E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Цветкова-Елизарова Алёна Игоревна, педагог-организатор

Цветкова-Елизарова Алёна Игоревна,педагог-организатор,

МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»

г. Череповец, Вологодская область

Опыт работы

в сфере профилактики детского

дорожно-транспортного травматизма

Мир ребёнка-это особый, ни с чем не сравнимый мир, удивительный и неповторимый мир. «Здравствуйте, люди я пришёл!», - возвещает маленький человек при своём появлении на свет. С этой минуты начинается его дорога жизни. Какой она будет? Как пройдёт  по ней ребёнок? Это в первую очередь зависит нас, взрослых. Я очень хочу, чтобы дорога жизни для каждого ребёнка была доброй. Как бывает обидно, если мы понимаем, что не смогли предотвратить беду, сделать дорогу детства безопасной. Когда-то Леонардо да Винчи сказал: «Жизнь есть дар, и тот, кто её не ценит, этого дара не заслуживает». Да, у детей есть свои детские игрушки, детский театр, детское кино, но у них нет,  и не может быть детского дорожного движения. И я убеждена, что решать эту проблему, только рассуждая нельзя, безопасному поведению надо учить.

Уровень детского дорожно-транспортного травматизма на протяжении многих десятилетий остаётся высоким. Примерно три четверти всех дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних  происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

- переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест;

-неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору;

-игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара;

-нарушение требований Правил дорожного движения при движении на велосипедах и роликах.

Как уберечь детей от непродуманных действий на дороге? Из всевозможного комплекса профилактических  мер главной является  обучение школьников ПДД и навыкам безопасного поведения на дорогах. Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения  навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей: снижение детского дорожно-транспортного травматизма  и формирование культуры общественного поведения в процессе  общения с дорогой.

Эта проблема настолько актуальна, что принято постановление Правительства РФ «О повышении безопасности дорожного движения в России» (№ 653 от 7 июня 1996 года). Издан приказ Министерства общего и профессионального  образования РФ «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся в России» (№ 354 от 9 июля 1996 года), где подчёркивается необходимость активизации профилактической работы в учебное и внеурочное время.

Учреждения дополнительного образования  детей имеют уникальные возможности в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, организации воспитания и обучения основам безопасности дорожного движения.

С целью оказания информационной, организационно-массовой и методической помощи учителям общеобразовательных учреждений на базе МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»  г. Череповца в октябре 1998 года был создан клуб безопасности дорожного движения «Перекрёсток». Деятельность клуба объединяет усилия общеобразовательных учреждений   и ГИБДД УВД города Череповца в создании условий функционирования и развития непрерывного обучения детей правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах.

С 2001 года  в  клубе безопасности дорожного движения «Перекрёсток» МБОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей» г. Череповца педагогом-организатором с высшей квалификационной категорией работает Цветкова-Елизарова Алёна Игоревна

Основной целью деятельности педагога-организатора клуба является профилактика детского дорожного - транспортного травматизма среди детей и подростков через решение следующих задач:

- воспитание законопослушных  участников дорожного движения;

- стимулирование детей к творческому самовыражению в досуговой деятельности;

- создание на основе доверия, открытости единого коллектива клуба безопасности дорожного движения  «Перекрёсток»;

- организация сотрудничества с семьёй, отделом пропаганды ГИБДД УВД г. Череповца, образовательными учреждениями и общественными организациями.

Система работы педагога-организатора в клубе выстраивается в соответствии со следующими направлениями:

1.     Организация и проведение городских мероприятий среди обучающихся общеобразовательных учреждений города.

2.     Реализация образовательно-досуговой программы «Светофория-праздник для всех»

3.     Организация и проведение мероприятий на базе клуба безопасности дорожного движения «Перекрёсток».

