Лазарева Ирина Николаевна, воспитатель,
МБДОУ д\с№14 «Сказка»
Челябинская область, город Верхний Уфалей
Консультация для родителей
"Патриотическое воспитание детей
старшего дошкольного возраста"
Цель: Расширение педагогических знаний среди родителей. Практическая помощь семье в вопросах патриотического воспитания дошкольников.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Причем такие методы, которые, не казались бы ребенку скучными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли его мирровозрение нравственным содержанием, раскрывали бы новые, ранее неизвестные или непонятные малышу стороны окружающей действительности.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания и, конечно, личный пример родителей. Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал, формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Детям свойственны неустойчивость внимания, утомляемость и кратковременность интересов. Поэтому патриотическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает неоднократное обращение к определённым темам, для формирования к ним стойкого интереса. Для раскрытия той или иной темы лучше всего использовать процесс игры. Например, детям очень интересно будет играть в «путешествия», во время которых они смогут узнать что – то новое о малой или большой Родине, других странах.
Дети обладают наглядно – образным мышлением, поэтому для лучшего усвоения новой информации воспитателям в детских садах и родителям стоит воспользоваться иллюстрациями, художественной литературой и всевозможными наглядными предметами. Так посещение музеев или специально оборудованных помещений в детских садах откроет перед детьми новые возможности для изучения истории и быта родной земли.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Рекомендации для родителей
«Как воспитать у детей любовь к Родине»
Воспитание чувства любви к Родине начинается с самого детства. Прежде всего, с чувства гордости за своих родителей, близких, радость от хорошего поступка, восхищения от соприкосновения с прекрасным, жалости к другому человеку, животному. Испытывая эти чувства, маленький человек приобретает эмоциональный опыт, который станет основой, фундаментом для развития более глубоких чувств, в том числе и чувства любви и гордости за свою страну, Родину. Воспитание маленького патриота начинается с близкого и понятного для него – родного дома, двора, улицы, где он живет, детского сада, который он посещает.
- Обращайте внимание детей на красоту окружающего его мира. Расскажите о том, что находиться на вашей улице, назначении каждого объекта в жизни людей. Во время совместной прогулки знакомьте своих детей с работой общественных учреждений: магазина, почты, больницы, общественного транспорта и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность и значимость их труда.
- Старайтесь вместе с ребенком участвовать в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Будьте ему примером, так как ребенок копирует модель поведения взрослого.
- Уделяйте больше внимания чтению книг о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа. Посещайте вместе с ребенком выставки, расширяйте его кругозор.
- Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.
- Проводите с ребенком больше времени вместе, и благодаря вашим стараниям и усилиям из него вырастет патриот своей Родины.