E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 


Календарь

«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Биглова Татьяна Ивановна, воспитатель

  Биглова Татьяна Ивановна,

   воспитатель,

  МБДОУ № 17 «Аленький цветочек»,

г.Кумертау, Республика Башкортостан

Проект

«Ещё тогда  нас не было на свете…»

«Дети и война – нет более 

ужасного сближения

    противоположных вещей на свете»

   А.Твардовский «Дети и война»

Биглова Татьяна Ивановна,     воспитатель

 

Говорить о войне с детьми дошкольного возраста сложно: об этом для них написано давно и мало, естественно, без учета особенностей и потребностей современных дошкольников.

Детское сознание на войну не настроено. Ребенку не свойственно трагическое восприятие мира. Взрослый всегда хочет увести его от лишних переживаний, вызванных пугающими словесными или зрительными образами. Еще в начале прошлого века И.А.Сикорский писал о необходимости оградить детей от волнений и участия в страданиях взрослых.

Почти все написанное для детей о войне, тем более то, что осталось в читательской памяти, создано во второй половине ХХ столетия. В детской литературе для дошкольников существует одна война – Великая Отечественная. Точнее – память о ней…И только редкие авторы обращаются к событиям военных лет непосредственно. Право на это дано не каждому, его надо заслужить. Не годятся придуманные истории о похождениях бравых солдат, легких подвигах и быстрых победах, так увлекающие малышей. Нужна правда – яркая, убедительная, живая. Нужен смысл, доступный маленькому читателю и в то же время достойный того события, о котором идет речь.

След большой литературы в литературе детской  неслучаен. Художественную прозу для детей и взрослых создавали авторы, принадлежавшие к одному поколению, которые были участниками страшной войны. Суровые реалисты, передававшие окопную, солдатскую правду, заставившие читателей по-новому взглянуть  на действительность последней Отечественной войны.

Позиция детского писателя – создания типа героя без героического ореола. Читателю – ребенку, особенно мальчику, свойственно увлекаться героичес-ким, примерять литературные подвиги на себя и проживать их в процессе чтения.

Раньше рассказы о войне дети слышали от участников событий, теперь наблюдают театрализацию, реконструкцию войны, в которой участвуют их отцы – члены различных военно-исторических обществ. Почти закончили свой земной путь герои и свидетели Великой Отечественной войны. Смолкла литература. Возможно, авторы считают тему  исчерпанной, возможно – не подходящей для детей дошкольного возраста. Но говорить о войне с дошкольниками старшего дошкольного возраста не только следует, но и необходимо.  В этих разговорах все важно: и содержание, и форма, и тон беседы. Но важнее всего те смыслы, те ценности, которые с детства будет усваивать растущий человек, над которыми он будет думать если не сейчас, то впоследствии. В первую очередь с детьми нужно говорить о войне как  о великом народном горе и подвиге, благодаря которому  было преодолено это горе и возвращен мир. И при этом нужно говорить о ценности и неповторимости человеческой жизни, особенно детской, ибо утраченное детство – это утраченное будущее человека, семьи, страны, всего человечества. Надо говорить о ценности мира, покоя, здоровья и счастья человека. Надо воспитывать в детях неприятие войны.

Говорить с ними о губительном характере войны, сметающей на своем пути все живое, оставляющей после себя людское горе, выжженную землю, разгромленную, уничтоженную организацию человеческой жизни. Война прерывает, отбрасывает назад развитие человека, государства, культуры в широком понимании этого слова; истребляет нравственные нормы жизни делает человека, в том числе и ребенка, мстителем.

Биглова Татьяна Ивановна,     воспитатель

Поэтому я поставила перед собой ЦЕЛЬ: Развивать эстетический вкус детей, вызвать стремление к постоянному общению с книгой, желание самому научиться читать. Учить детей воспринимать произведение в единстве его содержания и формы, высказывать свое отношение к героям произведений, их поступкам  и идее произведений.

Для достижения этой цели я решала следующие ЗАДАЧИ:

1.Формирование у детей системы знаний о книге как источнике знаний

ü Развивать умение определять жанр художественного произведения.

ü Создать условия для поисково-исследовательской деятельности

ü Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

ü Расширять представления родителей о детской литературе на тему Великой Отечественной войны

ü Воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду искусства и литературной речи.

