Устинова Ирина Юрьевна,
педагог дополнительного образования,
МОУ ДОД Центр внешкольной работы
г. Раменское
Тренинг для родителей и детей
«Мы вместе»
Цель:
Создание условий для взаимодействия и сотрудничества детей и родителей.
Задачи:
-Расширение возможностей понимания психологических особенностей своего ребёнка;
-Активизация коммуникаций в семье;
-Повышение интереса родителей к внутреннему миру ребёнка.
Участники: группа родителей среднего школьного возраста, 8-10 пар мама (папа) – ребёнок.
Оборудование: бумага ф. А2, карандаши (фломастеры) для каждой пары участников.
Время: 1 час 20 минут.
Ход занятия:
1.Приветствие «Здравствуйте» (5мин)
Цель: знакомство, облегчение запоминания имён.
По кругу каждый участник передаёт мягкую игрушку «Сердце» и приветствует всех со словами «Здравствуйте, я…(называет своё имя)
2.Знакомство «Я и моя семья» (15 мин)
Цель: знакомство, самовыражение, установление контакта.
Дети по очереди представляют себя и своих родителей.
3.Разогрев «Встаньте те, у кого (кто)…» (2 мин)
Цель: разминка, создание положительного настроя.
Участникам предлагается вставать, если описание подходит:
-Синие глаза;
-Вместе читаете книжки;
-Помогаете мыть посуду;
-Имеете общее увлечение;
-Любит вместе путешествовать и т.д.
4.«Опиши своего родителя» (10 мин)
Цель: сплочение группы; дать возможность участникам посмотреть себя со стороны.
Поочерёдно каждый ребёнок рассказывает о своём родителе (маме, папе). При этом ребёнку задаются вопросы: «Какая твоя мама?», «Что она не любит?», «Что ей нравится?», «Что ей не нравится?», «Какой у её глосс?»…
5.«Узнай по голосу» (5-7 мин)
Цель: подготовка к основной части тренинга, повышение эмоционального фона.
Дети становятся в центр зала с завязанными глазами. Взрослые становятся по углам и одновременно, по сигналу ведущего произносят фразу («Вася, приберись в комнате»). Ребёнок должен узнать по голосу своего родителя.
6.Совместное рисование «Звериная семья» (30 мин)
Цель: развитие воображения, способности чувствовать идею другого, следовать совместно; умение взаимодействовать с окружающими, развитие навыков взаимопонимания и чувствование настроения другого.
«В течение 15 минут вам необходимо придумать и нарисовать «звериную семью» в действии» (должны быть заняты общим делом). Причём взрослые рисуют зверят-детёнышей, а дети – зверей-родителей.
Вопросы педагога:
-Легко ли вам было определиться, кого будите рисовать?
-Семья, какого животного изображена?
-Чем занимаются?
-Расскажите какая это семья?
-Какие черты характера у зверят-детёнышей и у зверей-родителей?
-Хорошо (комфортно) ли зверятам-детёнышам в своей семье?
-А их зверям-родителям?
-А есть ли что-то общее между вашей семьёй с той, которую вы нарисовали? т. д.
7.Заключение «Вокруг света» (5 мин)
Цель: сплочение членов группы, повышение самооценки, самопознания, возможность сделать приятное другому человеку; установление тактильного контакта.
Участники становятся в два круга. Во внутреннем круге стоят родители, а во внешнем (напротив своего родителя) – дети. Предлагается детям отправиться в кругосветное путешествие. Перемещаясь из одной страны в другую, и вы должны друг другу пожелать что-то хорошее, начиная со слов: «Желаю Вам (тебе)…(счастья, понимания, всего хорошего…)». И вернувшись после долгого путешествия домой, предлагается обняться.
8.Рефлексия «Мне сегодня понравилось…» (5-7 мин)
Цель: личностное развитие и рефлексия.
Каждый участник заканчивает фразу: «Мне сегодня понравилось…»
Прогноз:
Полноценное общение с родителями очень важно для развития детей. Но, многие родители только теоретически знают и осознают, в чём заключается правильное воспитание детей, но на практике испытывают трудности. Родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми. Занятие проводится с родителями совместно с детьми, на котором могут общаться друг с другом в игровой ситуации.