E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Горская Екатерина Владимировна, педагог

Горская Екатерина Владимировна,

педагог,

МБУ СО «СКЦПД «Доверие»,

  г Череповец

Тема: «Огонь: наш друг и враг!»

Цель: формирование у воспитанников умения соблюдать правила пожарной

безопасности

Задачи:

обучающие:

1. продолжать учить формулировать тему и задачи учебной деятельности;

2. продолжать учить воспитанников правилам поведения, обеспечивающим

сохранность их жизни и здоровья в современных условиях быта;

3. закреплять знания о правилах пожарной безопасности;

4. формировать навык правильного поведения при возникновении пожара, учить

приемам само спасения;

коррекционные:

1. развивать зрительно-пространственную ориентировку путем нахождения

заданных карточек в помещении группы;

воспитательные:

1.воспитывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации при работе в

подгруппах и коллективе

Форма занятия: познавательный час.

Оборудование: Фрагмент видеофильма «Огонь друг и враг», сюжетные картинки,

таблицы, кроссворд, маркеры, сигнальные карточки, открытки-памятки.

Ход занятия. Организационный этап

-          Добрый день ребята! Настройтесь на занятие, подарите друг другу улыбку и радостное

настроение. И девизом нашего занятия будут (вывешиваю поочередно название

плакаты) Хочу всё знать! Буду внимательным! Мне это интересно!

-          Я выбрала для себя девиз «Мне это интересно», так как мне всегда интересно работать

с вами, узнавать новое.

Основной этап.

-          Ребята, послушайте внимательно загадку и сформулируйте тему нашего занятия.

Шипит и злится

Воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов, а кусает? (огонь)

-          Верно, мы будем говорить об огне. Как выдумаете, какие знания мы сможем сегодня

закрепить и получить? (воспитанники формулируют задачи занятия с опорой на

наглядность)

Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. И с тех пор он стал верным

спутником человека. К огню люди относились с уважением, боялись его и считали

подарком богов! Сегодня без огня не обойтись и нам.

Знают все, человек без огня

Не живет ни единого дня!

При огне, как при солнце светло!

При огне и зимой тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг!

-          Приведите примеры, когда огонь является другом человека.

(Три человека отвечают на поставленный вопрос устно, три человека выбирают ответ

из ряда предложенных карточек на мольберте.)

На мольберте надпись: ОГОНЬ - НАШ ДРУГ

и варианты ответов, из них правильные:

- обогревает жилище

- плавит металл

- освещает комнату

- помогает готовить пищу.

В этих случаях огонь наш друг, но возникают ситуации, когда огонь наш враг.

Смотрите внимательно фильм и запоминайте. (Просмотр видеосюжета о пожаре.)

Давайте вспомним кадры фильма и ответим на вопрос, когда огонь может стать злым

и перерасти в пожар. Снова разделитесь на подгруппы по три человека, обсудите этот

вопрос в команде и вынесите общее решение. (Дети обсуждают заданный вопрос и

выбирают одного отвечающего.)

Давайте подведем итог.

На магнитном мольберте надпись: ОГОНЬ - НАШ ВРАГ, под ней располагаются

ответы:

  •  не выключен телевизор, утюг
  •  не выключен газ, печка
  •  не затушенный костер
  •  неисправные электроприборы.

-          Молодцы! Ответьте на вопрос: чем страшен пожар?

Дети: убивает все живое и неживое.

-          А вы когда-нибудь были свидетелями пожара? Какие чувства у вас это вызвало?

-          Ребята, а если пожар все-таки возник, как нужно себя вести?

(Дети отвечают).

Воспитатель:

1. Как вызвать пожарных по телефону? (Дети отвечают).

2. Правильно набрать номер «01»

3. Четко назвать адрес.

Попробуем вызвать пожарных по телефону (называют телефон)

-          А можно ли звонить по «01» для развлечения? А почему нельзя? (дети отвечают:

потому что пока пожарные едут на ложный вызов, те кто нуждаются в помощи могут

за это время погибнуть). Вместе с тем, шутников могут быстро вычислить и привлечь

к ответственности.

А пока едут пожарные, мы можем обойтись своими силами. Чем будем тушить

пожар? (дидактическая игра «Средства пожаротушения»). Воспитанник читает

стихотворение, а дети хором отвечают «да» или «нет»

Чем пожар будем тушить?

