Курмаева Эльмира Фаритовна,
воспитатель,
СП ГБОУ СОШ №10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской обл. «детский сад №16»,
г. Отрадный
Педагогический проект
«Этот День Победы»
Патриотическое воспитание детей
дошкольного возраста в условиях модернизации
современного российского образования
Содержание
Введение |
|
Реализация педагогического проекта «Этот День Победы!» |
|
Заключение |
|
Литература |
|
Введение
Без памяти о Великой Отечественной войне, о великой Победе в этой войне, немыслимы ни достоинство России, ни гуманизация российского общества, ни гуманитаризация российского образования, потому что Великая Отечественная война - это духовный подвиг наших отцов, дедов, матерей и бабушек, многие из которых продолжают еще жать рядом с нами, - подвиг, без которого не было бы ни нас с вами, ни России.
Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста означает воспитание привязанности к малой Родине, понимания и признания элементов исторического и культурного наследия своей страны, что в будущем становится основой для формирования гордости, любви и уважения к Отчизне. Это отмечено в Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Авторы современных образовательных программ выделяют задачу расширения социальной компетентности детей в вопросах общественной значимости всенародного праздника дня Победы (Евдокимова Е.С., Коломийченко Л.В, Парамонова Л.А. и др.). В доступных для детского возраста границах, подчеркивают важность знакомства дошкольников с тем, что война это всегда трагедия и горе для людей. В то же время детям важно учиться восхищаться мужеством и героизмом народа, защитившего свою Родину; переживать свою сопричастность с далекими событиями истории, ощущать радость Великой Победы, гордость за свое Отечество.
В решении этой задачи сегодня важная роль должна быть отведена дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте формируется основные нравственные качества ребенка. В связи с этим перед педагогами дошкольного образовательного учреждения стоит задача формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы, направленной на формирование гражданско-патриотических качеств дошкольников с использованием современных мультимедийных технологий. Одним из наиболее эффективных методов патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Проект «Этот День Победы!» направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности. Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны.
Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Реализация педагогического проекта «Этот День Победы!»
Название проекта «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях модернизации современного российского образования»
Тема проекта «Этот День Победы!»
Актуальность проекта: Результаты анкетирования родителей и анализ предметно-развивающей среды по ознакомлению детей с историей России в период ВОВ определили проблемное поле:
- Большинство опрошенных родители считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения и начинаться оно должно со школьного возраста и в семье этим вопросам уделяют минимум внимания;
- В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о ВОВ и победе в ней:
• Недостаточность материала об условиях жизни людей в этот период;
• Недостаточность атрибутов для обыгрывания детьми ситуаций из этого периода;
• Недостаточность материалов о героях ВОВ нашего города
• Недостаточное использование ИКТ для ознакомления детей с этим периодом.
• У детей не сформированы представления о ВОВ, о подвигах советских солдат.
Цель: Развитие у старших дошкольников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников Отечества в Великой Отечественной войне
Задачи: Обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне: городах - героях, героях войны, наградах, о работе в тылу и т.д.
• Наладить взаимодействие с родителями в воспитании у дошкольников патриотических чувств, через художественную литературу, театральную деятельность, средствами музыкального и художественно-эстетического воспитания.
• Воспитывать уважение к ратным подвигам бойцов, гордость за свой народ, любовь к родине.
• Познакомить с именами героев России, их подвигами во время Великой Отечественной войны, зарождая в детях чувство гордости, уважения и любви к своим соотечественникам.
• Показать, как русский народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
• Приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус через знакомство с литературными произведениями о войне.
• Развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество, знакомить с произведениями живописи, связанными с темой войны и Днём Победы.
• Воспитывать любовь и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги реализации проекта)
Погружение в проблему. Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
Этап планирования отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей, организация деятельности родителей.
Осуществление деятельности по решению проблемы:
- Создание предметно-развивающей среды.
- Работа по обогащению жизненного опыта ребёнка.
- Работа по обогащению игрового опыта ребёнка.
Оформление результатов:
- Оформление стенгазеты «Галереи Славы».
- Оформление выставки поделок «Спасибо, что живем».
- Репетиция Конкурса чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
- Оформление альбомов: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
- Оформление открыток для ветеранов
- Подготовка сценария итогового мероприятия «Праздник День Победы!»
