E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
Григорьева Юлия Михайловна, «Розы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Воропаева Лариса Владимировна, педагог дополнительного образования

Воропаева Лариса Владимировна,

педагог дополнительного образования,

БОУ ДО г. Омска «Дом детского творчества

 Октябрьского административного округа»

Методические материалы.

Использование принципов здоровьесбережения

при реализации образовательной программы

«Музыка для всех»

Воропаева Лариса Владимировна,  педагог дополнительного образования

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения в России является наиболее актуальной для  системы образования, поскольку от состояния духовного, физического здоровья во многом зависит  качество обучения и воспитания. Осуществление здоровьесберегающей деятельности в образовательном процессе является основным требованием к образовательным учреждениям. В связи с этим  дополнительное образование сегодня становится значимым фактором в процессе формирования духовного и физического здоровья детей.

Знаменитые врачи древности, средневековья и нового времени, такие, как Авиценна, Парацельс, Ганеман, отдавали должное целительным звукам. Воздействие волновых колебаний определенной частоты и силы на основные системы и органы человеческого организма  – явление совершенно доказанное в рамках физической и медицинской науки. В ХХ веке интерес к целительному воздействию звука с новой силой возродился, как на Востоке, так и на Западе. В настоящий момент отечественные специалисты заняты изучением воздействия музыки на клеточном уровне и уже пришли к выводу, что музыка может способствовать как активизации клеток, так и снижению их  активности и даже разрушению. Музыка по своей природе - явление физическое, волновое. Специальные психологические тесты, электроэнцефалограммы и другие методы клинико-физиологических исследований убедительно доказывают, что звуковые сигналы, попадая в резонансную частоту, соответствующую физическим характеристикам того или иного органа, оказывают стимулирующее действие на него. Вполне естественно, что прослушивание определенных мелодий показано при достаточно широком спектре психосоматических заболеваний. И в первую очередь это старинная музыка ХVI- ХVII века, очень спокойная и гармоничная по своей природе и музыка раннего Моцарта. Таким образом, огромный потенциал для здоровьесбережения детей, который заключает в себе музыка, делает роль музыкального образования в воспитании нового поколения особенно важной в современных условиях.

Но, к сожалению, малый процент детей в нашей стране реализует свой творческий потенциал в области музыки, т. к выучить ноты достаточно сложно для обычного ребенка и к тому, же дети в школе очень  перегружены. Проблемой, из-за которой большая часть детей бросает музыкальную школу, является то, что ребенка, еще не умеющего «говорить» на музыкальном языке, пытаются учить читать этот язык, то есть учат его с самого начала играть по нотам. А, ведь, рождаясь, мы сначала  произносим звуки, затем слова, предложения и уже потом учимся читать. Нотная графика – сложная система кодирования. В отличие от букв алфавита, ноты несут в себе два пласта информации: кодирование высоты музыкального звука и продолжительности музыкального времени. На разучивание одной пьесы у ребенка уходит очень много времени (от недели до месяца) и, естественно, что за это время у него пропадает интерес к ней.

Мною разработана образовательная программа, которая реализуется в объединении «Музыка для всех» на базе Доме детского творчества Октябрьского округа города Омска. Одной из главных задач этой программы является сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Решая данную задачу, я использую в своей деятельности  новые технологии в музыкальном образовании заслуженного работника культуры РФ С.В. Белецкого («Хроморяд» и «Слогопись музыки»), которые дают возможность очень быстро и эффективно погружать детей в практическое музицирование и музыкальное творчество.

«Хроморяд» Белецкого – это принцип двенадцатислоговой именации звуков, который привел к количественному соответствию имен и звуков в октаве темперированного строя. Он открыл перед всеми возможность осваивать музыкальную речь аналогично разговорной. «Слогопись музыки» позволяет за несколько минут, с любой группой детей, разучить любимую песенку или мелодию. Таким образом технология обучения на основе «Хроморяда  Белецкого» делает процесс освоения музыки легким и общедоступным.

Одним из важных аспектов технологии С.В. Белецкого является то, что все играемые произведения дети пропевают именами звуков, что не только развивает их музыкальный  слух и память, но и благотворно влияет на организм. Доказано, что петь в любом случае полезно, даже если нет ни слуха, ни голоса. В России проводились исследования влияния вокала в комбинации с музыкой на здоровье человека (С. Шушарджан). Было выявлено, что правильная постановка дыхания, приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человека. Кроме того, такие занятия снимают стрессы и помогают им противостоять. Работа мозга оптимизируется, и это передается всему организму. Научившись выражать свое состояние пением, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения. Тщательно подбираемый репертуар на занятии включает в себя только те произведения, которые благотворно влияют на здоровье детей.

Немаловажным также является и то, что положительные эмоции, возникающие  при исполнении любимых произведений и радость от собственного музыкального творчества приводят к эмоциональному равновесию, что является залогом физического здоровья  детей.

Таким образом, образовательный процесс в объединении «Музыка для всех» выстроен с использованием элементов здоровьесберегающих технологий. Он малозатратный по времени, что важно при современной загруженности детей, позволяет добиться высокой мотивации к занятиям музыкой и собственному музыкальному творчеству.

 Список литературы

  1. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия «Модернизация общего образования». – С-Пб., 2005.
  2. Бергер Н., Яцентковская. Н. Электронные клавиши как необходимый атрибут новых технологий  в музыкальном  образовании// Телекоммуникации, математика и информатика – исследования и инновации. – Вып. 7 – С-Пб., 2005.
  3. Бороздина О. Изучение результитующего влияния общеобразовательной школы на музыкальную культуру учащихся//Современное музыкальное образование:  Материалы международной научно-практической конференции. – С-Пб., 2004.
  Наверх