Исмаилова Елена Анатольевна,
воспитатель,
Мирошниченко Зоя Ивановна,
старший воспитатель,
Автухова Раиса Владимировна,
заместитель заведующего по ВМР,
МБДОУ "Детский сад № 27",
г. Северск Томской области
Дополнительная образовательная программа
«Песочные фантазии»
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Паспорт дополнительной образовательной программы «Песочные фантазии» |
2 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
3 |
Пояснительная записка |
3 |
Портрет дошкольника с тяжелыми нарушениями речи |
3 |
Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы |
5 |
Подходы и принципы построения дополнительной образовательной программы |
6 |
Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы |
6 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
7 |
Комплексное тематическое планирование программного материала |
7 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
9 |
Основания для выбора тем в структуре комплексно-тематического планирования |
9 |
Специфика организации образовательного процесса в ходе реализации программы на основе ФГОС |
10 |
Материально-техническое обеспечение |
10 |
Список использованных источников |
11 |
Паспорт дополнительной образовательной программы
«Песочные фантазии»
Наименование Программы |
«Песочные фантазии» |
Уровень / направленность |
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности |
Возраст воспитанников |
Для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи |
Авторы образовательной программы «Песочные фантазии» |
Исмаилова Елена Анатольевна, воспитатель Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель Автухова Раиса Владимировна, заместитель заведующего по ВМР |
Аннотация содержания программы |
Образовательная программа разработана в соответствии с ФГОС ДО, призвана обеспечить каждому ребенку равные возможности для продолжения обучения на очередной ступени образования, направлена на коррекцию речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). Программа направлена на развитие ребенка через организацию игровой деятельности с «живым» песком и рисования цветным песком с учетом интеграции образовательных областей в рамках образовательной программы МБДОУ. Учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) делает программу уникальной. |
Текущий статус |
Действующая |
Срок реализации |
1 год |
Реквизиты утверждения |
Протокол Педагогического совета №1 от 27.08.2014 |
Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экспертизу программы |
Методическое объединение воспитателей МБДОУ «Детский сад № 27» |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
«Песочные фантазии» - дополнительная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155), реализуется в рамках образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 27». Программа предназначена для детей от 6 - 7 лет и может быть использована любой дошкольной образовательной организацией.
Дополнительная образовательная программа «Песочные фантазии» (далее Программа) включает три основных раздела:
• целевой,
• содержательный и
• организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, цели и задачи реализации, подходы и принципы построения образовательного процесса, планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел Программы представляет методический инструмент практической реализации программных целей и задач.
Организационный раздел Программы представляет условия, способствующие созданию развивающей предметно-пространственной и социокультурной среды, содержит материально-техническую составляющую Программы и способы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ТНР.
Портрет дошкольника с ТНР
Специфической особенностью контингента воспитанников МБДОУ «Детский сад № 27» является то, что 86% детей, посещающих группы компенсирующей и комбинированной направленности, имеют тяжелые нарушения речи. Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, психических процессов, на качество освоения образовательной программы дошкольного образования.
При относительной сохранности смысловой памяти (ассоциации) у детей снижена вербальная память (вербальная память - вид памяти, который определяет способность запоминать, сохранять и воспроизводить речевую (словесную) информацию), страдает продуктивность запоминания. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций (двигательных). Им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Указанные особенности в развитии детей с тяжелыми нарушениями речи спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы.
Общее недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются:
- нарушения умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; быстрая истощаемость и пресыщаемость любым видом деятельности; повышенная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность.
- церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.
- синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, не резко выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса. Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.
Дети с функциональными отклонениями в состоянии ЦНС эмоционально реактивны, легко дают невротические реакции, и даже расстройство в ответ на замечание, плохую отметку, неуважительное отношение со стороны воспитателя и детей. Их поведение может характеризоваться негативизмом, повышенной возбудимостью, агрессией или, напротив, повышенной застенчивостью, нерешительностью, пугливостью. Все это в целом свидетельствует об особом состоянии ЦНС детей, страдающих речевыми расстройствами.
Иногда такие дети характеризуются раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью, не могут спокойно сидеть, теребят что-то в руках, болтают ногами и т.п. Они эмоционально неустойчивы, настроение быстро меняется. Не редко возникают расстройства настроения с проявлением агрессии, навязчивости, беспокойства. Значительно реже у них наблюдается заторможенность и вялость. Они довольно быстро утомляются, причем это утомление накапливается в течение дня к вечеру, а также к концу недели. Утомление сказывается на общем поведении ребенка, на его самочувствии. Это может проявляться в усилении головных болей, расстройстве сна, вялости либо, напротив, повышенной двигательной активностью.
