E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Краснова Тамара Афанасьевна, воспитатель

 Краснова Тамара Афанасьевна,

 воспитатель,

«Детский сад ОВ № 37», 

 г. Северск

Публикация собственного педагогического опыта

 «Развитие руки дошкольника»

           Ребенок начинает самостоятельно писать и мы видим, как несовершенен его почерк: буквы неровные, непропорциональны друг другу, в строчку не вписываются и прочее. Красиво написанные слова дают нам эстетическое наслаждение, но, к сожалению, немногие люди могут гордиться своим начертание букв. Почерк – характеристика непостоянная, зависящая от ряда факторов. И на первом месте стоит развитие мелкой моторики рук.  Если у ребенка рука «слабая», то он еле держит ручку, с трудом вращает запястьем, быстро устает при письме. В таком случае, трудно от него ждать каллиграфического письма. Есть еще одна причина, по которой необходимо развивать мелкую моторику: развивая руку, мы развиваем мышление ребенка, способствуем развитию его речи. Эту особенность наши предки достаточно точно отразили в поговорке:  «рука – голову учит».

           При подготовке руки дошкольника нужно обратить внимание на укрепление всей мышечной системы. Для этого желательно делать ребенку следующий комплекс упражнений:

 • Вращения рук во всех суставах: локтях, запястьях и предплечьях.

 • Делать махи прямыми руками, как вперед, так и назад.

 • Отжиматься от пола.

 • Лежа на животе поднимать вытянутые руки и ноги вверх.

 • Наклоны: вперед, назад и в стороны.

 • Делать упражнения с гантелями. Поднимать гантели вверх от плеча и разводить в стороны от бедра.

 • Ходить на руках. Берете ребенка за ноги, а он на руках идет по полу.

           Можно использовать и другие упражнения, которые будут развивать и другие группы мышц. Для лучшего укрепления мышц руки желательно много гулять ребенку на спортивной площадке. Ребенок должен уметь лазать по трубам, лесенкам, рукоходу, канату и уметь подтягиваться (родители могут помогать ему). Хвалите ребенка за то, что он применяет свою силу и ловкость, и с легкостью забирается по лесенке.

Для улучшения координации рук можно использовать следующее:

           Первое – игры с мячом. Предлагайте ребенку всевозможные игры – бросать мяч и ловить его, отбивать от пола, бросать в цель, играть с ребенком в «Съедобное и несъедобное», «Из чего сделано?», «Что бывает круглым?», «Я спрошу, а ты ответишь», «Чей домик?» и другие. Можно использовать для игр маленькие специальные массажные мячики, бросать их друг другу и ловить.

           Второе – если у вас нет времени заниматься ребенком, отдайте его в спортивную секцию. Это может быть: теннис, дзюдо, бассейн или танцы. Не столько важна секция, сколько результат от нее. Она поможет ребенку развивать силу и координацию рук.

           Для развития кисти руки особое внимание нужно уделить мелкой моторике. Этому помогут следующие занятия:

 • Рисование. Это могут быть карандаши, краски, мелки и т.д.

 • Лепка. Лепите с малышом из пластилина, соленого теста, глины. Пусть ребенок разминает пластилин, делает из него колбаски, маленькие шарики, раскатывает.

 • Аппликации.

 • Оригами. Научите ребенка делать самолетики, кораблики, бумажных лягушек. Двигайтесь от простого к сложному.

Для самостоятельной игры и развития руки предложите ребенку:

 • Играть с конструктором

 • Собирать пазлы

 • Завязывать  и развязывать шнурки и банты, застегивать и расстегивать ремни, кнопки, молнии, завязывать и развязывать узлы, пристегивать бельевые прищепки.

• Сортировать крупы (фасоль, горох и др.), пуговицы

 • Нанизывать на проволоку или леску макароны, бусинки и пуговицы

          Тренироваться можно на своей одежде и обуви, положив перед собой, а можно с помощью специально подготовленных предметов (книжки с различными видами застежек, игры шнуровки, подушка с вшитыми в бока бантами, шнурами, ремнями).

А вот для развития точности и аккуратности при письме, предлагайте ребенку выполнять следующие задания:

• Раскрашивать раскраски при помощи разных штрихов.

 • Обводить рисунки по точкам или по пунктирам.

 • Использовать линейку, чертить с ее помощью линии и фигуры

 • Обводить трафареты

 • Проводить ровные линии через весь лист.

           После того, как рука малыша немного окрепнет, уделите внимание деталям. Например, вам стоит попробовать поиграть с ребенком в следующие игры:

• Рисование животных по этапам. Нарисуйте кружок, это будет голова, дальше овал – туловище и т.д.

 • «Копия». Вы с ребенком берете по одному листу бумаги и начинаете рисовать рисунок. Нарисовали одну деталь у себя, ребенок должен нарисовать точно такую же на своем листе. Продолжаете, пока не нарисуете весь свой рисунок, а малыш не повторит. Можно и наоборот: ребенок рисует, а вы повторяете.

 • «Прятки». Рисуете рисунок простым карандашом, а потом вытираете какой-либо элемент резинкой. Задача ребенка найти, что пропало и дорисовать.

           Многие упражнения из практической жизни способствуют развитию запястья. Свободное движение ведущей руки по часовой и против часовой стрелкам позволит ребенку без особого труда писать буквы, имеющие округлые элементы. В противном случае ребенок при письме, штриховке будет вращать не запястье, а тетрадь.

Полезные занятия:

•        Взбивание венчиком пены из жидкого мыла

•        Мытье стола, посуды

•        Вытирание пыли

•        Выжимание тряпки

•        Перенос воды из миски в миску с помощью губки

•        Закручивание баночек, бутылочек, пузырьков

•        Мотание клубков шерсти, наматывание ниток на катушку

•        Вкручивание шурупов с помощью отвертки в брусок дерева

 Для того, чтобы рука у  ребенка была готова к письму в школе, достаточно уделять занятиям с ним 15- 20 минут в день.

Использованная литература:

1. А.С. Симанович «Работы детского сада». - журнал «Детский сад со всех сторон» № 27, июль 2013 г.

2. М.М. Безруких «Ступеньки к школе. Тренируем пальчики»- М. 2013. 3. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» М. 2010г.

  Наверх