Оценка результатов и процесса проектной деятельности
• Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе).
• Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения. Анализ продуктов детской деятельности.
• Анализ активности детей в представлении материалов проекта.
Описание продукта, полученного в результате проекта:
Стенгазета «Галерея Славы» (дети вместе с родителями помещают информацию о своих родственниках, участниках боевых действий).
Выставка поделок «Спасибо, что живем» (семейные поделки выполняются в любой технике).
Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» (дети под руководством своих родителей разучивают понравившиеся произведения о ВОВ).
Альбомы: «Наши герои», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
Поздравительные открытки ветеранам ВОВ (накануне праздника «День победы» открытки вручаются ветеранам ВОВ и защитникам тыла).
Итоговое мероприятие «Праздник День Победы
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Состав участников: Дети подготовительной группы, родители, воспитатели, инструктор по физвоспитанию, музыкальный руководитель, сотрудники музея боевой славы.
Интеграция образовательных областей
№№ пп |
Название образовательной области |
Содержание |
Задачи |
1 |
Социально-коммуникативное развитие
|
Коммуникативные игры: «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого». Сюжетно – ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь». Экскурсии в музей боевой славы, в городской музей г. Отрадного, к мемориалу «Солдатские письма". Итоговое мероприятие «Праздник День Победы» |
-развивать игровую деятельность детей; -побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла; -формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители; -формировать умения детей реализовывать замысел сюжета; -учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков. |
2 |
Познавательное развитие
|
-Рассматривание выставки фотографий памятников бойцам ВОВ. -Рассматривание альбома «Дети - герои войны». -Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений. -Рассматривание альбома ордена и медали ВОВ. Д/И «Кто шагает на параде?». -Экскурсия к мемориалу «Солдатские письма»
|
-формировать представления детей о событиях ВОВ; -познакомить детей с понятиями “война”, “фронт”, “тыл”, “ветераны”, “победа”; -формировать представления детей о разных родах войск “пехота”, “танкисты”, “моряки”, “летчики”.
|
3 |
Речевое развитие
|
Дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего» (закрепление знаний детей предназначений предметов военного времени), «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?». Настольно-печатная игра «Вещи военного времени». Знакомство и разучивание пословиц и поговорок о войне, чести, доблести, славе. Знакомство с художественной литературой: Ю. Яковлев «Как Сережа на войну ходил», К.Паустовский «Стальное колечко», И. Туричин «Крайний случай», Н. Ходза «Дорога жизни», С.Я. Маршак «Мальчик из села Поповки». Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах» Итоговое мероприятие «Праздник День Победы |
-развивать связную речь; -активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» «керосиновая лампа», «примус», «этажерка», «радиоприемник», «граммофон», «гимнастерка», «шинель», «фляжка», «котелок». и т.д.; -учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстрации.
|
4 |
Художественно-эстетическое развитие
|
Прослушивание песен военных лет, о войне. Рассматривание иллюстраций и фотографий на полях сражений, альбома «Ордена и медали ВОВ». Рисунок на темы: «Медали и ордена», «Парад Победы». Конструирование из бумаги «Цветы к памятнику» Изготовление поделки (с родителями) в любой технике на тему «Спасибо, что живем» для организации выставки. Изготовление открыток для ветеранов. Итоговое мероприятие «Праздник День Победы» |
-подвести к восприятию художественных произведений о войне; -учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне; -развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности; -развивать продуктивную деятельность детей. |
5 |
Физическое развитие
|
-Спортивное соревнование «На защите Родины» -Эстафета «Полоса препятствий» -Подвижная игра «Шагаем на параде». -Спортивное упражнение «Салют» -Итоговое мероприятие «Праздник День Победы»
|
Развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.
|
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Методическая литература:
1.Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007.
2.Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004.
3.Алябьева Е.А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
4.Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / /Дошкольная педагогика.- 2009. №5 – с. 6–8.
5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы”. – М.:Аркти, 2005.
6.Дошкольникам о защитниках отечества: методическое пособие по патриотическому воспитанию/ Под редакцией Кондрыкинской. – М.: ТЦ “Сфера”, 2006.
7.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2011.