E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 
Архивы за
Август 2024 (2)
Июль 2024 (1)
Июнь 2024 (4)
Май 2024 (18)
Апрель 2024 (4)
Март 2024 (15)
Разделы


Календарь

«    Сентябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Архив конкурсов

Жирова Марина Георгиевна, учитель-логопед

Жирова Марина Георгиевна

учитель-логопед

МБДОУ №1 «Аленушка»

г. Константиновск (Ростовская область)

Подготовка к обучению письму

    Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.

Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:

  • развитие руки;
  • подготовка к технике письма;
  • аналитико-синтетическая деятельность;
  • формирование элементарных графических умений.

Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.

1) Развитие руки.

1.1. Сформировать правильный захват орудия письма:

- используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).

1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:

- игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.

1.3. Развивать мелкую моторику рук:

- ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;

- бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;

- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). Например: игра «Чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д., достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д., достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы);

- вырезание;

- обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).

- чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок)

2) Подготовка техники письма.

2.1. Развивать пространственную ориентировку.

В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри, что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.).

2.2. Развивать чувство ритма.

Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например «Бордюр» – повторяемость элементов (ритм).

2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.

2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера (горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху вниз).

3)Аналитико-синтетическая деятельность.

Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.

Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).

Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:

  • количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
  • характеристику элементов (какие это элементы?);
  • пространстве6нное расположение элементов в букве.

Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.

В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.

4)Формирование элементарных графических навыков.

Это направление работы включает в себя:

- упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее);

- упражнения,  подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).

Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе – это длительный и разносторонний процесс развития речи ребенка, требующий понимания, грамотного подхода и системности в работе педагогов и родителей.


  Наверх