Торутанова Светлана Евгеньевна,
педагог-психолог,
МБДОУ № 80 «Аист»,
г.Ульяновск
Опыт работы педагога-психолога по
развитию нравственных качеств личности
у детей старшего дошкольного возраста.
Нравственное воспитание детей – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребёнка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребёнка до школы. В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Нравственное воспитание предполагает формирование у ребёнка ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоничное развитие личности человека. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения и представления воплощаются в реальных поступках и поведении. Другими словами, нравственное воспитание ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка, в этом случае он действует ради соблюдения самой нормы как принципа отношений между людьми, а не ради, например, получения одобрения.
Ребенок, который может понять и правильно оценить чувства другого человека; в сознание и сердце которого прочно вошли такие понятия, как доброта, дружба, справедливость, сострадание, любовь, щедрость (материальная и духовная) имеет намного более высокий уровень эмоционального развития, коммуникативных навыков, личностного потенциала в будущем, устойчивости в стрессовых ситуациях. «Мы можем быть спокойны за ребенка лишь тогда, когда его нравственное поведение не зависит от контроля со стороны. А это значит, что он и может, и хочет, что у него должна быть потребность вести себя морально, выполнять требования родителей и общества не за страх, а за совесть» (Субботский Е.В. «Ребенок открывает мир» изд. «Смысл» СПб., 2005г.)
Чем младше ребёнок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит намного позже, чем формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развивать у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру. Направленность переживаний ребёнка на эмоциональное состояние взрослого, в первую очередь родителей и сверстников, способствует проникновению в их внутренний мир, установлению доверительной связи с ними. Педагоги должны обратиться к душе ребёнка. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Рациональное воспитание нравственности, не затрагивающее эмоции ребёнка, никогда не приведёт к желаемому результату. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечность - закладывается в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Часто педагоги детского сада и родители стремятся научить детей писать, читать, считать, словом подготовить их к школьной жизни. А аспект формирования морально-нравственной сферы дошкольников остаётся вне зоны внимания специалистов детского сада и родителей.
Актуальность состоит в том, что рассматривается опыт работы педагога – психолога по развитию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель: развитие нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Воспитывать вежливость, доброту, трудолюбие, искреннее желание делиться со сверстниками, испытывать радость от доставленных приятных минут сверстникам группы;
- Воспитывать культуру слушания.
- Содействовать освоению навыков доброжелательного, внимательного, заботливого поведения.
- Содействовать развитию мотивационной сферы дошкольников, формированию стремления подражать положительным героям литературных произведений.
- Развивать эмпатию, элементарные навыки релаксации.
- Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления;
- Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество;
В своей деятельности я использовала следующие формы работы с детьми:
- фронтальные подгрупповые занятия;
- игры, упражнения, этюды с нравственным содержанием в совместной деятельности с детьми;
- разыгрывание проблемных ситуаций с детьми;
- беседы с детьми на нравственные темы;
- рисование на заданную тему (с нравственным содержанием)
Конечно же работа с детьми по данному направлению должна вестись в тесном сотрудничестве с семьёй ребёнка и педагогами группы, которую он посещает в ДОУ.
Технологическая схема опыта.
Технология организации работы с детьми, родителями и педагогами по развитию нравственных качеств личности у детей старшего дошкольного возраста.
№ |
Мероприятия |
Цель |
1
2
3
4
5
6
7
8
9
|
Непосредственная образовательная деятельность с детьми (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»)
Игры, упражнения, этюды с нравственным содержанием в совместной деятельности с детьми;
Беседы с детьми на нравственные темы;
Совместные мероприятия для детей и родителей.
Тренинг для родителей: "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
Памятки и буклеты для родителей «Нравственное воспитание детей в семье»
Лекторий и практикум для педагогов «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Мастер-класс для воспитателей «Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Создание развивающей среды -Панно «Наши добрые дела» -Панно «Пожелай-ка» -Картотека игр по нравственному воспитанию детей. -Аудиотека с записями для релаксации -Авторские презентации: «Добрый - злой герой», «Хорошие – плохие поступки». -Система поощрений: «Меня похвалили» |
Развивать коммуникативные умения и навыки, внеречевые средства общения; эмоционально-личностную сферу детей.
Воспитывать вежливость, доброту, трудолюбие, искреннее желание делиться сладостями, игрушками, испытывать радость от доставленных приятных минут своим сверстникам. Формировать стремление подражать положительным героям литературных произведений. Развивать эмпатию. Формировать отрицательное отношение к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.
Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах нравственного воспитания ребенка.
Гармонизация детско-родительских отношений. Получение информации по вопросам воспитания нравственных качеств личности у детей, преодолению детско-родительских конфликтов
Повышение родительской компетентности в понимании проблем ребёнка, научение способам развития нравственных качеств личности .
Повышение компетентности педагогов: расширение границ их возможностей по развитию нравственных качеств личности детей, формирование установки на доверительное общение, принятие ребёнка. Познакомить педагогов с приёмами технологии ознакомления дошкольников с нравственными чувствами.
Обеспечение безопасности и защищённости ребёнка, создание благоприятного психологического климата в группе. |
Итогом работы являются следующие показатели:
- Актуализация деятельности педагогов по формированию нравственного сознания детей старшего дошкольного возраста.
- Формирование осознанной родительской позиции в вопросах воспитания нравственных качеств детей.
- Развитие нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста: доброты, трудолюбия, щедрости, правдивости, вежливости, чуткости, умения дружить.
Литература.
- Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: книга для воспитателя дет. сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шаталова.- под ред.А.М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: просвещение, 2009 - 179 с.
- Дурова, Н.В. Очень важный разговор: Беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста./Пособие для педагогов, воспитателей и родителей/ Н.В Дурова. - М.: Мозаика-Синтез ,2000.- 98 с.
- Калинина, Р.Р.Тренинг развития личности дошкольника - Санкт –Петербург Речь ,2001.- 208 с
- Микляева, Н.В. Социально - нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет : конспекты занятий - М.:Айрис-пресс,2009.- С 267
- Мулько И.Д.Социально - нравственное воспитание детей 5-7 лет - ООО ТЦ Сфера, 2004.- 290
- Семенака, С.И. Уроки добра: коррекционно-развивающая программа для детей 5 – 7 лет / 4-е изд.- М.:АРКТИ, 2005.- 87 с.
- Субботский, Е.В. Ребёнок открывает мир .- М., 1991.- 243 с.
- Кузнецова, Л.В Формирование нравственного здоровья дошкольников: занятия, игры, упражнения - М.: ООО Т.Ц. «Сфера»,2003.- 306с.
- Черенкова, Е. Уроки этикета и вежливости для детей. - М, 2010 145 с.
Игра-презентация:«Хорошие – плохие поступки»
Тренинг для родителей: "Воспитание нравственности. Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?
Мастер-класс для воспитателей: «Воспитание гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста»