Половникова Людмила Борисовна,
учитель-логопед,
МКДОУ д/с № 32,
г. Новосибирск
Тематическое планирование дидактических игр
по формированию пространственных представлений
для профилактики нарушений письма
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Неделя |
Тема недели |
Дидактическая игра |
Цель игры |
||||||
1 |
Подготовительный этап Сентябрь |
||||||||
2 |
|||||||||
Обучение ориентировке в схеме собственного тела |
|||||||||
3 |
Давайте знакомиться (детский сад) |
«Приключения Незнайки»
|
Развивать умение ориентироваться в схеме тела
|
||||||
4 |
Осенний листопад (деревья, признаки осени) |
«Чей лист, ветка, полено» «Художник»
|
Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме тела.
|
||||||
Октябрь |
|||||||||
1 |
Мы ходили в огород |
«Вверх и вниз, еще разочек» «Сверху вниз, слева направо» (штриховка) «Съедобный – несъедобный», |
Развивать умение ориентироваться в окружающем пространстве, в схеме тела.
|
||||||
2 |
Фруктовый сад |
«Кто быстрее соберет фрукты в корзинку»
«Солнечный зайчик» |
Совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела. Учить употреблять в речи предлог «на». Знакомить со схемой предлога
|
||||||
3 |
Дары осени (ягоды, грибы) |
«Замри» «Где растет?» (слева и справа) Лабирит «Незнайкины ошибки» |
Учить детей понимать схематическое изображение позы человека. Учить употреблять в речи предлог «под». Познакомить со схемой предлога |
||||||
4 |
Игрушки |
«Затейники» «Бусинки» «Игрушки под столом»
|
Совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела.
|
||||||
Ноябрь |
|||||||||
1 |
Одежда |
Выполняет сосед справа
«Маша-растеряша»
|
Развивать пространственную ориентировку, координацию движений. Совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела Закреплять умение употреблять в речи предлоги «на», «под». |
||||||
2 |
Обуваем наши ножки |
«Сделай фигуру»
«Стройся» |
Совершенствовать умение ориентироваться в схеме собственного тела. Определять пространственное расположение предметов |
||||||
3 |
Домашние животные зимой |
«Отгадай по описанию»
«Во что завернем игрушку»
|
Развивать пространственную ориентировку. Закреплять умение употреблять в речи предлоги «в» |
||||||
4 |
Дикие животные (подготовка к зиме) |
«Кто как зимует»
«Осторожные зайчики» «Теремок» |
Совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела. Закреплять умение употреблять в речи предлоги «на», «под». |
||||||
Декабрь |
|||||||||
1 |
Пришла зима (зимние забавы, приметы) |
«Затейники»
|
Совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела. |
||||||
2 |
Зимующие птицы |
«Отгадай по описанию» «Сделай фигуру» |
Развивать пространственную ориентировку. |
||||||
3 |
Домашние птицы (птичий двор) |
« У кого – кто?» (детеныши) |
Развивать пространственную ориентировку. |
||||||
4 |
Мы встречаем Новый год |
«Украсим ёлку к празднику»
«Накрой стол для Буратино»
|
Учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения. Закреплять умение употребление в речи предлога «в».
|
||||||
Январь |
|||||||||
Обучение ориентировке в окружающем пространстве (пространственное расположение предметов
|
|||||||||
2 |
Уголок природы (комнатные, цветущие растения) |
«Подбери предмет к признаку»
|
Развивать пространственную ориентировку. Определять пространственное расположение предметов
|
||||||
3 |
Транспорт (грузовой и пассажирский), профессии на транспорте |
«К своим флажкам» «Поезд»
«Прятки» |
Развивать пространственную ориентировку, координацию движений. Знакомить с предлогом «за» и схемой предлога |
||||||
4 |
Строители (профессии на стройке, орудия труда, инструменты) |
«4 лишний»
|
Формировать умение двигаться в направлении, указанном стрелкой.
|
||||||
Февраль |
|||||||||
1 |
Мебель нашего дома |
«Отгадай по описанию»
|
Учить детей соотносить план с реальной комнатой
|
||||||
2 |
Посуда. Мастерская предметов посуды |
«Выполняет сосед справа»
|
Совершенствовать умение ориентироваться в схеме тела. |
||||||
3 |
Продукты питания |
«Найди свое место»
«Репка» «Какая конфета в свободной клетке?»
|
Развивать пространственную ориентировку. Закреплять умение употреблять в речи предлог «за». |
||||||
4 |
Защитники Отечества |
«Выполняет сосед справа»
|
Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. |
||||||
Март |
|||||||||
1 |
Любимая мамочка (профессии наших мам) |
«Зайцы и волк»
«Мамы и детёныши»
|
Учить детей сопоставлять план с пространством групповой комнаты. Знакомить с предлогом «к» и схемой предлога |
||||||
2 |
Моя семья |
«Секреты»
«Портрет семьи»
|
Развивать умение ориентироваться на плоскости. Продолжать формировать умение определять верхний правый, верхний левый, нижний правый, нижний левый углы на плоскости
|
||||||
3 |
К нам весна шагает (весенние признаки, первые цветы, весенние сельхоз. работы) |
«Улетают – не улетают»
«Представлялки» |
Учить детей ориентироваться по плану на участке детского сада. Закреплять умение употреблять в речи предлог «к»
|
||||||
4 |
Когда это бывает (времена года, части суток) |
«Куда пойдешь»
«Назови ласково» |
Учить детей ориентироваться по плану |
||||||
Апрель |
|||||||||
1 |
Перелётные птицы |
«Найди гнездо» |
Учить детей ориентироваться в реальном пространстве с помощью плана и выделять схему пути. |
||||||
2 |
Космос |
«Что из чего» |
Развивать умение ориентироваться на плоскости.
|
||||||
3 |
Москва – столица России |
«Куда пойдешь»
«Путешествие» «Куда едут машины?» |
Учить детей анализировать элементарную схему. Знакомить с предлогом «по» и схемой предлога
|
||||||
4 |
Дома, на моей улице (части дома) |
«Строим дом» «Пирамидки»
«Я-Колобок»
|
Учить детей анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения. Знакомить с предлогом «от» и схемой предлога
|
||||||
Май |
|||||||||
1 |
Заключительный этап: Разрабатывать безопасный маршрут от дома. Кладоискатели Дифференцировать предлоги (Скажи наоборот, Исправьте ошибки Незнайки, Прятки. Послушай и покажи. Вставь предлог) |