Щербакова Наталья Алексеевна,
педагог дополнительного образования,
МБОУДОД «Поспелихинский районный
Центр детского творчества»,
Алтайский край, с. Поспелиха
Обобщение опыта работы
"Сотворчество детей и родителей -
важнейшее условие повышения эффективности
воспитательно-образовательного процесса
Дополнительное образование детей - один из социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их обучения, воспитания и развития. Это социально востребованная сфера, в которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают дети и их родители, а также общество и государство.
Педагоги учреждений дополнительного образования ведут постоянный поиск новых форм работы с родителями. Работа должна быть интересна и важна как для, образовательного учреждения так и для семьи. Для этого необходимо правильно и качественно организовать взаимодействие с семьей. Ведь сотрудничество с родителями важнейшее условие повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Воспитание и развитие не возможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а, поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Считаю, что целью этой работы может стать обогащение отношений педагог-родитель-ребенок опытом совместной деятельности через совместное творчество.
Когда есть цель, то очевидным становится ранжирования ряда задач направленных на продвижение к цели.
Всю свою работу я разделила на четыре этапа:
1. Мониторинг (исследования актуальности проблемы, изучение методической литературы, анкетирование родителей);
2. Разработка концептуальной основы (принципов, цели и задач);
3. Разработка плана совместной деятельности с родителями (мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали воспитательно-образовательным задачам объединения, интересам и потребностям родителей);
4. Создание условий педагогической интеграции объединения детей, родителей и педагога.
Основными принципами при организации работы в рамках
новых форм взаимодействия с семьей я выбрала следующие:
1. Информационная открытость объединения для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
2. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов объединения с родителями.
3. Индивидуальный подход. Педагог, общаясь с родителями, обсуждает творческие планы, участие в конкурсах, привлекает к разработке изделий, совместных выполняемых с родителями домашних заданий.
4. Динамичность. Учреждения дополнительного образования сегодня должны находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей.
Формы работы с родителями, используемые мною можно разделить на 2 направления:
- 1. Педагогическое просвещение родителей (своевременное компетентное и грамотное объяснение проблемных вопросов и ситуаций через консультации. Информационные стенды, открытые мероприятия с детьми. Анкетирование, выставки декоративно-прикладного направления.
2. Включение родителей в деятельность объединения в целом (совместная деятельность взрослого и ребенка в творческих заданиях, сотрудничество детей и родителей на занятиях, проведение итогового занятия при участии родителей, разработка, оформление портфолио на детей посредством структуры педагог - родитель - ребенок. Совместное участие детей, родителей и педагога в выставках и конкурсах различного уровня. Оформление выставки для итогового занятия по направлениям: Работы детей, работы родителей, работы педагога, работы, выполненные в сотворчестве детей и родителей.
Совместные занятия творчеством – чудесная возможность для родителей и их детей побыть вместе, провести время приятно и с пользой. И цель наших занятий – не только научить детей и родителей, бисероплетению, но и сплотить детей и родителей, сохранять и развивать тёплые эмоциональные отношения между ними, научить родителей принимать ребёнка таким, какой он есть, уважать его.
В заключении, хотелось бы отметить, что поиск новых интерактивных форм профессионально-педагогического взаимодействия в рамках художественно-эстетического воспитания позволил, благодаря нововведениям, выстроить систему социальных партнерских отношений «педагог – родитель - ребенок» через сотворчество родителей и детей.