Жирова Марина Георгиевна
учитель-логопед
МБДОУ №1 «Аленушка»
г. Константиновск (Ростовская область)
Подготовка к обучению письму
Письмо – сложный навык и в полном объеме недоступен дошкольнику. Анализ методик по подготовке к обучению письму показал, что данной проблеме уделяется недостаточное внимание. Рекомендации даются лишь по отдельным направлениям работы (например, развития мелкой моторики при проведении пальчиковых игр, на занятиях по ручному труду, в упражнениях по штриховке) и частично без участия возрастных особенностей дошкольников.
Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнения и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Работу по подготовке дошкольников к обучению письму следует осуществлять по четырем основным направлениям:
- развитие руки;
- подготовка к технике письма;
- аналитико-синтетическая деятельность;
- формирование элементарных графических умений.
Каждое направление имеет свои задачи и учебное содержание.
1) Развитие руки.
1.1. Сформировать правильный захват орудия письма:
- используются пальчиковые игры особенно для большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом («Покрути карандаш двумя пальцами, тремя пальцами»), игровые упражнения типа «Посоли суп»).
1.2. Упражнять в правильном распределении мышечной нагрузки руки:
- игры типа «Мозаика», «Лего», «Конструктор», при работе со штампами, в ручном труде (например, манипуляции с иголкой), в процессе лепки.
1.3. Развивать мелкую моторику рук:
- ниткопись – выкладывание ниток по контуру какого-либо изображения;
- бисерография – выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков;
- развитие тактильных ощущений – определение предмета на ощупь (материал, из которого он изготовлен, геометрической формы и т.д.). Например: игра «Чудесный мешочек» (достань расческу, карандаш, зубную щетку и т.д., достань металлический, пластмассовый, бумажный, резиновый и т.д., достань предмет квадратной, треугольной, овальной и т.д формы);
- вырезание;
- обрывание листа бумаги (произвольное и по контуру: геометрические фигуры, предметы, животные).
- чудесные спички (выкладывание из спичек фигурок, букв, сюжетных картинок)
2) Подготовка техники письма.
2.1. Развивать пространственную ориентировку.
В зависимости от своих возможностей ребенок учится ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив (игровые упражнения типа «Ты направо (налево, вверх, вниз) посмотри, что ты видишь, назови»; специальные игры способствующие ориентировки на листе бумаги (правый верхний угол, нижний левый угол и т.п.).
2.2. Развивать чувство ритма.
Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмики вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания развивается речевой слух, речевая память. То же можно сказать и о выполнении ритмических упражнений в письме, например «Бордюр» – повторяемость элементов (ритм).
2.3. Познакомить с разлиновкой и научить ориентироваться на ней.
2.4. Познакомить с правилом проведения горизонтальных и вертикальных линий и закрепить его в практических упражнениях игрового характера (горизонтальные линии ведутся – слева направо; вертикальные –сверху вниз).
3)Аналитико-синтетическая деятельность.
Процесс письма подразумевает умение ребенка проводить анализ и синтез графического образа букв. Старшие дошкольники работают только с печатными буквами.
Игровые упражнения данного направления основаны на анализе и синтезе упрощенных графических изображений, состоящих из знакомых детям элементов (что позволяет ребенку назвать части, из которых состоит рисунок).
Процесс анализа образа букв состоит из умения ребенка определять:
- количество элементов (сколько элементов составляет букву?);
- характеристику элементов (какие это элементы?);
- пространстве6нное расположение элементов в букве.
Педагог готовит образ буквы из бумаги, разрезает его на элементы и просит ребенка воссоздать образ путем составления из элементов.
В игровых упражнениях дети сопоставляют, сравнивают схожие по написанию буквы.
4)Формирование элементарных графических навыков.
Это направление работы включает в себя:
- упражнения в осознанном печатании элементов букв и самих букв (в учебной разлиновке и без нее);
- упражнения, подготавливающие к написанию элементов школьного шрифта («Клубочки», «Волны»).
Таким образом, готовность ребенка к обучению в школе – это длительный и разносторонний процесс развития речи ребенка, требующий понимания, грамотного подхода и системности в работе педагогов и родителей.