E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Торутанова Светлана Евгеньевна, педагог-психолог

Торутанова Светлана Евгеньевна,

педагог-психолог,

МБДОУ № 80 «Аист»,

г.Ульяновск

Торутанова Светлана Евгеньевна,  педагог-психолог

Опыт работы педагога-психолога по

развитию  нравственных качеств личности 

у детей старшего дошкольного возраста.

Нравственное воспитание детей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы.  В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений,  формирования основ личности будущего гражданина.  Нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.

Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека; в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как доброта, дружба, справедливость, сострадание, любовь, щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях. «Мы можем быть спокойны за ребенка лишь тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. А это значит, что он и может, и хочет, что у него должна быть потребность вести себя морально, выполнять требования родителей и общества не за страх, а за совесть» (Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир» изд. «Смысл» СПб., 2005г.)

Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позже, чем формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними. Педагоги должны обратиться к душе ребёнка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечность - закладывается в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.

Часто педагоги детского сада и родители стремятся научить детей писать, читать, считать, словом подготовить их к школьной жизни. А аспект формирования морально-нравственной сферы дошкольников остаётся вне зоны внимания специалистов детского сада и родителей.

 Актуальность состоит в том, что рассматривается опыт  работы педагога – психолога по  развитию нравственных качеств личности  у детей старшего дошкольного возраста.

Цель: развитие нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:    

  • Воспитывать вежливость, доброту, трудолюбие, искреннее желание делиться со сверстниками, ис­пытывать радость от доставленных приятных минут сверстникам группы;
  • Воспитывать культуру слушания.
  • Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
  • Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям литературных произведений.
  • Развивать эмпатию, элементарные навыки релаксации.
  • Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;
  • Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;

В своей деятельности я использовала следующие формы работы с детьми:

  • фронтальные подгрупповые занятия;
  • игры, упражнения, этюды  с нравственным содержанием в совместной деятельности с детьми;
  • разыгрывание проблемных ситуаций с детьми;
  • беседы с детьми на нравственные темы;
  • рисование на заданную тему (с нравственным содержанием)

Конечно же работа с детьми  по данному  направлению должна вестись в тесном сотрудничестве с семьёй ребёнка и педагогами группы, которую он посещает в ДОУ.

Технологическая схема опыта.

Технология организации работы с детьми, родителями и педагогами по развитию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.

 

Мероприятия

Цель

1

 

 

 

2

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

9

 

 

 

 

 

 

 

Непосредственная образовательная деятельность с детьми (образовательная  область «Социально-коммуникативное развитие»)

 

Игры, упражнения, этюды  с нравственным содержанием в совместной деятельности с детьми;

 

 

 

Беседы с детьми на нравственные темы;

 

 

 

 

 

 

Совместные мероприятия для детей и родителей.

 

 

Тренинг для родителей: "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

 

 

Памятки и буклеты для родителей «Нравственное воспитание детей в семье»

 

 

Лекторий и практикум для педагогов «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

 

Мастер-класс для воспитателей «Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

 

Создание развивающей среды

-Панно «Наши добрые дела»

-Панно «Пожелай-ка»

-Картотека игр по нравственному воспитанию детей.

-Аудиотека с записями для релаксации

-Авторские презентации: «Добрый - злой герой», «Хорошие – плохие поступки».

-Система поощрений: «Меня похвалили»

Развивать коммуникативные умения и навыки, внеречевые средства общения;  эмоционально-личностную сферу детей.

 

Воспитывать вежливость, доброту, трудолюбие, искреннее желание делиться сладостями, игрушками, ис­пытывать радость от доставленных приятных минут своим сверстникам.

Формировать стремление подражать положительным героям литературных произведений. Развивать эмпатию.

Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.

 

 Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах  нравственного воспитания ребенка.

 

Гармонизация детско-родительских отношений. Получение  информации по вопросам воспитания нравственных качеств личности у детей, преодолению детско-родительских конфликтов

 

Повышение родительской компетентности в понимании проблем ребёнка, научение способам развития нравственных качеств личности .

 

Повышение компетентности педагогов: расширение границ их возможностей по развитию нравственных качеств личности детей, формирование установки на доверительное общение, принятие ребёнка.

 Познакомить педагогов с приёмами технологии ознакомления дошкольников с нравственными чувствами.

 

Обеспечение безопасности и защищённости ребёнка, создание благоприятного психологического климата в группе.

 

  Итогом работы  являются следующие показатели:

  • Актуализация деятельности педагогов по формированию нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.
  • Формирование осознанной родительской позиции в вопросах воспитания нравственных качеств детей.
  • Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: доброты, трудолюбия, щедрости, правдивости, вежливости, чуткости, умения дружить.

Литература.

  1. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шаталова.- под ред.А.М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2009 - 179 с.
  2. Дурова, Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей и родителей/ Н.В Дурова. - М.: Мозаика-Синтез ,2000.- 98 с.
  3. Калинина, Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника - Санкт –Петербург Речь ,2001.- 208 с
  4. Микляева, Н.В. Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет : конспекты занятий -  М.:Айрис-пресс,2009.- С 267
  5. Мулько И.Д.Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет - ООО ТЦ Сфера, 2004.-  290
  6. Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет /  4-е изд.- М.:АРКТИ, 2005.- 87 с.
  7. Субботский,  Е.В. Ребёнок открывает мир .- М., 1991.- 243 с.
  8. Кузнецова, Л.В Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения - М.: ООО Т.Ц. «Сфера»,2003.- 306с.
  9. Черенкова, Е. Уроки этикета и вежливости для детей. - М, 2010 145 с.

Торутанова Светлана Евгеньевна,  педагог-психолог

Игра-презентация:«Хорошие – плохие поступки»

Торутанова Светлана Евгеньевна,  педагог-психолог

Тренинг для родителей: "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?

Торутанова Светлана Евгеньевна,  педагог-психолог

Мастер-класс для воспитателей: «Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»

  Наверх