Костина Любовь Дмитриевна,
учитель начальных классов,
МБОУ СОШ с.Мечётное Советского района
Саратовской области,
Почётный работник общего образования РФ
Использование межпредметных связей
на уроках математики
Систему межпредметных связей я использую в своей работе уже много лет. Такие связи положительно влияют на учебно-познавательную деятельность учащихся, придают ей целостный характер, способствуют развитию мировоззрения. На мой взгляд, наиболее эффективно использовать межпредметные связи на уроках математики.
Большое обучающее и воспитательное значение имеют текстовые задачи. Связанные с конкретными жизненными ситуациями, они помогают показать младшим школьникам роль математики в познании окружающей действительности и развивают умения применять математические знания на практике. А использование методов проектов формирует у учащихся навыка поиска и систематизации материала по заданной теме. Вот примеры использования краеведческого материала в задачах по математике.
1.Длина моста, который соединяет Саратов и Энгельс, 3000 метров, а длина
Плотины, которая находится на въезде в село Мечётное, 75 метров. На сколько
Метров мост длиннее нашей плотины?
2.Протяжённость Волги3688км, а протяжённость реки Мечётки 73 км.На сколько
Мечётка короче Волги?
Нередко в парке, в лесу, на пришкольном участке можно наблюдать неприглядную картину: ребёнок, не задумываясь, обрывает ветки деревьев, бросает пакеты с мусором. Поэтому , решая задачи с экологическим содержанием, мы преследуем очень важную задачу- воспитание у детей чувства ответственности за будущее нашей планеты. Экологическое воспитание формирует у школьников правила и формы поведения, направленные на бережное отношение к природе и её охране. Вот примеры таких задач.
1.Учёные подсчитали, что каждую минуту на планете вырубают 20гектаров леса.
Сколько исчезает леса за 1час? За месяц? А сколько леса исчезнет за год?
2.Из неисправного крана вытекает за одну минуту 200граммов воды. Сколько воды вытечет за одну школьную перемену? А сколько воды вытечет за урок?
3.Сосна вырастает за год примерно на 80 см. Ель вырастет на 20см.Во сколько раз
быстрее растёт сосна? Какими они станут через 5 лет, если сейчас их высота 15 см?
Когда мы с ребятами решаем такие задачи, сами по себе возникают вопросы: Что же будет, если не сажать леса? Много ли на нашей планете пресной воды, так необходимой человеку? Решение задач об экологических проблемах и путях их решения скажется положительно не только на усвоении полученных знаний, но и на формировании положительных эмоций и качеств личности подрастающего поколения.
Многие задачи заставляют детей глубоко задуматься. Многие задачи учащиеся придумывают сами, используя материал из справочников и газет. Такие задачи им ближе и они с удовольствием их решают сами и предлагают решить своим товарищам.
1.Из 2 тонн макулатуры можно изготовить столько же бумаги, сколько из 17
больших деревьев. Сколько можно сохранить деревьев, собрав 5 тонн макулатуры?
2.Ежегодно в Средиземное море выбрасывается 120 000 тонн отработанных масел. А
Сколько масел попадает за 10 лет? Что может быть с морем через 10 лет?
Использование задач, содержащих экологический материал, вносят разнообразие в урок, помогает активизировать деятельность учащихся, расширяет представление об окружающем мире, оказывает положительное влияние на формирование заботливого отношения к природе, а это так необходимо людям ХХI века.