E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Данилова Ольга Анатольевна, воспитатель

Данилова Ольга Анатольевна,

воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства»

г. Чебоксары, Чувашская Республика

 

Проект

Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе  труда

 Аннотация проекта

Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Значительное место в обучении детей труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

К сожалению сегодня, многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании навыков сотрудничества не реализуются в полной мере.

Как формировать у ребенка самостоятельность, активность, навыки сотрудничества, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов? Перечисленные выше вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей обосновывают актуальность проблемы и необходимость ее рассмотрения.

Гипотеза: Развитие навыков сотрудничества дошкольников возможно в процессе трудовой деятельности.

Целью нашей работы является формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества в процессе труда.

Задачи:

  1. Подбор и изучение методической литературы.
  2. Воспитание у детей и родителей интереса к труду.
  3. Создание мотивации сотрудничества через положительный опыт взаимодействия.
  4. Знакомство со способами объединения в пары и микрогруппы.
  5. Изучение правил поведения в конфликтных ситуациях, справедливого распределения обязанностей, средств, материалов.
  6. Воспитание инициативности, ответственности, отзывчивости.
  7. Формирование организационных навыков по самообслуживанию - совместной подготовке рабочего места, материалов, уборке рабочего места.
  8. Воспитание желания трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовности участвовать в совместной трудовой деятельности.
  9. Привлечение родителей к совместной трудовой деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  1. Повысится интерес к труду у детей и взрослых.
  2. Дети получат необходимые знания о разных профессиях, будут знать о значимости труда.
  3. Будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых, научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы.
  4. У детей сформируются навыки совместной деятельности, установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь.
  5. У детей сформируются навыки правильного поведения в конфликтных ситуациях, справедливого распределения обязанностей, средств, материалов.
  6. Для детей труд станет потребностью.

Содержание работы по развитию у детей навыков сотрудничества в процессе труда определено программой «От рождения до школы». Реализация задач происходит через специально организованную деятельность – трудовые поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, наблюдение за трудом взрослых, совместная деятельность детей и воспитателя.

Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:

  1. Принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
  2. Принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
  3. Принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
  4. Принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
  5. Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.
  6. Принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный

Ресурсы проекта:

  1. Материальные:
  2. Информационные:
  3. Кадровые:
  4. Технические:
  5. Природные:

Этапы проекта:

Подготовительный:

  1. Определение темы проекта.
  2. Формулировка цели и определение задач.
  3. Подбор материалов по теме проекта.
  4. Составление плана основного этапа проекта.

Деятельный: Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.

      Оценочный: Подводятся итоги. Оформляется проектная папка. Педагог представляет свой проект в виде презентации, а дети, вместе с воспитателем подводят итоги проекта в итоговом открытом занятии.

 

Перспективный план работы по реализации проекта

 

сроки

Работа с детьми

Создание условий

Работа с родителями

Работа с педагогами

Подготовительный этап

сентябрь

1 Подбор диагностики по проблеме с детьми.  2 Анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду

Анализ материалов, пособий, игр, детской художественной литературы

Подбор анкеты или опросника для родителей «Любит ли ваш ребенок трудиться?».

 

Знакомство с опытом работы педагогов.

Деятельный этап

Октябрь

1 Наблюдение за трудом врача.

2 Сюжетно-ролевая игра «Больница».

3 Дидактическая игра «Чья вещь?»

4 Беседа «Как мы убирали участок».

5 Организация дежурства на занятиях.

Приобретение игрушек и пособий для сюжетно-ролевой игры «Больница».                          

Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

Изготовление кормушек для птиц.

Привлечение работников медицинского кабинета  по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий.

Ноябрь

1 Наблюдение за трудом младшего воспитателя.

2 Сюжетно-ролевая игра «Построим детскую площадку для кукол».

3 Дидактическая игра «Магазин игрушек».

4 Беседа «Где работает мама». Организация дежурства в уголке природы.

Приобретение оборудования для уборки участка: лопатки, ведерки, грабельки, лейки, метелки, тачки.

Конкурс самоделок «Волшебные снежинки-холодинки». Изготовление родителями украшений для групп.

 

Семинар для педагогов «Нравственно - трудовое воспитание дошкольников».

Декабрь

1 Наблюдение за трудом шофера.

2 Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

3 Дидактическая игра «Постираем платочки».

4 Беседа «Где работает мама».

5 Труд в природе «Расчищение дорожек от снега».

Приобретение игрушек и пособий для игры «Магазин», инструментов для мальчиков.

Совместное с родителями сооружение зимних построек.
 Консультация «Методические рекомендации по ознакомлению с трудом людей разных профессий.

 

Обсуждение  опыта работы психолога-педагога по вопросам нравственно-трудового воспитания.

Январь

1 Наблюдение за трудом повара.

2 Сюжетно-ролевая игра «Строители».

3 Дидактическая игра «Что нужно дворнику для работы».

4 Беседа по сказке «Репка». Организация дежурства по столовой

Организация уголка дежурства.

Привлечение родителей к уборке участка от снега.

Привлечение работников пищеблока по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий.

Февраль

1 Наблюдение за трудом музыкального руководителя. 2 Сюжетно-ролевая игра «Кафе».

3 Дидактическая игра «Профессии».

4 Беседа «Почему ты помогаешь маме».

5 Совместная деятельность «Посадка лука в уголке природы».

Приобретение дидактической игры «Профессии».

Фотовыставка «Папа может, всё, что угодно»!

 

Привлечение музыкального руководителя по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий.

Март

1 Наблюдение за трудом прачки.

2 Сюжетно-ролевая игра «Кафе»

3 Дидактическая игра «Профессии».

4 Беседа «Почему ты помогаешь маме?».

5 Совместная деятельность «Мытье игрушек».

Приобретение клеенчатых фартучков для мытья игрушек.

Фотовыставка «Как я помогаю маме». Информация для родителей папка-передвижка по трудовому воспитанию дошкольников.

Привлечение работников прачки по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий.

Апрель

1 Наблюдение за трудом дворника.

2 Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

3 Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?».

4 Беседа «Что значит бережно относиться к чужому труду?».

5

Приобретение дидактической игры «Кому, что нужно для работы»

Высадка цветов на клумбу. Рекомендации «Обеспечение рациональной организации труда детей течение дня».

 

Круглый стол «Взаимодействие с семьёй по трудовому воспитанию».

Оценочный этап

май

Анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду

Построение перспектив

 

Педагогический доклад «Опыт работы по трудовому воспитанию»

 

 

Рекомендуемая литература

  1. Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Пособие для педагогов - С-Пб.: Детство-Пресс, 2011. – 136 с.
  2. Коломинский Я.Л. Психология совместного труда детей – М., 1999.
  3. Петровский В.А. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С.98-101.
  4. Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников – М.: Педагогика, 2000.
  Наверх