Данилова Ольга Анатольевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 201 «Островок детства»
г. Чебоксары, Чувашская Республика
Проект
Развитие навыков сотрудничества дошкольников в процессе труда
Аннотация проекта
Вопросы трудового воспитания дошкольников всегда находились в центре внимания педагогов и были предметом исследований отечественных ученых в 30 – 80-е годы XX века. Трудами таких педагогов и психологов, как Е.И. Радина, ТА. Маркова, В.Г. Нечаева, В.И. Логинова, Т. Н. Година, P.C. Буре, Я.3. Неверович, Д.В. Сергеева и других, к настоящему времени создана система трудового воспитания дошкольников, включающая в себя задачи, содержание, средства и методы работы педагогов. Значительное место в обучении детей труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.
К сожалению сегодня, многие современные образовательные программы воспитания и обучения дошкольников уделяют этим вопросам незначительное место. Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании навыков сотрудничества не реализуются в полной мере.
Как формировать у ребенка самостоятельность, активность, навыки сотрудничества, инициативу, творчество, уверенность в себе, ответственность за свои поступки? Как вызвать в нем потребность стать членом детского общества, совместно решать вопросы организации труда и достижения положительных результатов? Перечисленные выше вопросы о современном состоянии теории и практики трудового воспитания детей обосновывают актуальность проблемы и необходимость ее рассмотрения.
Гипотеза: Развитие навыков сотрудничества дошкольников возможно в процессе трудовой деятельности.
Целью нашей работы является формирование у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества в процессе труда.
Задачи:
- Подбор и изучение методической литературы.
- Воспитание у детей и родителей интереса к труду.
- Создание мотивации сотрудничества через положительный опыт взаимодействия.
- Знакомство со способами объединения в пары и микрогруппы.
- Изучение правил поведения в конфликтных ситуациях, справедливого распределения обязанностей, средств, материалов.
- Воспитание инициативности, ответственности, отзывчивости.
- Формирование организационных навыков по самообслуживанию - совместной подготовке рабочего места, материалов, уборке рабочего места.
- Воспитание желания трудиться, настойчиво добиваться результатов в труде, готовности участвовать в совместной трудовой деятельности.
- Привлечение родителей к совместной трудовой деятельности.
Прогнозируемые результаты:
- Повысится интерес к труду у детей и взрослых.
- Дети получат необходимые знания о разных профессиях, будут знать о значимости труда.
- Будут старательно и аккуратно выполнять поручения взрослых, научатся беречь орудия, предметы, материалы труда и убирать их на место после работы.
- У детей сформируются навыки совместной деятельности, установятся дружеские контакты, взаимопонимание, взаимопомощь.
- У детей сформируются навыки правильного поведения в конфликтных ситуациях, справедливого распределения обязанностей, средств, материалов.
- Для детей труд станет потребностью.
Содержание работы по развитию у детей навыков сотрудничества в процессе труда определено программой «От рождения до школы». Реализация задач происходит через специально организованную деятельность – трудовые поручения, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, наблюдение за трудом взрослых, совместная деятельность детей и воспитателя.
Обучение дошкольников труду необходимо осуществлять при соблюдении основных принципов:
- Принцип системности: работу необходимо вести не от случая к случаю, а систематически в течение всего учебного года.
- Принцип учета возрастных особенностей: занятия, игры, экскурсии и наблюдения важно проводить с учетом возраста и окружающих условий.
- Принцип постепенности: знания, сообщаемые детям, постепенно уточняются, усложняются и дополняются.
- Принцип интеграции: тематика работы по трудовому воспитанию включается в тематику других занятий, например по изобразительной деятельности, или физическому воспитанию, а также в другие виды ежедневной деятельности детей.
- Принцип практического применения знаний: необходимо добиваться от детей не автоматического заучивания правил и знаний о труде, а перехода теоретических знаний в практические умения.
- Принцип преемственности работы детского сада и семьи: родители являются первыми воспитателями ребенка и полноправными участниками педагогического процесса.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Тип проекта: групповой, практический, долгосрочный
Ресурсы проекта:
- Материальные:
- Информационные:
- Кадровые:
- Технические:
- Природные:
Этапы проекта:
Подготовительный:
- Определение темы проекта.
- Формулировка цели и определение задач.
- Подбор материалов по теме проекта.
- Составление плана основного этапа проекта.
Деятельный: Проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта.
Оценочный: Подводятся итоги. Оформляется проектная папка. Педагог представляет свой проект в виде презентации, а дети, вместе с воспитателем подводят итоги проекта в итоговом открытом занятии.
