Наседкина Екатерина Сергеевна,
учитель - логопед,
Петрова Елена Трофимовна,
учитель - дефектолог,
ГКОУ Специальный (коррекционный) детский дом № 4,
г. Ростов-на-Дону, пер. Дальний 17
педагоги
Проект
«Я – человек»
Актуальность проблемы.
В современном мире проблема социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.
В последние годы в специальной психологии и коррекционной педагогике закономерно растёт интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие дошкольников с ОВЗ объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.
В процессе социального развития ребенок-дошкольник овладевает важными социально значимыми умениями и навыками: у ребёнка формируются представления о самом себе, о семье, системе родственных отношений, чувстве собственного достоинства, самоуважения.
Цель: Становление самоотношения и формирование гендерной принадлежности ребёнка с ОВЗ.
Задачи: Младший возраст:
- Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении).
- Закреплять умение называть свое имя.
Средний возраст
- Продолжать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.
- Постепенно формировать образ Я.
- Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
- Формировать начальные представления о человеке.
- Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные).
Старший возраст
- Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.
- Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
- Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.
4-5 лет
Ребёнок должен знать:
3 года: имя, мои игрушки, вещи, моя семья.
4 года: имя, фамилия, пол, возраст, мой организм (видимые части тела). Мои умения.
5 лет: адрес, фамилия, назначение некоторых органов чувств (глаза, уши, нос), назначение частей тела (руки, ноги), забота о своем здоровье.
6 лет: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства. Функционирование некоторых органов и систем, условия нормального функционирования. Особенности своего организма и здоровья, условия укрепления и нарушения здоровья. Обращение с огнем, электричеством, поведение на улице, первая медицинская помощь
Тема |
Цели |
|
Младший- средний возраст |
Старший возраст |
|
«Я – человек» |
Дать представление о себе как Дидактическая игра «Собери человека» |
Формировать представление детей о частях лица, о том, что люди обитают повсюду на Земле. Учить пантомимике. Расширять словарный запас: брови, глаза, нос, ресницы; джунгли, пустыня, тундра. Активизировать в речи детей слова: вода, мыло, пенится. Воспитывать доброе отношение к кукле, культурно-гигиенические навыки |
«Все люди разные» |
Рассказать, что все люди отличаются друг от друга (рост, вес, пол, цвет кожи, волос, манера говорить, ходить и т.д) |
Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить. Закрепить понятие «семья». Активизировать в речи детей слова: глаза, уши, нос. Развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки. Воспитывать доброе отношение к людям любой внешности |
«Кто я?» |
Учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки, учить называть свое имя (фамилию). Дидактическая игра «Одень куклу» |
Формировать представление о «семье», о сходстве родственников, о различии полов. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, близнецы, двоюродный брат. Познакомить |
«Мои ручки» |
Рассказать об органах нашего тела – руках; о значении рук для человека, учить пальчиковой гимнастике. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Продолжать формировать представление детей о своих «руках», о значении рук в нашей жизни. Закрепить названия пальцев. Акти-визировать в речи детей слова: холодный, горячий, твердый, мягкий. Продолжать развивать умение соотносить свои движения со словами зарядки. Развивать мелкую моторику и тактильно-мнемическую чувствительность |
«Как ухаживать за руками?» |
Учить ребят беречь свои руки, воспитывать культурно-гигиенические навыки, учить пальчиковой гимнастике. Игра «А где наши ручки?». Подвижная игра «Где игрушки» |
Формировать представление детей об опасных для рук предметах. Закрепить знания детей о средствах первой медицинской помощи. Учить смысловой жестикуляции. Обогащать словарный запас: острые, электрические, огнеопасные. учить подбирать рифмы по смыслу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать культурно-гигиенические навыки
|
«Мои ноги» |
Рассказать о ногах человека, Подвижная игра «Принеси игрушку». Подвижная игра «Догони мяч» |
Формировать представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Познакомить с новым рассказом и учить отвечать на вопросы по содержанию. Расширять словарный запас: сустав, стопа, коленка. Учить обрисовывать стопу по контуру и раскрашивать ее. Развивать координацию движений, внимание, сенсорику. Воспитывать бережное отношение к своим вещам |
