuziya.pptx [1,46 Mb] (cкачиваний: 12)                                                            Посмотреть презентацию (нажмите здесь) Metodicheskoe-obedinenie.docx [28,6 Kb] (cкачиваний: 13)    

  Наверх