1.     Ежегодно клуб «Перекрёсток»организует и проводит городские мероприятия, направленные на пропаганду правил дорожного движения  и предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма.В результате активного поиска новых форм досуговой деятельности и тесного сотрудничества   с различными городскими структурами: отделом пропаганды ГИБДД, учреждениями культуры, здравоохранения, образования, в практику работы клуба «Перекрёсток» входит проведение городского фестиваля «Дорога без опасности», «Слёта отрядов юных инспекторов движения», конкурса-соревнования  велосипедистов «Безопасное колесо», конкурсов по составлению кроссвордов, листовок «Письмо водителю», книжек-малышек, сочинений, рисунков, плакатов, видеороликов,  заочных викторин, игр и др.  В рамках взаимодействия с образовательными учреждениями мы принимаем участие   в проведении Всероссийской акции «Внимание, дети!», кинолекториев в Доме Музыки и Кино «Комсомолец»  «В гостях у Светофора Светофоровича» для младших школьников города.  Всего в результате этой работы  каждый год  охвачено боле  1500-2000  школьников города.В начале учебного года, с учётом анализа проделанной работы, разрабатываются необходимые документы: план городских мероприятий по правилам дорожного движения  на учебный  год, положения о городских мероприятиях, сценарии и методические разработки мероприятий. Инспектора и представители отдела пропаганды ГИБДД, учреждений культуры, здравоохранения, образования приглашаются на каждое мероприятие в качестве членов жюри, экспертов и наблюдателей.

К проведению мероприятий в качестве инструкторов  привлекаются обучающиеся объединений «Автодело», «Юный инспектор движения» и представители штаба «Дежурная часть». На протяжении трёх лет  количество участников городских мероприятий варьируется  от 1000 до 1500 человек в течение года.  Целенаправленная работа  по данному направлению в течение десяти лет способствовала развитию ЮИДовского движения в городе, в образовательных учреждениях города создаются и функционируют детские отряды юных инспекторов дорожного движения.

2.     С целью  систематизации работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма педагогом-организатором в 2008 году разработана и успешно реализуется образовательно-досуговая программа «Светофория праздник для всех» среди обучающихся 1-8 классов образовательных учреждений города.

Цель программы: создание условий для ненасильственного и осознанного соблюдения детьми норм и правил безопасности на улицах и дорогах города.

Программа актуальна и востребована в городе, что подтверждается активным участием в предлагаемых мероприятиях: от 400 до 600 участников ежегодно. Отзывы участников – детей, педагогов и родителей  свидетельствуют об общей потребности и заинтересованности в реализации  образовательно-досуговой программы «Светофория-праздник для всех». 

В рамках реализации досуговой программыпроводится большая работа и для летних пришкольных лагерей. В период летних каникул проводится свыше  20 мероприятий, в которых охвачено 696 детей и подростков.

 

3.Организация и проведение мероприятий на базе клуба

Проведение мероприятий осуществляется в соответствии с планом, который составляется в начале учебного года. В работе с обучающимися выбираются наиболее рациональные методы и  формы. Зарекомендовали себя такие формы как экскурсии (в ГИБДД, автопарк, автошколу), творческие игры и коллективно-творческие дела, моделирование, проигрывание дорожных ситуаций, работа с макетами, решение нестандартных задач, выходы к младшим детям с беседами, агитбригадами, играми по правилам дорожного движения. Для закрепления практических навыков по правилам дорожного движения используются активные формы работы: экскурсии по определённым маршрутам, выходы на улицы и перекрёстки города, когда дети всё могут наблюдать своими глазами. Много внимания  обращается на поведение пешеходов, сезонные изменения на дороге,  дорожную обстановку, условия недостаточной и ограниченной видимости.

Правила дорожного движения  дети должны не только хорошо знать, но и неукоснительно их соблюдать, уметь применять полученные знания на практике. Приблизить учебную ситуацию к реальной возможно с помощью игры. Поэтому одной из самых действенных форм в изучении правил дорожного движения  является игра, и ей отведено значительное место системе работы клуба БДД «Перекрёсток». В игровой форме активно осуществляется обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения. Для этих целей используются различные типы игр: интеллектуальные (настольные) и сюжетно-ролевые (подвижные, комнатные, уличные). На базе клуба имеется автоплощадка для проведения как теоретических занятий так и мероприятий для обучающихся. Это и соревнования для велосипедистов,  игры-соревнования, игры-путешествия, детские спектакли по тематике, сюжетно-ролевые игры и другие. Всё это проводится в тесном сотрудничестве с отделом пропаганды ГИБДД г. Череповца.

На мероприятия активно привлекается библиотекарь из Детской библиотеки № 1, который проводит  выставки «О правилах дорожного движения», где готовится обзор литературы и периодической печати по вопросам предупреждения  детского дорожно-транспортного травматизма для родителей, обучающихся и педагогов. Медицинские работники проводят практические  занятия по отработке навыков первой медицинской помощи и беседы о профилактике детского травматизма на дорогах.