Может быть водой залить? (да)

Керосинщика плеснем? (нет)

Килограмм конфет возьмем (нет)

Подойдет ли нам песок (да)

А стиральный порошок (нет)

А пустой огнетушитель (нет)

А для краски растворитель? (нет)

Будем мы тушить огнем (нет)

А пожарных позовем (да)

Чем же разбирать завал.

Я лопату в руки взял (да)

А топор возьмём с собой (да)

Половик цветной большой (нет)

Если на пожар бежать

Эти средства нужно взять.

-          Молодцы! Все ответы правильные. И все же есть сложные ситуации во время пожара,

когда человек попадает в ловушку: комната задымлена. Что нужно сделать? (Дети

предполагают.)

Ни в коем случае нельзя открывать окно, так как при поступлении кислорода может

произойти взрыв. На окно на длинной палке вывешивается яркая тряпка. Сами

ложимся на пол и ползём вдоль стены к дверям. (По ходу высказываний воспитателя

на мольберт крепятся условные картинки, которые затем служат наглядной опорой)

- Почему нельзя открывать окно?

- Для чего вывешивается тряпка?

-  Почему ложимся на пол, а не идем ногами до дверей?

-  Для чего мы ползем к дверям? (после каждого вопроса выслушиваются ответы детей)

А теперь поиграем в игру «Запрещается - разрешается». Снова разделитесь на

подгруппы по три человека. Первая группа собирает карточки «ЗАПРЕЩАЕТСЯ», то

есть то, что делать нельзя и опасно. Вторая подгруппа собирает карточки

«РАЗРЕШАЕТСЯ», то есть то, что делать можно и нужно. Карточки расположены в

нашей группе, найдите и соберите их. У каждой команды должно получиться по 4

ответа.

«ЗАПРЕЩАЕТСЯ» «РАЗРЕШАЕТСЯ»

• небрежно обращаться с огнем

• открывать окно во время пожара

• играть с огнетушителем или

спичками

• разжигать самостоятельно костер

• при пожаре кричать и звать на

помощь

• при возникновении дыма ползком

пробираться к выходу

• в случае возникновения пожара

звонить по телефону «01»

• вывешивать яркую вещь на окно

- Молодцы! Хорошо справились с заданием.

Во время пожара очень важно говорить кратко и внятно. Потренироваться в этом нам

поможет кроссворд. Я передаю смысл несколькими фразами, а вы подберите одно

слово и впишите его в кроссворд.

1. Самый опасный, самый суровый, оставит без дома, без пальто? (пожар)

2. Старинное название пожарной вышки (каланча).

3. Быстрое удаление людей в период опасности (эвакуация)

4. Дремлют в домике девчонки, бурые шапчонки (спички)

5. Аппарат для передачи срочного сообщения (телефон)

6. Шипит и злится, воды боится (огонь)

7. Красный, металлический, содержащий в себе огнетушащий газ или порошок

(огнетушитель)

Отлично справились с заданием!

Заключительный этап.

- Ребята, вспомните девизы, которые мы выбирали в начале занятия, и назовите свой.

Докажите, следовали ли вы этому девизу на протяжении занятия.

Мой девиз был «Мне это интересно». Я следовала ему на протяжении всего занятия.

Мне было интересно беседовать с вами, слушать ваши ответы.

Сегодня мы говорили об огне. Будет огонь нам другом или врагом зависит только от

нас: от того как мы обращаемся с ним, как знаем правила пожарной безопасности. Я

желаю, чтобы огнь был вам только другом.

Этап рефлексии.

Ребятам предложены карточки трех цветов (красный, желтый, зеленый)

Оцените сложность предложенных заданий.

• Кому просто - кружок зеленого цвета

• Кому сложно - кружок желтого цвета

• Кому очень сложно - кружок красного цвет

 

 

Самоанализ занятия «Огонь: наш друг и враг»

Проведено занятие из курса «пожарная безопасность», которое

направлено на расширение и закрепление полученных знаний и навыков.

Занятие проводилось в форме познавательного часа.

Цель: Формирование у воспитанников умения соблюдать правила пожарной

безопасности.

