E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Наседкина Екатерина Сергеевна, учитель - логопед, Петрова Елена Трофимовна, учитель - дефектолог

Наседкина Екатерина Сергеевна,

учитель - логопед,

Петрова Елена Трофимовна,

учитель - дефектолог,

              ГКОУ Специальный (коррекционный) детский дом № 4,

г. Ростов-на-Дону, пер. Дальний 17

педагоги  

Проект

  «Я – человек»

Актуальность проблемы.

В современном мире проблема социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей становится одной из актуальных. Педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В последние годы в специальной психологии и коррекционной  педагогике закономерно растёт интерес к изучению социально-эмоционального развития и внутреннего мира ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое ″Я″ среди других людей. Социальное развитие дошкольников с ОВЗ объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками.  Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

В процессе социального развития  ребенок-дошкольник овладевает важными социально значимыми умениями и навыками: у ребёнка формируются представления о самом себе, о семье, системе родственных отношений, чувстве собственного достоинства, самоуважения.

Цель: Становление  самоотношения  и формирование гендерной принадлежности ребёнка с ОВЗ.

Задачи: Младший возраст:

  1. Начать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка, изменении его социального статуса (взрослении).
  2. Закреплять умение называть свое имя.

Средний возраст

  1. Продолжать формировать элементарные представления о росте и развитии ребенка.
  2. Постепенно формировать образ Я.
  3.  Сообщать детям разнообразные, касающиеся непосредственно их сведения (ты мальчик, у тебя серые глаза, ты любишь играть и т.п.), в том числе сведения о прошлом (не умел ходить, говорить; ел из бутылочки) и о происшедших с ними изменениях (сейчас умеешь правильно вести себя за столом, рисовать, танцевать; знаешь «вежливые» слова).
  4. Формировать начальные представления о человеке.
  5. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, умелые; девочки нежные, женственные).

Старший возраст

  1. Формировать представления о росте и развитии ребенка, его прошлом, настоящем и будущем («я был маленьким, я расту, я буду взрослым). Углублять представления детей об их правах и обязанностях в группе детского сада, дома, на улице, на природе.
  2. Формировать первичные гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные).
  3. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

4-5 лет

Ребёнок должен знать:

3 года: имя, мои игрушки, вещи, моя семья.

4 года: имя, фамилия, пол, возраст, мой организм (видимые части тела). Мои умения.

5 лет: адрес, фамилия, назначение некоторых органов чувств (глаза, уши, нос), назначение частей тела (руки, ноги), забота о своем здоровье.

6 лет: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства. Функционирование некоторых органов и систем, условия нормального функционирования. Особенности своего организма и здоровья, условия укрепления и нарушения здоровья. Обращение с огнем, электричеством, поведение на улице, первая медицинская помощь

Тема

Цели

Младший- средний возраст

Старший возраст

«Я – человек»

Дать представление о себе как
о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить), учить называть основные части своего тела; человек побывал везде (на море, в пустыне и т. д.).

Дидактическая игра «Собери человека»

Формировать представление детей о частях лица, о том, что люди обитают повсюду на Земле. Учить пантомимике. Расширять словарный запас: брови, глаза, нос, ресницы; джунгли, пустыня, тундра. Активизировать в речи детей слова: вода, мыло, пенится. Воспитывать доброе отношение к кукле, культурно-гигиенические навыки

«Все люди разные»

Рассказать, что все люди отличаются друг от друга (рост, вес, пол, цвет кожи, волос, манера говорить, ходить и т.д)

Формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица, манере ходить, говорить. Закрепить понятие «семья». Активизировать в речи детей слова: глаза, уши, нос. Развивать умение соотносить свои движения со словами физкультминутки. Воспитывать доброе отношение к людям любой внешности

«Кто я?»

Учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки, учить называть свое имя (фамилию).

Дидактическая игра «Одень куклу»

Формировать представление о «семье», о сходстве родственников, о различии полов. Учить отвечать на вопросы воспитателя. Расширять словарный запас: генеалогическое древо, близнецы, двоюродный брат. Познакомить
с новой зарядкой. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к своей семье

«Мои ручки»

Рассказать об органах нашего тела – руках; о значении рук для человека, учить пальчиковой гимнастике.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Продолжать формировать представление детей о своих «руках», о значении рук в нашей жизни. Закрепить названия пальцев. Акти-визировать в речи детей слова: холодный, горячий, твердый, мягкий. Продолжать развивать умение соотносить свои движения со словами зарядки. Развивать мелкую моторику и тактильно-мнемическую чувствительность

«Как ухаживать за руками?»

Учить ребят беречь свои руки, воспитывать культурно-гигиенические навыки, учить пальчиковой гимнастике.

Игра «А где наши ручки?».

Подвижная игра «Где игрушки»

Формировать представление детей об опасных для рук предметах. Закрепить знания детей о средствах первой медицинской помощи. Учить смысловой жестикуляции. Обогащать словарный запас: острые, электрические, огнеопасные. учить подбирать рифмы по смыслу. Развивать мелкую моторику. Воспитывать культурно-гигиенические навыки

 

«Мои ноги»

Рассказать о ногах человека,
о значении ног в нашей жизни.

Подвижная игра «Принеси игрушку».

Подвижная игра «Догони мяч»

Формировать представление детей о строении и значении ног в нашей жизни. Познакомить с новым рассказом и учить отвечать на вопросы по содержанию.

