E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Гришаева Наталия Александровна, воспитатель, Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель Автухова Раиса Владимировна, заместитель заведующего по ВМР

Гришаева Наталия Александровна,

воспитатель,

                 Мирошниченко Зоя Ивановна,

старший воспитатель

Автухова Раиса Владимировна,

заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ "Детский сад  № 27",

г. Северск Томской области

Дополнительная образовательная программа

        «Мусора. Больше.Нет.»

(экологическая безопасность для дошкольников)

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт дополнительной образовательной программы «Мусора. Больше. Нет.» (социально-экологической направленности)

3

Пояснительная записка

4

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

4

Отличительные особенности программы

4

Цели и задачи реализации программы

5

Подходы и принципы построения программы

5

Планируемые результаты освоения программы

5

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

6

Календарно-тематическое планирование программного материала

6

Комплексно-тематическое планирование программного материала

7

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

11

Направления реализации программы

11

Формы организации познавательной деятельности

11

Методы, используемые в процессе реализации программы

11

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического, дидактического и материально-технического оснащения программы, средств обучения.

11

Модель организации образовательной деятельности в рамках реализации  программы

12

Список использованных источников

 

14

Паспорт дополнительной образовательной программы

«Мусора. Больше. Нет.»

(социально-экологической направленности)

 

 

Наименование Программы

«Мусора. Больше. Нет.»

Уровень / направленность

Дополнительная образовательная программа

социально-экологической направленности

Возраст воспитанников

Для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)

с тяжелыми нарушениями речи

Авторы образовательной программы «Песочные фантазии»

Гришаева Наталия Александровна, воспитатель

Мирошниченко Зоя Ивановна, старший воспитатель

Автухова Раиса Владимировна, заместитель заведующего по ВМР

Аннотация содержания программы

Образовательная программа разработана в рамках образовательной программы МБДОУ «Детский сад № 27», направлена на привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов,  продуктов, образовавшихся как побочные, бесполез­ные или нежелательные, в результате производственной и непроизвод­ственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработ­ке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей).

Учет социальной актуальности целевой установки программы делает программу инновационной для данного дошкольного учреждения.

Текущий статус

Действующая

Срок реализации

1 год

Реквизиты утверждения

Протокол Педагогического совета №1 от 27.08.2014

Наименования и контактные реквизиты экспертных организаций, произведших экспертизу программы

Методическое объединение воспитателей

МБДОУ «Детский сад № 27»

Пояснительная записка

Жизнь планеты Земля во многом зависит от состояния окружающей среды. С каждым годом все сильнее ощущаются существующие экологические проблемы. Когда вырастут наши дети и внуки, экологические проблемы придется решать им. Важно уже сегодня научить детей ценить окружающий мир, поступать с ним разумно. Каждый должен понимать, что сохранение и умножение богатств, данных нам природой, возможно, если человеческое общество в своей практической деятельности будет исходить из общей  задачи сохранения биосферы.

Большое значение в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли имеет образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Формирование экологического сознания должно начинаться в раннем детстве. Дошкольный возраст – благоприятный  этап в формировании экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, проявляющиеся во взаимодействиях ребенка с природой, осознании неразрывности с ней. Благодаря этому у детей возможно формирование экологических знаний,   норм и правил.

В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей среды необходимо строить систему экологического воспитания и образования так, чтобы ребенок мог почувствовать, понять, принять идею неразрывной связи человека и природы, личную сопричастность к решению экологических проблем.

Проблема сбора и утилизации отходов производства и потребления является одной из старейших в истории человечества. Проблема утилизации и переработки мусора актуальна во всём мире, поэтому необходимо привлечение внимания к проблемам загрязнения окружающей среды, проявление инициативы в решении задач по охране окружающей среды, вовлечение населения в практическую природоохранную деятельность.

           Уже сегодня экологи бьют тревогу: производство техники все растет, и только малая часть материалов, из которых она сделана, попадает снова в промышленную переработку. Что же делать для того, чтобы в XXI столетии мусорные свалки не уничтожили природу и не поглотили жизненное пространство?

 

Целевой раздел программы

Отличительные особенности программы

МБДОУ «Детский сад № 27» является учреждением со статусом «Центр экологического образования». Во время участия в конкурсе, проводимом МАУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования» при поддержке Комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Администрации ЗАТО Северск в рамках муниципальной программы «Экологическое образование и просвещение населения ЗАТО Северск 2012-2014 гг.» среди образовательных учреждений на лучшую агитационную работу о необходимости утилизации энергосберегающих ламп родилась идея систематизации накопленного материалы и разработки программы дополнительного образования социально-экологической направленности «Мусора. Больше. Нет.» (экологическая безопасность для дошкольников).