Такие дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Учитывая выше названные особенности воспитанников с тяжелыми речевыми нарушениями, необходимость оказания коррекционной помощи детям, посещающим группы компенсирующей и комбинированной направленности, и актуальность проблем развития детей была разработана дополнительная образовательная программа «Песочные фантазии».
Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы
Реализация дополнительной образовательной программы «Песочные фантазии» нацелена на развитие личности, мотивации и способностей детей в изобразительных видах деятельности и охватывает следующие области развития и образования детей дошкольного возраста (в соответствии с ФГОС ДО):
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Цель: организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды на этапе дошкольного образования для обеспечения благоприятных условий коррекции нарушенных функций и развития детей с ТНР в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, для реализации творческого потенциала.
Задачи:
- Создание условий для развития целостного сенсорного восприятия на основе всестороннего обследования объекта с использованием одновременно двух или более органов чувств.
- Формирование общей культуры личности детей, их способности к коммуникации, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок к дальнейшей учебной деятельности через продуктивные формы работы с песком.
- Формирование представлений о методах познания окружающего мира и способах отражения чувств и эмоций в различных видах творческой деятельности.
4. Развитие наблюдательности, способности к поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умения использовать полученные знания в новых условиях при решении познавательных и практических задач.
5. По развитию детского творчества:
• поощрение желания к экспериментированию с изобразительными материалами стимулирование самостоятельного выбора детьми цветов песка;
• содействие в осознании свойств песка, сооружение из этого материала построек.
6. По приобщению к изобразительному искусству:
• содействие в проявлении интереса к произведениям народного, декоративно-прикладного искусства, к изобразительным, пластическим и конструктивным материалам; пробуждение интереса к рисованию, лепке, конструированию.
7. По развитию продуктивной деятельности:
• обучение (с учетом интересов девочек и мальчиков) в рисунке выразительно передавать образы окружающего мира (овощи и фрукты, цветы, деревья, кустарники, животные и человек, сооружения и машины и др.), а также явления природы (дождь, снегопад и др.) и яркие события общественной жизни (праздники), самостоятельно находить простые сюжеты в окружающей жизни, участвовать в выборе сюжета для коллективной работы; расширение тематики детских работ;
• ознакомление с обобщенными способами рисования песком;.
• ознакомление с цветовой гаммой, вариантами композиций и разным расположением изображения;
• продолжение обучения в конструировании формы в процессе создания простейших построек из «живого» песка.
8. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей.
Основные направления интеграции в программы
• внутрипредметная: взаимодействие направлений одной образовательной области;
• внутривидовая: взаимодействие различных видов совместной деятельности внутри одной образовательной области;
• межвидовая: взаимодействие различных видов совместной деятельности в двух и более образовательных областях.
Идеи интегрированного обучения в программе получили свое особое развитие благодаря календарно-тематическому принципупостроения программы.
Подходы и принципы построения образовательного процесса
в ходе реализации программы
Программа «Песочные фантазии» основывается на закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, в т.ч. особенностях развития дошкольников с ТНР.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования программа «Песочные фантазии» реализует следующие принципы:
- Принцип развивающего образования (всестороннее развитие ребенка);
- Принцип интеграции образовательных областей (учет специфики организации образовательного процесса в ДОУ на основе ФГОС ДО, утвержденного Министерством образования и науки РФ, приказ № 1155 от 17.10.2013 «Об утверждении ФГОС ДО»)
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. В основе программы лежит комплексно-тематическая модель – соединение образовательных областей в единое целое на основе принципа тематического планирования образовательного процесса с учетом планирования лексических тем (в соответствии с образовательной программой МБДОУ).
- Принцип соответствия возрастных возможностей и особенностей психо-физического развития воспитанников и специфики и возможностей образовательных областей;
- Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических работников) и детей; уважение личности ребенка.
Программа реализуется в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, а также в формах творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка и коррекцию нарушенных функций.
Планируемые результаты освоения образовательной программы
Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов. Рисование песком имеет ряд преимуществ, которых не дает классическая техника рисования. Поэтому выделяются следующие планируемые результаты образовательной деятельности:
- Рисование песком должно развивать мелкую моторику, улучшать память, пластику движений, а так же работу мозга.
- Позволит снять эмоциональное напряжение ребенка. Борьба со стрессом. У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций.
- Развитие сенсорных ощущений, раскрепощение и гармонизирование, а так же развитие двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).
- · Приобретение и совершенствование практических навыков рисования песком на световых столах, навыки создания песочных картин и песочной анимации.
- · Приобщение к художественной деятельности, развитие воображения и креативности.
- Освоение образовательной программы МБДОУ в полном объеме. Результативность коррекции речевых нарушений, обогащение словарного запаса, формирование связной речи ребенка.
Результаты освоения Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Посмотреть всю программу "Песочные фантазии" (нажмите здесь)