E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Исмаилова Елена Анатольевна, воспитатель, Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель, Автухова Раиса Владимировна, заместитель заведующего по ВМР

Исмаилова Елена Анатольевна,

воспитатель,

                 Мирошниченко Зоя Ивановна,

старший воспитатель,

Автухова Раиса Владимировна,

заместитель заведующего по ВМР,

МБДОУ "Детский сад  № 27",

г. Северск Томской области

  Дополнительная образовательная программа

         «Песочные фантазии»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт дополнительной образовательной программы «Песочные фантазии»

2

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

3

Пояснительная записка

3

Портрет дошкольника с тяжелыми нарушениями речи

3

Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

5

Подходы и принципы построения дополнительной образовательной программы

6

Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы

6

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

7

Комплексное тематическое планирование программного материала

7

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

9

Основания для выбора тем в структуре комплексно-тематического планирования

9

Специфика организации образовательного процесса в ходе реализации программы на основе ФГОС

10

Материально-техническое обеспечение

10

Список использованных источников

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Паспорт дополнительной образовательной программы

«Песочные фантазии»

 

Наименование Программы

«Песочные фантазии»

Уровень / направленность

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности

Возраст воспитанников

Для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи

Авторы образовательной программы «Песочные фантазии»

Исмаилова Елена Анатольевна, воспитатель

Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель

Автухова Раиса Владимировна, заместитель заведующего по ВМР

Аннотация содержания программы

Образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, призвана обеспечить каждому ребенку равные возможности для продолжения обучения на очередной ступени образования, направлена на коррекцию речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).  Программа направлена на развитие ребенка через организацию игровой деятельности с «живым» песком и рисования цветным песком с учетом интеграции образовательных областей в рамках образовательной программы МБДОУ. Учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) делает программу уникальной.

Текущий статус

Действующая

Срок реализации

1 год

Реквизиты утверждения

Протокол Педагогического совета №1 от 27.08.2014

Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экспертизу программы

Методическое объединение воспитателей

МБДОУ «Детский сад № 27»

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Пояснительная записка

«Песочные фантазии»  - дополнительная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), реализуется в рамках образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 27». Программа предназначена для детей от 6 - 7 лет и может быть использована любой дошкольной образовательной организацией.

Дополнительная образовательная программа «Песочные фантазии» (далее Программа) включает три основных раздела:

целевой,

содержательный и

• организационный.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи реализации, подходы и принципы построения образовательного процесса, планируемые результаты освоения Программы.

        Содержательный раздел Программы представляет методический инструмент практической реализации программных целей и задач.

        Организационный раздел Программы представляет условия, способствующие созданию развивающей предметно-пространственной и социокультурной среды, содержит материально-техническую составляющую Программы и способы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ТНР.

Портрет дошкольника с ТНР

Специфической особенностью контингента воспитанников МБДОУ «Детский сад № 27» является то, что 86% детей, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности, имеют тяжелые нарушения речи. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, психических процессов, на качество освоения образовательной программы дошкольного образования.

При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации)  у детей снижена вербальная память (вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития  проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных). Им присуще и некоторое отставание  в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.

Наибольшие трудности возникают  при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.

Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются:

- нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; быстрая истощаемость и пресыщаемость любым видом деятельности; повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.

- церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций  активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

- синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, не резко выраженными  нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей  характерных нарушений познавательной деятельности.

Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройство в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны воспитателя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами.

           Иногда такие дети  характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Они довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.

Такие дети  имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих  их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.

Учитывая выше названные особенности воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями, необходимость оказания коррекционной помощи детям, посещающим группы компенсирующей и комбинированной направленности, и актуальность проблем развития детей была разработана дополнительная образовательная программа «Песочные фантазии».

   Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

Реализация дополнительной образовательной программы «Песочные фантазии» нацелена на развитие личности, мотивации и способностей детей в изобразительных видах деятельности и охватывает следующие области развития и образования детей дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС ДО):

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Цель: организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды на этапе дошкольного образования для обеспечения благоприятных условий коррекции нарушенных функций и развития детей с ТНР в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для реализации творческого потенциала.