В ходе работы решались следующие задачи:

Обучающие:

1. Продолжать учить формулировать тему и задачи учебной

деятельности;

2. Продолжать учить воспитанников правилам поведения,

обеспечивающим сохранность их жизни и здоровья в современных

условиях быта;

3. Закреплять знания о правилах пожарной безопасности;

4. Формировать навык правильного поведения при возникновении

пожара, учить приемам само спасения;

Коррекционные:

1. Развивать зрительно-пространственную ориентировку путем

нахождения заданных карточек в помещении группы;

Воспитательные:

Воспитывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

при работе в подгруппах и коллективе.

Достижению перечисленных задач способствовали использованные

материалы: фрагменты видеофильма «Огонь, друг и враг». Сюжетные

картинки, таблицы, кроссворд, сигнальные карточки, открытки-памятки.

В соответствии с формой занятия была предусмотрена следующая структура:

I. Организационный этап.

Его цель обеспечение высокого уровня учебной мотивации

воспитанников. С этой целью используется ритуал начало занятия.

II. Основной этап.

Формирование темы и задач занятия на предстоящую деятельность.

На основе мыслительной деятельности (отгадывание загадки)

воспитанники смогли самостоятельно сформулировать тему занятия

затем и задач. Задание выполнялось детьми с опорой на

наглядность, так как в большинстве случаев возникают трудности

при выполнении такого рода работы.

Обобщение воспитателя и вручение памяток с информацией по содержанию занятия.

Формирование темы и задач занятия создало внутреннюю установку

на эффективное усвоение знаний.

Заполнение таблицы по теме.

Данное дифференцированное задание выполнялось воспитанниками

отдельными группами. Одна группа работала устно (более сложное

задание), другая группа выбирает правильные ответы из

предложенных карточек (более простое задание).

Просмотр видео ролика и дальнейшее заполнение таблицы по

сюжету фильма дети смогли выполнить самостоятельно. Дети

смогли самостоятельно выполнить задание, сконцентрировать

внимание, нашли правильные ответы, наладить работу в группах и

принять решение.

Наводящие вопросы: задание использовалось с целью привлечения

жизненного опыта детей и актуализации полученных знаний.

Вызов пожарных по телефону. В этом задании отражен игровой

подход, формирование навыков само спасения.

Дидактическая игра средства тушения помогла снять у детей

напряжение, обеспечило необходимую разрядку в русле сюжетной

линии занятия.

Проблемная ситуация. Задание потребовало активного применения

знаний умений и навыков, которые воспитанники приобрели в ходе

изучения темы.

Работа проведена с опорой на схемы-карточки, во избежание

затруднений у детей при решении проблемных ситуаций.

Дидактическая игра «Запрещается», «Разрешается». Воспитанники

использовали активный анализ выбор из предложенного,

определяли принадлежность, оказывали взаимопомощь. Поиск

карточек в группе обеспечил так же необходимую разрядку, так как

использовался в качестве физ. минутки.

Работа с кроссвордом.

В соответствии с темой была проведена работа по активизации

словарного запаса.

III. Заключительный этап. Этап рефлексии.

В итоге занятия дети проанализировали уровень реализации поставленных

по теме задач, выразили свои эмоции и отношения к выполняемой

деятельности.

На занятии были использованы следующие методы:

- словесные (определение темы и задач, ритуал начала и окончания

занятия, объяснение, создание ситуации успеха).

- наглядные (демонстрация видео ролика, иллюстрации).

- практические (временная работа в группах с карточками, дидактические

игры).

На занятии были задействованы наглядные, технические, дидактические

средства обучения, использованы задания направленные на работу с

детьми с разными уровнями подготовки. Использование видео фильма

повысило познавательный интерес и учебную мотивацию.

Здоровьесберегающие технологии: проветривание помещения,

дозированность нагрузки в соответствии с уровнем развитии детей,

своевременность проведения физминутки, построение занятия в

соответствии с динамикой внимания, чередование видов деятельности,

доброжелательный эмоциональный фон, использовано задание с учетом

возрастных и индивидуальных особенностей и интересов детей.

Коррекционная направленность занятия реализована через:

- своевременную смену видов деятельности

- использование доступного речевого и дидактического материала

- включение приемов развития психических процессов.__

  Наверх