Для решения программных задач образовательный процесс строится на основании интеграции образовательных областей, определяемых ФГОС ДО (познавательное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое; речевое, физическое развитие).

Вся работа по социально-экологической подготовке детей организована с практическими занятиями, акциями, экскурсиями в окружающей среде и др. Программа адаптирована для работы с воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи.  Срок реализации – 1 год. Возрастная категория - воспитанники 6-7 лет. НОД – 1 раз в месяц.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел содержит пояснительную записку, цели и задачи реализации, подходы и принципы построения образовательного процесса, планируемые результаты освоения Программы.

        Содержательный раздел Программы представляет методический инструмент практической реализации программных целей и задач.

        Организационный раздел Программы представляет условия, способствующие созданию развивающей предметно-пространственной и социокультурной среды, содержит материально-техническую составляющую Программы и способы организации обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Цель дополнительной образовательной программы заключается в привлечении внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов,  продуктов, образовавшихся как побочные, бесполез­ные или нежелательные, в результате производственной и непроизвод­ственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработ­ке или захоронению, создание условий для популяризации экологического движения среди воспитанников и их родителей (законных представителей) по утилизации отходов.

Задачи:

- расширять знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

- формировать первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;

- привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды, утилизации отходов и переработки мусора;

- сформировать представление о способах утилизации мусора;

- популяризация экологического движения;

- развивать воображение, познавательные и творческие способности детей, умение реализовывать свои экологические впечатления в художественно-творческой деятельности;

- формирование активной жизненной позиции у детей через участие                                   в пропагандистско-просветительской экологической деятельности.

Принципы реализации дополнительной образовательной программы

1. Непрерывность и преемственность содержания с учетом возрастающей детской компетентности, доступность для детей 6-7 лет.

2. Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО при реализации программы.

3. Сотрудничество всех участников образовательного процесса.

Планируемые результаты от реализации программы

Реализация программы способствует привлечению внимания населения (детей и родителей (законных представителей) к проблеме утилизации отходов, в т.ч. энергосберегающих ламп, батареек и пр.

Реализация программы направлена на формирование представлений о способах утилизации и сортировки мусора; позволяет детям делать первые шаги в самостоятельной  практической работе по утилизации отходов;

Формирует экологическую ответственность дошкольника, способствует привлечению внимания к данной проблеме воспитанников и взрослых.

Позволяет подвести ребёнка к выбору экологически оправданных действий таким образом, чтобы это воспринималось ребёнком, как собственный выбор;

Расширяет знания детей о взаимозависимости мира природы и деятельности человека;

Учить выражать свое отношение к поступкам детей и взрослых с позиции общепринятых норм и адекватно воспринимать оценку своего поведения;

Участие воспитанников в пропагандистско-просветительской экологической деятельности;

Развитие воображения, умения реализовывать свои впечатления в художественно – творческой деятельности.

В результате реализации программы ребенок сможет:

- проявлять интерес к исследовательской деятельности;

- стремиться обобщать, делать выводы;

- пользоваться имеющимися знаниями о правилах экологической безопасности;

-  отражать свое отношение к проблеме в художественно-творческой деятельности.

Положительный эффект - в ходе реализации программы формируется информационный ресурс об организации работы учреждения по экологическому образованию и просвещению населения на базе сайта учреждения.

 Содержательный раздел программы

Календарно-тематическое планирование программного материала

Месяц

Тема занятия

Отведенное время

Сентябрь

Эко-практикум «Враг планете – это мусор!»

1 занятие, 30 минут

Октябрь

Экологическая акция «Почему нельзя  выкидывать батарейку в мусорное ведро».

1 занятие, 30 минут

Ноябрь

Экологическая игра «Зеленая елочка – живая иголочка».

1 занятие, 30 минут

Декабрь

Экологический музей «Новогодней елке - вторую жизнь».

1 занятие, 30  минут

Январь

Экологическая сказка. «Путешествие в прошлое электрической лампочки»

1 занятие, 30 минут

Февраль

 Экологическая акция «Свет – без опасности!»

1 занятие, 30 минут

Март

 Экологический практикум «Нет места мусору на земле!». Утилизация мусора – бумага, стекло.

1 занятие, 30 минут

Апрель

Экологический практикум «Нет места мусору на земле!». Утилизация мусора – пластмасса, железо.

1 занятие, 30 минут

Май

Экологический музей. «Мир, в котором мы живём» или «Проснулся утром - прибери свою планету».

1 занятие, 30 минут

 

 Посмотреть всю программу «Мусора. Больше.Нет.» (нажмите здесь)PROGRAMMA.doc [175,5 Kb] (cкачиваний: 27)

 

  Наверх