Биглова Татьяна Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ № 17 «Аленький цветочек»,
г.Кумертау, Республика Башкортостан
Проект
«Ещё тогда нас не было на свете…»
«Дети и война – нет более
ужасного сближения
противоположных вещей на свете»
А.Твардовский «Дети и война»
Говорить о войне с детьми дошкольного возраста сложно: об этом для них написано давно и мало, естественно, без учета особенностей и потребностей современных дошкольников.
Детское сознание на войну не настроено. Ребенку не свойственно трагическое восприятие мира. Взрослый всегда хочет увести его от лишних переживаний, вызванных пугающими словесными или зрительными образами. Еще в начале прошлого века И.А.Сикорский писал о необходимости оградить детей от волнений и участия в страданиях взрослых.
Почти все написанное для детей о войне, тем более то, что осталось в читательской памяти, создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна война – Великая Отечественная. Точнее – память о ней…И только редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.
След большой литературы в литературе детской неслучаен. Художественную прозу для детей и взрослых создавали авторы, принадлежавшие к одному поколению, которые были участниками страшной войны. Суровые реалисты, передававшие окопную, солдатскую правду, заставившие читателей по-новому взглянуть на действительность последней Отечественной войны.
Позиция детского писателя – создания типа героя без героического ореола. Читателю – ребенку, особенно мальчику, свойственно увлекаться героичес-ким, примерять литературные подвиги на себя и проживать их в процессе чтения.
Раньше рассказы о войне дети слышали от участников событий, теперь наблюдают театрализацию, реконструкцию войны, в которой участвуют их отцы – члены различных военно-исторических обществ. Почти закончили свой земной путь герои и свидетели Великой Отечественной войны. Смолкла литература. Возможно, авторы считают тему исчерпанной, возможно – не подходящей для детей дошкольного возраста. Но говорить о войне с дошкольниками старшего дошкольного возраста не только следует, но и необходимо. В этих разговорах все важно: и содержание, и форма, и тон беседы. Но важнее всего те смыслы, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек, над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. В первую очередь с детьми нужно говорить о войне как о великом народном горе и подвиге, благодаря которому было преодолено это горе и возвращен мир. И при этом нужно говорить о ценности и неповторимости человеческой жизни, особенно детской, ибо утраченное детство – это утраченное будущее человека, семьи, страны, всего человечества. Надо говорить о ценности мира, покоя, здоровья и счастья человека. Надо воспитывать в детях неприятие войны.
Говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю, разгромленную, уничтоженную организацию человеческой жизни. Война прерывает, отбрасывает назад развитие человека, государства, культуры в широком понимании этого слова; истребляет нравственные нормы жизни делает человека, в том числе и ребенка, мстителем.
Поэтому я поставила перед собой ЦЕЛЬ: Развивать эстетический вкус детей, вызвать стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать. Учить детей воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать свое отношение к героям произведений, их поступкам и идее произведений.
Для достижения этой цели я решала следующие ЗАДАЧИ:
1.Формирование у детей системы знаний о книге как источнике знаний
ü Развивать умение определять жанр художественного произведения.
ü Создать условия для поисково-исследовательской деятельности
ü Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.
ü Расширять представления родителей о детской литературе на тему Великой Отечественной войны
ü Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи.
2.Произведения детских писателей о Великой Отечественной войне
ü Познакомить детей с произведениями о Великой Отечественной войне
ü Формировать потребность жить в мире.
ü Формировать чувство гордости за народ - освободитель и представления о том, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были военные годы на фронте и в тылу.
ü Посредством произведений показать детям положительные и отрицательные поступки героев, учить высказывать свое мнение и отношение к их поступкам.
ü Воспитывать историческую память
ü Воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.
ü Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений
3.Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.
ü Формировать навык осознанного чтения и пересказа небольших произведений автора.
ü Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию
ü Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употреблять его в собственной речи (пословицы и поговорки, метафоры, обороты).
ü Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно- творческой деятельности на основе литературных произведений:
- Проведение конкурса «Юного чтеца»
- ХПД:
Лепка «Пограничник с собакой»
Рисование «Я – будущий художник», «Мой любимый сказочный герой»,
Аппликация и ручной труд «Закладка для книги», «Книжка- малышка», «Рода войск».
- Создание коллективных работ
«Военная техника»,
- Выставки:
семейного творчества – рисунки к Дню Победы
поделок к 70-летию Победы в мини-музее д/сада
книг, посвященных ВОв
- Умение применять полученные знания в играх (дидактических, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых, словесных)
- Придумывание различных вариантов продолжения рассказов.
Для успешной работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой я решила выбрать проектный метод
Тема проекта: «Еще тогда нас не было на свете»
Тип проекта: открытый, групповой, исследовательский. Осуществлялся внутри группы «Ромашка» МБДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Проект рассчитан на 3 месяца- декабрь, январь и февраль 2015года.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Ромашка», родители воспитанников, воспитатель группы.
Цель проекта: воспитывать у детей любовь и уважение к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; потребность в ежедневном чтении произведений детских писателей; воспитание патриотических чувств через знакомство с художественной литературой.
Основные задачи реализации проекта:
- Познакомить детей с книгой и книгоизданием
- Провести экскурсию в библиотеку
- Воспитание у детей интереса к чтению художественной литературы.
- Воспитание бережного отношения, любовь к книге; к художественной литературе.
- Раскрыть перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.
- Учить ребенка понимать основное содержание произведения и умение оценивать действия и поступки героев.
- Воспитывать у детей способность чувствовать художественный образ;
- Развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи),
- Развивать интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык рассказов, стихотворений.
- Стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
«Еще тогда нас не было на свете»
месяц |
|
мероприятие |
цели |
|
|||
Декабрь |
|
ü Подобрать необходимую литературу ü Беседа с детьми о книге, о войне ü Разучивание пословиц, стихов о книге, о ВОв ü Папка-передвижка для родителей «Ребенок и книга» ü Консультация «Что и как читать детям?» ü Экскурсия в детскую библиотеку ü Акция «Подари детям книгу» |
Прививать интерес к книге, вызвать желание записаться в детскую библиотеку. |
Январь |
|
ü Подобрать книги детских писателей о ВОВ ü ХПД «Книжка - малышка» Рисование «Мой любимый сказочный герой» ü Рекомендации для родителей «Как рассказать детям о войне» ü Изготовление атрибутов для с/р игры «Библиотека» ü Изготовление книжек-малышек ü Выставка книг о ВОв в группе |
Рассказать детям о ВОв, о подвигах советских солдат и всего народа. Вызвать желание больше узнать о том тяжелом времени |
Февраль |
|
ü Выставка поделок «70 лет Победы» в мини-музее ü Выставка семейных творческих работ «Я- будущий художник» ü ХПД: Изготовление закладки для книги Лепка «Пограничник с собакой» Аппликация «Рода войск» Ручной труд «Военная техника» ü Конкурс юного чтеца (стихотворения)
|
Привлечь родителей к совместному с детьми сотрудничеству, создавать поделки и рисунки по знакомым произведениям. |
План действий
1, Постановка проблемы: Что мы знаем о художественной литературе? О Великой Отечественной войне? Что мы хотим узнать?
2. Определение предстоящей деятельности: как нам найти ответы на вопросы?
3. Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
4. Выполнение проекта детьми и взрослыми
5. Обсуждение результатов
Реализация
Был намечен перспективный план и реализован в совместной деятельности детей и взрослых.
Ознакомительная работа : рассматривание книг детских писателей, альбомов «Военная техника», «Рода войск»
Посмотреть полностью проект "Еще тогда нас не было на свете" (нажмите здесь)