Гришаева Наталия Александровна,
воспитатель,
Мирошниченко Зоя Ивановна,
старший воспитатель
Автухова Раиса Владимировна,
заместитель заведующего по ВМР
МБДОУ "Детский сад № 27",
г. Северск Томской области
Дополнительная образовательная программа
«Мусора. Больше.Нет.»
(экологическая безопасность для дошкольников)
СОДЕРЖАНИЕ |
|
Паспорт дополнительной образовательной программы «Мусора. Больше. Нет.» (социально-экологической направленности) |
3 |
Пояснительная записка |
4 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
4 |
Отличительные особенности программы |
4 |
Цели и задачи реализации программы |
5 |
Подходы и принципы построения программы |
5 |
Планируемые результаты освоения программы |
5 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ |
6 |
Календарно-тематическое планирование программного материала |
6 |
Комплексно-тематическое планирование программного материала |
7 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
11 |
Направления реализации программы |
11 |
Формы организации познавательной деятельности |
11 |
Методы, используемые в процессе реализации программы |
11 |
Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы, средств обучения. |
11 |
Модель организации образовательной деятельности в рамках реализации программы |
12 |
Список использованных источников |
14 |
Паспорт дополнительной образовательной программы
«Мусора. Больше. Нет.»
(социально-экологической направленности)
Наименование Программы |
«Мусора. Больше. Нет.» |
Уровень / направленность |
Дополнительная образовательная программа социально-экологической направленности |
Возраст воспитанников |
Для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет) с тяжелыми нарушениями речи |
Авторы образовательной программы «Песочные фантазии» |
Гришаева Наталия Александровна, воспитатель Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель Автухова Раиса Владимировна, заместитель заведующего по ВМР |
Аннотация содержания программы |
Образовательная программа разработана в рамках образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 27», направлена на привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, продуктов, образовавшихся как побочные, бесполезные или нежелательные, в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей). Учет социальной актуальности целевой установки программы делает программу инновационной для данного дошкольного учреждения. |
Текущий статус |
Действующая |
Срок реализации |
1 год |
Реквизиты утверждения |
Протокол Педагогического совета №1 от 27.08.2014 |
Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экспертизу программы |
Методическое объединение воспитателей МБДОУ «Детский сад № 27» |
Пояснительная записка
Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей задачи сохранения биосферы.
Большое значение в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли имеет образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний, норм и правил.
В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.
Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность.
Уже сегодня экологи бьют тревогу: производство техники все растет, и только малая часть материалов, из которых она сделана, попадает снова в промышленную переработку. Что же делать для того, чтобы в XXI столетии мусорные свалки не уничтожили природу и не поглотили жизненное пространство?
Целевой раздел программы
Отличительные особенности программы
МБДОУ «Детский сад № 27» является учреждением со статусом «Центр экологического образования». Во время участия в конкурсе, проводимом МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» при поддержке Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск в рамках муниципальной программы «Экологическое образование и просвещение населения ЗАТО Северск 2012-2014 гг.» среди образовательных учреждений на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп родилась идея систематизации накопленного материалы и разработки программы дополнительного образования социально-экологической направленности «Мусора. Больше. Нет.» (экологическая безопасность для дошкольников).
Для решения программных задач образовательный процесс строится на основании интеграции образовательных областей, определяемых ФГОС ДО (познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое; речевое, физическое развитие).
Вся работа по социально-экологической подготовке детей организована с практическими занятиями, акциями, экскурсиями в окружающей среде и др. Программа адаптирована для работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи. Срок реализации – 1 год. Возрастная категория - воспитанники 6-7 лет. НОД – 1 раз в месяц.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел содержит пояснительную записку, цели и задачи реализации, подходы и принципы построения образовательного процесса, планируемые результаты освоения Программы.
Содержательный раздел Программы представляет методический инструмент практической реализации программных целей и задач.
Организационный раздел Программы представляет условия, способствующие созданию развивающей предметно-пространственной и социокультурной среды, содержит материально-техническую составляющую Программы и способы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Цель дополнительной образовательной программы заключается в привлечении внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов, продуктов, образовавшихся как побочные, бесполезные или нежелательные, в результате производственной и непроизводственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.
Задачи:
- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
- формировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
- привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов и переработки мусора;
- сформировать представление о способах утилизации мусора;
- популяризация экологического движения;
- развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои экологические впечатления в художественно-творческой деятельности;
- формирование активной жизненной позиции у детей через участие в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.
Принципы реализации дополнительной образовательной программы
1. Непрерывность и преемственность содержания с учетом возрастающей детской компетентности, доступность для детей 6-7 лет.
2. Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО при реализации программы.
3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса.
Планируемые результаты от реализации программы
Реализация программы способствует привлечению внимания населения (детей и родителей (законных представителей) к проблеме утилизации отходов, в т.ч. энергосберегающих ламп, батареек и пр.
Реализация программы направлена на формирование представлений о способах утилизации и сортировки мусора; позволяет детям делать первые шаги в самостоятельной практической работе по утилизации отходов;
Формирует экологическую ответственность дошкольника, способствует привлечению внимания к данной проблеме воспитанников и взрослых.
Позволяет подвести ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, чтобы это воспринималось ребёнком, как собственный выбор;
Расширяет знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;
Учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;
Участие воспитанников в пропагандистско-просветительской экологической деятельности;
Развитие воображения, умения реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.
В результате реализации программы ребенок сможет:
- проявлять интерес к исследовательской деятельности;
- стремиться обобщать, делать выводы;
- пользоваться имеющимися знаниями о правилах экологической безопасности;
- отражать свое отношение к проблеме в художественно-творческой деятельности.
Положительный эффект - в ходе реализации программы формируется информационный ресурс об организации работы учреждения по экологическому образованию и просвещению населения на базе сайта учреждения.
Содержательный раздел программы
Календарно-тематическое планирование программного материала
Месяц |
Тема занятия |
Отведенное время |
Сентябрь |
Эко-практикум «Враг планете – это мусор!» |
1 занятие, 30 минут |
Октябрь |
Экологическая акция «Почему нельзя выкидывать батарейку в мусорное ведро». |
1 занятие, 30 минут |
Ноябрь |
Экологическая игра «Зеленая елочка – живая иголочка». |
1 занятие, 30 минут |
Декабрь |
Экологический музей «Новогодней елке - вторую жизнь». |
1 занятие, 30 минут |
Январь |
Экологическая сказка. «Путешествие в прошлое электрической лампочки» |
1 занятие, 30 минут |
Февраль |
Экологическая акция «Свет – без опасности!» |
1 занятие, 30 минут |
Март |
Экологический практикум «Нет места мусору на земле!». Утилизация мусора – бумага, стекло. |
1 занятие, 30 минут |
Апрель |
Экологический практикум «Нет места мусору на земле!». Утилизация мусора – пластмасса, железо. |
1 занятие, 30 минут |
Май |
Экологический музей. «Мир, в котором мы живём» или «Проснулся утром - прибери свою планету». |
1 занятие, 30 минут |
Посмотреть всю программу «Мусора. Больше.Нет.» (нажмите здесь)