«Как беречь ноги?» |
Учить беречь и ухаживать Подвижная игра «Через ручеек» |
Формировать представление детей о том, как беречь свои ноги, о правилах гигиены наших ног и о том, какую обувь надо носить. Рассказать о болезнях ног, развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям-инвалидам |
«Мои уши» |
Рассказать детям об ушах, Игры «Назови мое слово», |
Формировать представление детей об органе слуха – ушах. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение, двигательную активность. Воспитывать бережное отношение к своему телу и окружающим людям |
«Как беречь уши?» |
Учить, как беречь свои уши; учить упражнениям на равновесие тела; воспитывать культурно-гигиенические навыки |
Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Учить упражнениям на равновесие тела. Учить слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Развивать слуховое внимание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи |
«Мой рот и язычок» |
Рассказать о функциях нашего рта и языка, учить миогимнастике, воспитывать культурно-гигиенические навыки. Игра «Узнай на вкус» |
Формировать представление детей о «языке» человека, его функциях и значении. Учить различать вкус продуктов. Учить правильному звукопроизношению, расширять словарный запас: нервы, мозг, «обложен». Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к своему телу |
«Мои зубки» |
Рассказать детям о значении зубов для человека, о том, какие бывают зубы, как за ними ухаживать. Игра «Что ты съел?» |
Формировать представление детей о зубах человека, об их значении в нашей жизни. Учить правильно за ними ухаживать. Расширять словарный запас: резцы, клыки, коренные зубы, эмаль, кариес. Развивать речевое дыхание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки |
«Мой нос» |
Рассказать об органе обоняния – о носе (зачем нужен нос, как его надо беречь). Проводить закаливающее носовое дыхание |
Формировать представление детей о «носе» человека, о его функциях и значении в нашей жизни. Учить упражнениям, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к инфекциям. Развивать мышление. Обогащать словарный запас: гордый, важный, вредный, тонкий и др. Воспитывать культуру поведения |
«Как беречь нос?» |
Учить ребят дыхательной гимнастике, рассказать о том, что нос не только дышит, но и различает невидимые запахи. Игра «Узнай по запаху» |
Продолжать учить детей беречь свой нос и правильно за ним ухаживать. Познакомить с новым стихотворением. Рассказать о продуктах, помогающих победить насморк (чеснок, фруктовые соки). Для профилактики учить надувать воздушные шарики. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, заботливое отношение о своей внешности |
«Мои глаза» |
Рассказать детям о глазах, об их значении для человека, о том, как тяжело жить людям с нарушенным зрением |
Формировать представление детей о своих глазах, об их строении и значении в нашей жизни. Учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память. Расширять словарный запас: радужная оболочка, зрачок, веки и др. Познакомить с новой сказкой, учить сопереживать главным героям. Воспитывать гуманные чувства к людям-инвалидам |
«Как беречь глаза?» |
Рассказать, как беречь свои глаза, учить гимнастике для глаз, воспитывать культурно-гигиенические навыки |
Продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз. Развивать зрительное внимание, наглядно – образное мышление. Воспитывать доброе отношение друг к другу, культурно-гигиенические навыки |
«Изучаем свое тело» |
Обобщить все знания о своем теле, об органах человека, что надо кушать для полноценного развития, какие витамины нам нужны |
Продолжать учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо), рассказать об их роли в организма и о том, как их беречь. Учить различать запахи и вкусы, закрепить понятия: «один», «много». Развивать речь, память, внимание. Воспитывать чуткое отношение к друг другу, культуру поведения |
Консультации для воспитателей |
№1 «Организация ухода за детьми (туалет носа, умывание, полоскание рта и чистка зубов)» №2 «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребенка» |
|
Дополнительный материал |
Загадки по теме «Человек» Картотека-конструктор Стихи, песенки, игры |
|
Игры и пособия |
Тематический словарь в картинках «Я и моё тело. Внутренние органы человека» Дидактическая игра «Я и моё тело» Дидактическое пособие «Моё тело» Энциклопедия «Всё обо всём . Моё тело» |
Литература:
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка в детской субкультуре Текст./В.В. Абраменкова. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕКС», 2000. – 416 с.
- Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М. «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.
- Тригер С.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 19