Расширять словарный запас: сустав, стопа, коленка. Учить обрисовывать стопу по контуру и раскрашивать ее. Развивать координацию движений, внимание, сенсорику. Воспитывать бережное отношение к своим вещам

«Как беречь ноги?»

Учить беречь и ухаживать
за своими ногами, укреплять мышцы ног и бороться с плоскостопием.

Подвижная игра «Через ручеек»

Формировать представление детей о том, как беречь свои ноги, о правилах гигиены наших ног и о том, какую обувь надо носить. Рассказать о болезнях ног, развивать и укреплять мышцы стопы. Воспитывать доброе отношение к людям-инвалидам

«Мои уши»

Рассказать детям об ушах,
о строении уха, о значении ушей для человека.

Игры «Назови мое слово»,
«Какой инструмент звучит?»

Формировать представление детей об органе слуха – ушах. Рассказать о строении ушей и их значении в нашей жизни. Развивать слуховое внимание, правильное звукопроизношение, двигательную активность. Воспитывать бережное отношение к своему телу и окружающим людям

«Как беречь уши?»

Учить, как беречь свои уши; учить упражнениям на равновесие тела; воспитывать культурно-гигиенические навыки

Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Учить упражнениям на равновесие тела. Учить слушать рассказ и отвечать на вопросы по содержанию. Развивать слуховое внимание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, чувство взаимопомощи

«Мой рот и язычок»

Рассказать о функциях нашего рта и языка, учить миогимнастике, воспитывать культурно-гигиенические навыки.

Игра «Узнай на вкус»

Формировать представление детей о «языке» человека, его функциях и значении. Учить различать вкус продуктов. Учить правильному звукопроизношению, расширять словарный запас:

нервы, мозг, «обложен». Стимулировать развитие мышц, поднимающих язык. Развивать мелкую моторику. Воспитывать бережное отношение к своему телу

«Мои зубки»

Рассказать детям о значении зубов для человека, о том, какие бывают зубы, как за ними ухаживать.

Игра «Что ты съел?»

Формировать представление детей о зубах человека, об их значении в нашей жизни. Учить правильно за ними ухаживать. Расширять словарный запас: резцы, клыки, коренные зубы, эмаль, кариес. Развивать речевое дыхание. Воспитывать культурно-гигиенические навыки

«Мой нос»

Рассказать об органе обоняния – о носе (зачем нужен нос, как его надо беречь). Проводить закаливающее носовое дыхание

Формировать представление детей о «носе» человека, о его функциях и значении в нашей жизни. Учить упражнениям, улучшающим кровообращение в верхних отделах дыхательных путей, повышающих устойчивость организма к инфекциям. Развивать мышление. Обогащать словарный запас: гордый, важный, вредный, тонкий и др.

Воспитывать культуру поведения

«Как беречь нос?»

Учить ребят дыхательной гимнастике, рассказать о том, что нос не только дышит, но и различает невидимые запахи.

Игра «Узнай по запаху»

Продолжать учить детей беречь свой нос и правильно за ним ухаживать. Познакомить с новым стихотворением. Рассказать о продуктах, помогающих победить насморк (чеснок, фруктовые соки).

Для профилактики учить надувать воздушные шарики. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, заботливое отношение о своей внешности

«Мои глаза»

Рассказать детям о глазах, об их значении для человека, о том, как тяжело жить людям с нарушенным зрением

Формировать представление детей о своих глазах, об их строении и значении в нашей жизни. Учить упражнениям для глаз, тренировать зрительную память. Расширять словарный запас: радужная оболочка, зрачок, веки и др. Познакомить с новой сказкой, учить сопереживать главным героям. Воспитывать гуманные чувства к людям-инвалидам

«Как беречь глаза?»

Рассказать, как беречь свои глаза, учить гимнастике для глаз, воспитывать культурно-гигиенические навыки

Продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз. Развивать зрительное внимание, наглядно – образное мышление. Воспитывать доброе отношение друг к другу, культурно-гигиенические навыки

«Изучаем свое тело»

Обобщить все знания о своем теле, об органах человека, что надо кушать для полноценного развития, какие витамины нам нужны

Продолжать учить называть органы чувств (глаза, рот, нос, ухо), рассказать об их роли в организма и о том, как их беречь. Учить различать запахи и вкусы, закрепить понятия: «один», «много». Развивать речь, память, внимание. Воспитывать чуткое отношение к друг другу, культуру поведения

Консультации для воспитателей

№1 «Организация ухода за детьми  (туалет носа, умывание, полоскание рта и чистка зубов)» №2 «Влияние пальчиковой гимнастики  на умственное развитие ребенка» 

Дополнительный материал

Загадки по теме «Человек»

Картотека-конструктор

Стихи, песенки, игры

Игры и пособия

Тематический словарь в картинках «Я и моё тело. Внутренние органы человека»

Дидактическая игра «Я и моё тело»

Дидактическое пособие «Моё тело»

Энциклопедия «Всё обо всём . Моё тело»

Литература:

  1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребёнка  в детской субкультуре Текст./В.В. Абраменкова. -  М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕКС», 2000. – 416 с. 
  2. Мой мир: Приобщение ребёнка к социальному миру./ С.А.Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М. «ЛИНКА-ПРЕСС», 2000 г. – 224 с.
  3. Тригер С.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 19



  Наверх