   Проводятся педагогом и сюжетно-ролевые игры, которые  позволяют моделировать различные варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного ролевого участия ребёнка в игре. При этом возможно максимально приблизить условия игры к реальной дорожной ситуации.

Для организации и проведения дидактических игр имеется следующее оборудование:

-         игрушечный транспорт, светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);

-         настольные игры;

-         плакаты, сюжетные картинки, отражающие различные дорожные ситуации;

-         диафильмы;

-         дорожные знаки;

-         атрибуты для сюжетно- ролевых игр: жезл, свисток, фуражка, изображения различных видов транспорта;

-         напольные карты, планы, схемы, моделирующие улицы и дороги.

Многие игры и оборудование дети изготавливают сами на занятиях в объединениях.

В процессе мероприятий  у детей формируются навыки бдительного восприятия окружающей обстановки, предвидения возможных опасностей и нахождения возможностей их избежать, способность анализировать свою деятельность, представления и ответственное отношение к тому, что «можно и нельзя» на улице и дороге.

Традиционно в начале учебного года с целью рекламы объединений  клуба  проводятся «Дни открытых дверей», где помимо экскурсий в объединения педагог-организатор проводит эрудицион «Пешеход отличник», КТД «Большие гонки», «Посвящение в клуб друзей ГИБДД»для детей различных возрастов.

25 октября – день рождения клуба. Это традиционный праздник, куда мы приглашаем обучающихся клуба и школ города, которые готовят театральные, танцевальные и другие номера самодеятельности.   Ежегодно на мероприятии присутствуют инспектора пропаганды ГИБДД, которые поздравляют обучающихся клуба и педагогов с праздником, вручают подарки и напоминают детям о Дорожной Азбуке, которую необходимо соблюдать.

Ежегодно впериод летних каникул на базе клуба проводится тематическая лагерная смена  по Правилам дорожного движения  «Дорожная Азбука», целью которой является создание благоприятных условий для активного отдыха обучающихся,  формирование навыков культурного поведения на улицах, дорогах, в транспорте. Содержание деятельности смены включает 2 блока - учебныйи досуговый. Учебный блок  – это организация занятий для детей в мастерских по интересам. Досуговый блок реализует педагог-организатор,  который организует содержательный досуг ребят в лагере. Это и мероприятия по Правилам дорожного движения, и экскурсии на автопредприятия города и выходы в кинотеатры города, проведение велозанятий в автогородкеи многое другое.

Символ лагерной смены (эмблема) – светофор, состоящий из 3 сигналов. Сигналы обозначают содержание педагогической работы в течение недели. Красный – учим, желтый – повторяем, зеленый – закрепляем. Дела каждого «сигнала» усложняются от недели к неделе.

Красный – огоньки знакомств,  встречи с интересными людьми, встречи с инспектором ГИБДД, знакомство с профессиями, через экскурсии на  предприятия города, работа в объединениях (мастерских).

Желтый – спортивные состязания, конкурсы, турниры, интеллектуальные игры, викторины, походы на пляж, развлекательные программы.

Зеленый – коллективные творческие дела, выставка поделок, прогулки на Рыбинское водохранилище, в сквер, парк, конкурс «Безопасное колесо», закрытие смены.

Тематическая лагерная смена «Дорожная азбука» создаёт благоприятные условия для активного отдыха детей, для формирования у обучающихся навыков безопасного дорожного движения, культуры поведения на улицах, дорогах, в транспорте города.

Кроме того, тематическая смена позволяет мотивировать участие детей в образовательном процессе клуба «Перекрёсток» в течение длительного времени.

 

Обучающиеся клуба активно:

- участвуют в различных акциях, конкурсах, фестивалях;

- организуют и проводят массовые мероприятия для обучающихся школ города и воспитанников детских садов;

- разрабатывают социальные проекты;

- организуют досуговую деятельность внутри клуба.

При любом виде досуга дети неизменно испытывают состояние раскрепощённости и, следовательно, более готовы к  восприятию новой информации, закономерно повышенное доверие ребёнка к организатору.

Таким образом, поэтапно выстроенная система педагогически целесообразных досуговых мероприятий способствует формированию у детей опыта безопасного поведения на дороге.

