Титова Татьяна Петровна,
заведующая отделением профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
Бюджетное учреждение Омской области
«Комплексный центр социального
обслуживания населения Большеуковского района»
Омская область, село Большие Уки
Сценарий
познавательной программы ко Дню защитника Отечества
«Готов служить!»
Цель программы: воспитывать чувство гордости за своих предков.
Ведущая: Дорогие друзья, уважаемые гости. Сегодня у нас с вами и всех жителей России большой праздник. Ежегодно 23 февраля мы отмечаем важный государственный праздник – День Защитника Отечества. И в этот день принято поздравлять мужчин – пап, дедушек, братьев. Мужчины по праву считаются защитниками нашей родины, нашего Отечества. Недаром даже слова «отец и Отечество» начинаются одинаково: они близки друг другу по смыслу. Отечество – это наша страна, родина. Это так же день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу. Этот праздник непосредственно связан с историей нашего государства, нашего народа, и поэтому мы предлагаем всем, сегодня еще раз перелистать страницы нашей истории и в очередной раз убедиться, как самоотверженно защищали Отечество наши далекие и не очень далекие предки.Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Немного воображения… и прошлое «оживет» перед вашими глазами.
Ведущая: Широко и безбрежно раскинулась земля русская. Волей и простором все дышало вокруг. И люди жили на этой благодатной земле, светлые, душевные, талантливые. Любили они свою землю, украшали ее, работали на своей земле от зари до зари и слагали о ней песни… водили хороводы…
Исполняется русская народная песня (или звучит запись).
Ведущая:Да, хороши наши русские песни, Однако предки наши умели не только песни петь, но и землю свою от врагов защищать, а их-то у нашего народа было немало. Представим себе год 1237. Монгольский хан Батый собрал огромную армию и перешел Волгу. Захвачены и разорены многие русские города и поселения (Рязань, Владимир, Киев). Несколько веков подряд Русь была порабощена Золотой Ордой. Долгим и мучительным было время монголо-татарского ига, и потому чтит наш народ тех безвестных героев, которые одержали победу в битве на поле Куликовом.
Вопрос:
Кто из присутствующих может назвать дату Куликовской битвы?
Ответ:
1380 год.
Ведущая: Пока монгольский хан Батый собирал на юго-востоке свою армию, шведские и немецкие феодалы на севере тоже решили захватить наши прекрасные русские земли, Однако им это не удалось. Молодой князь Александр Ярославович в 1240 году сокрушил шведов на реке Неве, за это его и прозвали Александром Невским, а через два года — 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище, где были разбиты и немецкие рыцари.
Ведущая: А теперь представим себе XVI век. Был у нас такой царь Иван Васильевич. За суровый нрав прозвали его Грозным.
(Демонстрируется иллюстрация с изображением Ивана Грозного).
Однако история не умалчивает того факта, что вся политика Ивана IV Грозного была направлена на то, чтобы укрепить границы нашего государства, получить выход в Балтийское море. Но задача эта была непростой, и решена она была только при Петре I
(демонстрируется его портрет).
Ведущая:Перевернем еще одну страницу нашей Российской истории. Год 1812… К этому времени Россия стала уже могущественным государством. Имена многих наших соотечественников прославили мировую культуру: Ломоносов, Радищев, Кулибин, Фонвизин, Боровиковский, Левицкий, Баженов и др.
Звучит музыкальное произведение XIX века (желательно на скрипке или фортепьяно), если нет — фонограмма.
Ведущая: Все было бы хорошо, если бы 12 июня 1812 года император Франции Наполеон во главе своей 600-тысячной армии напал на Россию. Началась Отечественная война, началась всенародная освободительная борьба… Однако Россия могла тогда противопоставить Франции только 230 тысяч человек.
Вопрос:
Какое самое знаменитое сражение произошло в период Отечественной войны 1812 года?
Ответ:
Это было Бородинское сражение — 26 августа 1812 года.
В ходе этого сражения ценой невероятной храбрости и мужества защитников нашего Отечества силы почти сравнялись: у русских осталось в армии 132 тысячи человек, а у врага — 135 тысяч. Бородинское сражение было решающим в период войны 1812 года и через некоторое время Наполеон, уже возомнивший себя победителем, покинул Москву и с трудом вывел свою армию из России.
Ученица читает отрывок из стихотворения «Бородино» М.Ю. Лермонтова.
Ведущая: От войны 1812 года до Великой Отечественной войны 1941—1945 годов страна наша пережила много всяких испытаний. Это были годы великих свершений, переворотов, открытий и достижений. Однако все испытания померкли перед новым всенародным горем, которое обрушилось на мирных людей неожиданно.
Звучит светлая инструментальная музыка и на ее фоне читаются стихи.
Ученик читает стихотворение «Был трудный бой»
Ведущая: А по ту сторону границы обыкновенный фашизм заливал кровью Европу, насаждая «новый порядок»: растерзана Чехословакия, захвачена Бельгия. Падение Парижа потрясло мир! Фашисты грабили Европу, жгли и уничтожали города. Военная мощь армии Адольфа Гитлера невиданно возрастала, и вскоре ее острие оказалось направленным на нашу страну…
Звучит песня или мелодия: «Вставай, страна огромная!» Александрова — «Священная война».