Задачи:

  1. Создание условий для развития целостного сенсорного восприятия на основе всестороннего обследования объекта с использованием одновременно двух или более органов чувств.
  1. Формирование общей культуры личности детей, их способности к коммуникации,  развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств,  инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок к дальнейшей учебной деятельности через продуктивные формы работы с песком.
  1. Формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах творческой деятельности.

4. Развитие наблюдательности, способности к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умения использовать полученные знания в новых условиях при решении познавательных и практических задач.

5. По развитию детского творчества:

• поощрение желания к экспериментированию с изобразительными материалами стимулирование самостоятельного выбора детьми цветов песка;

• содействие в осознании свойств песка, сооружение из этого материала построек.

6. По приобщению к изобразительному искусству:

• содействие в проявлении интереса к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства, к изобразительным, пластическим и конструктивным материалам; пробуждение интереса к рисованию, лепке, конструированию.

7. По развитию продуктивной деятельности:

• обучение (с учетом интересов девочек и мальчиков) в рисунке выразительно передавать образы окружающего мира (овощи и фрукты, цветы, деревья, кустарники, животные и человек, сооружения и машины и др.), а также явления природы (дождь, снегопад и др.) и яркие события общественной жизни (праздники), самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, участвовать в выборе сюжета для коллективной работы; расширение тематики детских работ;

• ознакомление с обобщенными способами рисования песком;.

• ознакомление с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением изображения;

• продолжение обучения в конструировании формы в процессе создания простейших построек из «живого» песка.

8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.

Основные направления интеграции в программы

• внутрипредметная: взаимодействие направлений одной образовательной области;

• внутривидовая: взаимодействие различных видов совместной деятельности внутри одной образовательной области;

• межвидовая: взаимодействие различных видов совместной деятельности в двух и более образовательных областях.

Идеи интегрированного обучения в программе получили свое особое развитие благодаря календарно-тематическому принципупостроения программы.

 Подходы и принципы построения образовательного процесса

в ходе реализации программы

       Программа «Песочные фантазии» основывается на закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, в т.ч. особенностях развития дошкольников с ТНР.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования программа «Песочные фантазии» реализует следующие принципы:

- Принцип развивающего образования (всестороннее развитие ребенка);

- Принцип интеграции образовательных областей (учет специфики организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО, утвержденного Министерством образования и науки РФ, приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС ДО»)

- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. В основе программы лежит комплексно-тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса с учетом планирования лексических тем (в соответствии с образовательной программой МБДОУ).

- Принцип соответствия возрастных возможностей и особенностей психо-физического развития воспитанников и специфики и возможностей образовательных областей;

 - Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников) и детей; уважение личности ребенка.

Программа реализуется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка и коррекцию нарушенных функций.

Планируемые результаты освоения образовательной программы

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Рисование песком имеет ряд преимуществ, которых не дает классическая техника рисования. Поэтому выделяются следующие планируемые результаты образовательной деятельности:

  • Рисование песком должно развивать мелкую моторику, улучшать память, пластику движений, а так же работу мозга.
  • Позволит снять эмоциональное напряжение ребенка. Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.
  • Развитие сенсорных ощущений, раскрепощение и гармонизирование, а так же развитие двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
  • ·                 Приобретение и совершенствование практических навыков рисования песком на световых столах, навыки создания песочных картин и песочной анимации.
  • ·                 Приобщение к художественной деятельности, развитие воображения и креативности.
  • Освоение образовательной программы МБДОУ в полном объеме. Результативность коррекции речевых нарушений, обогащение словарного запаса, формирование связной речи ребенка.

         Результаты освоения Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Посмотреть всю программу "Песочные фантазии" (нажмите здесь)Programma-Pesochnye-fantazii.doc [174 Kb] (cкачиваний: 42)

  Наверх