В системе деятельности педагога-организатора клуба  важное место занимает поддержание тесных связей с семьёй. В клубе регулярно проводятся праздники для детей и их родителей, организуется совместный семейный отдых, родители привлекаются в качестве активных помощников учебно-воспитательного процесса.

Клуб «Перекрёсток» представляет собой самоуправляемую систему, которая выдвигает формальных и неформальных лидеров, имеет органы самоуправления, обновляет временные творческие группы. Большую роль в социально-досуговой работе  в клубе играет детский штаб под названием «Дежурная часть». Деятельность штаба является связующим звеном всей работы клуба, т.к. в него входят представители из всех объединений и выпускники клуба.

Целью работы штаба является формирование активной жизненной позиции, стимулирование обучающихся к решению актуальных вопросов жизни на уровне клуба, учреждения и города, пропаганда ПДД, влияние на рост гражданского самосознания обучающихся.

 

Председатель

Заместитель председателя

В клубе создано положение о штабе как органе детского самоуправления. Разработана структура штаба «Дежурная часть»:

 

СОВЕТ КОМАНДИРОВ

Секция

 «Пресс-центр»

Секция «Малыш»

Секция «Порядок и дисциплина»

Секция «КТД»

Секция «Городки»

 

 

 

 

 

 


Название секций определяет содержание деятельности, а именно:

- «Пресс-центр» - информационная работа на уровне клуба;

- «Малыш» - шефская работа по ПДД в детских садах;

- «Дисциплина и порядок» - организация и контроль дежурства вклуба, объединениях;

- «КТД» - организация и проведение акций, различных мероприятий и др.

- «Городки» - отбор и подготовка участников к выступлениям на городских и областных соревнованиях.

Вся работа штаба осуществляется по годовому плану, утверждаемому на совете командиров. План определяет работу каждой секции.Штабисты являются призерами  городских конкурсов: «Вожатый года», «Волонтер года-2009», «Юный вожатый». В 2010 году председатель актива клуба стала победителем во Всероссийском конкурсе «Профессиональные старты», призером заочного федерального этапа Всероссийского конкурса «Лидер ученического самоуправления».

Представители штаба «Дежурная часть» принимают непосредственное практическое участие в акциях, мероприятиях на уровне клуба и города, получая возможность пропагандировать ПДД и привлекать внимание общественности к реализации своих социальных проектов.

2004 год – социальный проект «Дорога без опасности», при поддержке городских властей были построены 3 автоплощадки в разных районах города.

2009 год – социальный проект «Добрая дорога детства», диплом 1 степени в городском конкурсе «Инициатива», участник Всероссийского конкурса социальных  проектов «Свой мир мы строим сами».

Результаты деятельности педагога-организатора, достижения в работе подтверждены дипломами, наличием публикаций в печати:

2007 год– лауреатIV городского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям»;

абсолютный победитель  областного конкурса педагогов дополнительного образования «С любовью к детям»;

лауреат областного этапа конкурса «Профессиональная команда страны»; почётная  грамота Управления образования мэрии г. Череповца

2008 год – проведение мастер-класса на областной научно-практической конференции «Воспитательный ресурс региональной системы образования»

Публикации в сборнике досуговых программ учреждений дополнительного образования детей;

2009 год  – благодарность Департамента образования Вологодской области  за выступление на областной  научно-практическая конференция «Социальное воспитание в детских и молодежных общественных объединениях».

Диплом II степени за участие в городской методической выставке «Опыт реализации досуговых программ».

Публикации в сборнике материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

2010 год– публикации в областном сборнике материалов для работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.   

ДипломI степени за участие в  областном заочном конкурсе образовательных программ и методических разработок по техническому творчеству.

2012 год - Диплом IIIстепени во Всероссийском открытом творческом конкурсе работников образовательных учреждений в сфере дополнительного образования «Педагогическая планета-2012» Номинация «Содержание и технологии образования»

Посмотреть (нажмите)

Образовательно-досуговая программа дополнительного образования детей "Светофория - праздник для всех"  Obrazovatelno-dosugovaya-programma.doc [524,5 Kb] (cкачиваний: 38)

Посмотреть (нажмите)

Презентация программы Obrazovatelno-dosugovaya-programma.doc [524,5 Kb] (cкачиваний: 38)

  Наверх