Жирова Марина Георгиевна
учитель-логопед
МБДОУ № 1 «Аленушка»
г. Константиновск, Ростовская область
«Комплексное занятие с детьми с ОВЗ в старшем дошкольном возрасте
«Путешествие по сказке «Гуси-Лебеди»
Цели занятия:
- Образовательные:
– закрепить использование в речи существительных в родительном падеже множественного числа, продолжать учить отвечать полными предложениями;
– продолжать учить согласовывать существительные с притяжательными прилагательными в роде и числе, продолжать учить ориентироваться на плоскости;
- Развивающие:
– развивать фонематический слух, закрепить умение выделять первый согласный в слове, продолжать учить договаривать слова без первого звука;
– развивать логическое мышление, память, внимание;
- Воспитательные:
– воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, коллективизм, умение выслушивать взрослых и сверстников.
Ход занятия:
Учитель-логопед: – Ребята, вы любите сказки? А какие сказки вы знаете? А вы хотели бы попутешествовать по сказке? Ой, ребята, посмотрите, к нам кто-то идет!
Сестрица-Аленушка: – Здравствуйте, ребята! Меня зовут Аленушка. Помогите мне, пожалуйста!
Учитель-логопед: – А что случилось, Аленушка?
Сестрица-Аленушка: – Заигралась я с подружками на полянке и совсем забыла за братцем присмотреть, а когда вернулась – его уже нет.
Учитель-логопед: – Ребята, а кто мог забрать братца? И из какой сказки Аленушка? («Гуси-Лебеди»)
– Не переживай, Аленушка, мы поможем тебе найти братца. Но, чтобы его найти, надо пройти долгий путь.
– Аленушка, а что это у тебя в руках?
Сестрица-Аленушка: – Ой, ребята, на поляне я нашла какой-то листик, только не могу разобраться, что же здесь. (Аленушка уходит.)
Учитель-логопед: – Ребята, давайте посмотрим, что же это за листик. Да, мне кажется, это схема пути, который мы должны преодолеть. Вы готовы начать путь? (ответы детей)
Первая на схеме пути расположена печка.
- Дети подходят к печке, перед ней разложены на полу карточки с буквами.
Учитель-логопед: – Возьмите каждый по одной карточке. Здесь нарисованы буквы, эти буквы надо сложить в слово. На обратной стороне карточки цифры. Вам надо стать по порядку номеров. (Дети становятся по порядку, рассматривая цифры)
– Какое слово получилось? Дети отвечают: – ВЕСНА.
– Ребята, Печка предлагает рассказать о весне. Беседа по мнемотаблице «Весна».
Примечание: на карточках символами изображены признаки весны. Например: «солнце» – нужно рассказать о солнце, когда восходит, заходит, долготу дня и ночи; «небо» – нужно рассказать о цвете неба, облаках, тучах; «дерево» – нужно рассказать о деревьях, что происходит с ними весной, какие уже распустились, какие нет. Точно так же дети описывают другие символы «цветы», «насекомые», «птицы», «животные», «люди». Выбор количества символов зависит от уровня знаний детей на данный момент.
- Учитель-логопед: – Давайте посмотрим на схему, что же следующее нам надо найти? (Дерево).
– Но здесь много деревьев. Рассматривают елки, березки.
– А нам нужно волшебное! (Дети подходят к дереву, рассматривают его. На ветвях дерева прикреплены на липких лентах картинки фруктов, ягод, одежды, обуви).
– Это дерево не простое, а заколдованное Бабой-Ягой. Нужно правильно ответить на вопрос «Чего на дереве нет?», и тогда можно сорвать предмет с дерева.
Например: – Я хочу попросить у дерева лимоны (открепить картинку с лимонами). И теперь у дерева нет лимонов. (Дети выбирают картинки по очереди и называют слова в родительном падеже множественного числа).
- Учитель-логопед: – Мы расколдовали дерево, и оно подсказывает нам, что можно двигаться дальше. Вы знаете, куда нужно идти? (Ответы детей). У нас есть схема. Нужно найти какие-то шахматы. (Дети ищут в «шахматы»).
Учитель-логопед: – Это не простые шахматы, а тоже заколдованные. Это «Бабки-Ежкины» шахматы. Баба-Яга заколдовала животных, и теперь они не смогут найти свои части без вас.
Рассмотреть изображения частей животных на шахматном поле. Задавать вопрос детям:
– Чей это пушистый рыжий хвост? (Лисий хвост).
– Чье это длинное ухо? (Заячье ухо).
– Что находится между медвежьими ушами? и т.д.
- Учитель-логопед: – Ребята, мы с вами расколдовали «Бабки-Ежкины» шахматы, теперь вы можете идти дальше.
– Вы знаете, ребята, мы должны найти какое-то яблоко. Вот оно на схеме. (Дети ищут по залу, находят. Открывают яблоко – там внутри задание на коричневом картоне, по форме напоминающем яблочные семечки). Логопед объясняет задание:
– У слов не хватает первого звука – нужно договорить звуки « Ж» или «Ч» так, чтобы получилось правильное слово. Называет слова, дети договаривают нужный звук:
… аба … ервяк
… ук ... емодан
… мурки … удо
… адина и т.д. … айник и т.д.
- Учитель-логопед: – Теперь по схеме нам нужно найти попугайчика. (Дети ищут изображение попугайчика.) Он предлагает поиграть с ним в игру «Слушай-повторяй». Называть ряды слогов, слов, а дети повторяют за попугайчиком.
- Учитель-логопед: – Ребята, вы справились с этим заданием, куда же вы дальше пойдете? (Дети рассматривают схему пути). Нужно перейти речку: дети упражняются в равновесии при ходьбе по гимнастической скамье; потом отдохнуть на полянке: релаксация под пение птиц. Затем дети строят мостик через речку (с блоками Дьенеша с воспитателем; дети переходят через речку по мостику и видят домик.)
- Учитель-логопед: – Ребята, как вы думаете, кто в этом домике может жить? (Ответы детей). Мне кажется, Баба-Яга хотела с нами пошутить. Ребята, посмотрите, что в домике? (Дети заходят в домик и находят дощечку).
– Да здесь доска, и там что-то написано, но непонятно. Наверное, это писал Иванушка. Давайте попробуем прочитать. Непонятно. Наверное, нужно дописать эти стертые буквы? (Дети дописывают элементы букв. Читают: «Я дома»).
Слышится вдалеке голос матушки с Иванушкой. Они заходят в зал, Матушка благодарит детей, что спасли Иванушку, и угощает их из корзинки пирожками и сладостями с ярмарки. Дети благодарят за угощение и прощаются с Иванушкой и матушкой.
Примечание: на фотографии, приложенной к занятию, представлен вариант, как можно оформить «Бабки-Ежкины» шахматы.