Перспективный план работы по реализации проекта
сроки |
Работа с детьми |
Создание условий |
Работа с родителями |
Работа с педагогами |
Подготовительный этап |
||||
сентябрь |
1 Подбор диагностики по проблеме с детьми. 2 Анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду |
Анализ материалов, пособий, игр, детской художественной литературы |
Подбор анкеты или опросника для родителей «Любит ли ваш ребенок трудиться?».
|
Знакомство с опытом работы педагогов. |
Деятельный этап |
||||
Октябрь |
1 Наблюдение за трудом врача. 2 Сюжетно-ролевая игра «Больница». 3 Дидактическая игра «Чья вещь?» 4 Беседа «Как мы убирали участок». 5 Организация дежурства на занятиях. |
Приобретение игрушек и пособий для сюжетно-ролевой игры «Больница». |
Консультация для родителей «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста». Изготовление кормушек для птиц. |
Привлечение работников медицинского кабинета по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий. |
Ноябрь |
1 Наблюдение за трудом младшего воспитателя. 2 Сюжетно-ролевая игра «Построим детскую площадку для кукол». 3 Дидактическая игра «Магазин игрушек». 4 Беседа «Где работает мама». Организация дежурства в уголке природы. |
Приобретение оборудования для уборки участка: лопатки, ведерки, грабельки, лейки, метелки, тачки. |
Конкурс самоделок «Волшебные снежинки-холодинки». Изготовление родителями украшений для групп.
|
Семинар для педагогов «Нравственно - трудовое воспитание дошкольников». |
Декабрь |
1 Наблюдение за трудом шофера. 2 Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек». 3 Дидактическая игра «Постираем платочки». 4 Беседа «Где работает мама». 5 Труд в природе «Расчищение дорожек от снега». |
Приобретение игрушек и пособий для игры «Магазин», инструментов для мальчиков. |
Совместное с родителями сооружение зимних построек.
|
Обсуждение опыта работы психолога-педагога по вопросам нравственно-трудового воспитания. |
Январь |
1 Наблюдение за трудом повара. 2 Сюжетно-ролевая игра «Строители». 3 Дидактическая игра «Что нужно дворнику для работы». 4 Беседа по сказке «Репка». Организация дежурства по столовой |
Организация уголка дежурства. |
Привлечение родителей к уборке участка от снега. |
Привлечение работников пищеблока по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий. |
Февраль |
1 Наблюдение за трудом музыкального руководителя. 2 Сюжетно-ролевая игра «Кафе». 3 Дидактическая игра «Профессии». 4 Беседа «Почему ты помогаешь маме». 5 Совместная деятельность «Посадка лука в уголке природы». |
Приобретение дидактической игры «Профессии». |
Фотовыставка «Папа может, всё, что угодно»!
|
Привлечение музыкального руководителя по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий. |
Март |
1 Наблюдение за трудом прачки. 2 Сюжетно-ролевая игра «Кафе» 3 Дидактическая игра «Профессии». 4 Беседа «Почему ты помогаешь маме?». 5 Совместная деятельность «Мытье игрушек». |
Приобретение клеенчатых фартучков для мытья игрушек. |
Фотовыставка «Как я помогаю маме». Информация для родителей папка-передвижка по трудовому воспитанию дошкольников. |
Привлечение работников прачки по ознакомлению детей с трудом людей разных профессий. |
Апрель |
1 Наблюдение за трудом дворника. 2 Сюжетно-ролевая игра «Автобус» 3 Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?». 4 Беседа «Что значит бережно относиться к чужому труду?». 5 |
Приобретение дидактической игры «Кому, что нужно для работы» |
Высадка цветов на клумбу. Рекомендации «Обеспечение рациональной организации труда детей течение дня».
|
Круглый стол «Взаимодействие с семьёй по трудовому воспитанию». |
Оценочный этап |
||||
май |
Анализ уровня сформированности трудовых умений и навыков, отношения к труду |
Построение перспектив |
|
Педагогический доклад «Опыт работы по трудовому воспитанию»
|
Рекомендуемая литература
- Буре Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: Пособие для педагогов - С-Пб.: Детство-Пресс, 2011. – 136 с.
- Коломинский Я.Л. Психология совместного труда детей – М., 1999.
- Петровский В.А. Воспитывает не труд, а деятельностно-опосредованное общение // Дошкольное воспитание. – 2000. - №7. – С.98-101.
- Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников – М.: Педагогика, 2000.