Ведущая (продолжают):
Шли на фронт от мала до велика. Шли вчерашние школьники, почти такие же мальчишки и девчонки, как мы!..
Она:
Я ушла из детства
В грязную теплушку,
В эшелон пехоты,
В санитарный взвод.
Дальние разрывы
Слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год!
Он:
41-й — он был жестоким,
Чтобы вражеский смять размах,
Шли мальчишки, зажав винтовки
В неумелых еще руках!
Она:
Качается рожь не сжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней!
Он:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые!
Где перестуки эшелонные
И извещенья похоронные!
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно
Высоко. И погорельцы, погорельцы
Кочуют с Запада к Востоку…
Она:
Как это было, как совпало —
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало,
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!..
Ученик читает стихотворение
С Днем Защитника поздравлю,
Без вниманья его не оставлю.
Дедуля у меня всегда герой,
Хотя уже совсем немолодой.
В войну еще мальчишкою он был.
Не воевал, но много пережил.
Пусть нет наград военных и медалей,
Страну трудом мальчишки защищали.
Горжусь дедулей стареньким моим.
Защитник он под номером один!
Он для меня и друг и командир —
Любим, необходим, незаменим.
Ведущая:У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать, чтобы не увидеть себя такими, какие мы есть. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. И они хотят быть услышанными раньше, чем их придумают такими, какими они будут удобны и опять кому-то для чего-то нужны. Они хотят быть нужными правде и памяти.
Ведущая: Нашу встречу сегодня можно назвать «Живая память». Именно живая память, потому что живы те, кто воевал в Афганистане, Чечне, других «горячих точках». Живая, потому что память о погибших свято хранят их товарищи по оружию, их семьи и близкие. И память эта будет жива, пока мы об этом помним, пока мы об этом говорим . 23 февраля 1918 года первые полки нашей армии вступили в сражение с врагами и одержали победу, поэтому этот день считается днем рождения армии и военно-морского флота.
Ученик читает стихотворение
В лютые дни февраля
Армия билась не зря
Под Нарвой врагов сокрушила
Победу в боях заслужила.
Тогда этот праздник родился
Мы славим героев сейчас
Чтоб силой своею гордился
Российский бесстрашный солдат
Трубы громкие поют,
Нашей армии – салют
В космос корабли плывут
Нашей армии – салют
На планете мир и труд
Нашей армии – салют
Ведущая: Уходят молодые ребята на защиту нашей Родины. И как бы трудно ни было сейчас, надо знать одно — это твоя Родина. Родина... Это место, где ты родился. Там, где ты сделал первые шаги. Это и твой дом, это и твоя улица, твое село, город, страна. У каждого есть своя малая Родина, а вместе — это наша Русь. Ее называли могучей державой. И то, чтобы это звание оставалось вечным, зависит от вас, будущих солдат. Кто же они, молодые солдаты?
Так как я сегодня здесь главнокомандующий, приказываю: «Всем новобранцам к игровой программе-готовься!»
Ведущая: Наше первое испытание для новобранцев - это политзанятие. Нужно правильно ответить на поставленные вопросы.
1 . Какое оружие в случае промаха возвращается обратно к владельцу?
- тамагавк. – ятоган, - бумеранг
2. Какое оружие связанно с именем Дамокла?
-меч, -лук, -копье
3. Чем заряжают арбалет?
-Стрела, -топор, -электроэнергия
4. Как назывался броне жилет времен Александра Невского?
-камзол, - кольчуга, - дубленка
5. Как называется элемент стрелкового оружия позволяющее метко прицеливаться?
-блошка, - мошка, -мушка
Чего желают военнослужащие отвечая на приветствие старшего по знанию?
-Денег, любви, - здравия.
Ведущая:И так наша программа продолжается! Следующие испытание на пластику и творческое воображение. Так необходимое солдату! для наших будущих призывников, а будем мы сейчас танцевать! Но не просто так, а в разные танцевальных ритмах.
Звучит танцевальное попурри!
Ведущая:И следующее испытание называется «химическая атака»! В армии выживает сильнейший. Сейчас вам пригодятся все навыки, которые вы получили ранее. Сейчас зазвучит музыка, вам необходимо двигаться по кругу в ритме музыки, когда закончится музыка вам нужно быстренько, схватить противогаз и одеть его!
Ведущая: Армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные мальчишки, готовые в случае опасности встать на защиту земли русской. Мы верим в то, что наши мальчики будут умелыми, смелыми, сильными, отважными защитниками Отечества, будут знать историю России, её славных героев.
Ученик читает стихотворение
Я знаю, что папа мой тоже когда-то
Был очень хорошим и смелым солдатом
Я папу люблю, и его непременно
Поздравить хочу в этот праздник военный…
Сейчас я повыше на стул заберусь
Военную песню спою ему громко
Пусть знает мой папа, что я им горжусь
А он пусть гордится успехом ребенка.
Ученица читает стихотворение
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города.
Мир нужен на земле всегда.
Берегите Россию – нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе…
Берегите Россию, без неё нам не жить.
Берегите её, чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию – нет России другой!
Посмотреть презентацию к программе (нажмите здесь)