2.Произведения детских писателей о Великой Отечественной войне

ü Познакомить детей с произведениями о Великой Отечественной войне

ü Формировать потребность жить в мире.

ü Формировать чувство гордости за народ - освободитель и представления о том, какой ценой была достигнута Победа, насколько трудными были военные годы на фронте и в тылу.

ü Посредством произведений показать детям положительные и отрицательные поступки героев, учить высказывать свое мнение и отношение к их поступкам.

ü Воспитывать историческую память

ü Воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны.

ü Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений

3.Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний.

ü Формировать навык осознанного чтения и пересказа небольших произведений автора.

ü Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию

ü Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместность употреблять его в собственной речи (пословицы и поговорки, метафоры, обороты).

ü Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества в разных видах художественно- творческой деятельности на основе литературных произведений:

  • Проведение конкурса «Юного чтеца»
  • ХПД:

Лепка «Пограничник с собакой»

 Рисование «Я – будущий художник», «Мой любимый сказочный герой»,

Аппликация и ручной труд «Закладка для книги», «Книжка- малышка», «Рода войск».

  • Создание коллективных работ

«Военная техника»,

  • Выставки:

 семейного творчества – рисунки к Дню Победы

поделок к 70-летию Победы в мини-музее д/сада

книг, посвященных ВОв

  • Умение применять полученные  знания в играх (дидактических, настольно-печатных, подвижных, сюжетно-ролевых, словесных)
  • Придумывание различных вариантов продолжения рассказов.

Для успешной работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой я решила выбрать проектный метод

Тема проекта: «Еще тогда нас не было на свете»

Тип проекта: открытый, групповой, исследовательский. Осуществлялся внутри группы «Ромашка» МБДОУ в контакте с семьями воспитанников.

Проект рассчитан на 3 месяца- декабрь, январь и февраль 2015года.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы «Ромашка», родители воспитанников, воспитатель группы.

Цель проекта: воспитывать у детей любовь и уважение  к книге, к художественной литературе, способность чувствовать художественный образ; потребность в ежедневном чтении произведений детских писателей; воспитание патриотических чувств через знакомство с художественной литературой.

 Основные задачи реализации проекта:

  • Познакомить детей с книгой и книгоизданием
  • Провести экскурсию в библиотеку
  • Воспитание у детей интереса к чтению художественной  литературы.
  • Воспитание  бережного отношения, любовь  к книге; к художественной литературе.
  • Раскрыть перед детьми общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обращать их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.
  •  Учить ребенка понимать основное  содержание произведения и умение оценивать действия и поступки героев.
  • Воспитывать у детей способность чувствовать художественный образ;
  • Развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи),
  • Развивать интонационную выразительность речи: воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык  рассказов, стихотворений.
  •  Стремиться к самостоятельному сочинению произведений в самых разных жанрах и на разные темы.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

                                  «Еще тогда нас не было на свете»

месяц

 

мероприятие

цели

 

Декабрь

 

ü Подобрать необходимую литературу

ü Беседа с детьми о книге, о войне

ü Разучивание пословиц, стихов о книге, о ВОв

ü Папка-передвижка для родителей «Ребенок и книга»

ü Консультация «Что и как читать детям?»

ü Экскурсия в детскую библиотеку

ü Акция «Подари детям книгу»

Прививать интерес к книге, вызвать желание записаться в детскую библиотеку.

Январь

 

ü Подобрать книги детских писателей о ВОВ

ü ХПД «Книжка - малышка»

    Рисование «Мой любимый сказочный герой»

ü Рекомендации для родителей «Как рассказать детям о войне»

ü Изготовление атрибутов для с/р игры «Библиотека»

ü Изготовление книжек-малышек

ü Выставка книг о ВОв в группе

Рассказать детям о ВОв, о подвигах советских солдат и всего народа. Вызвать желание больше узнать о том тяжелом  времени

Февраль

 

ü Выставка поделок «70 лет Победы» в мини-музее

ü Выставка семейных творческих работ «Я- будущий художник»

ü ХПД:

    Изготовление закладки для книги

    Лепка «Пограничник с собакой»

    Аппликация «Рода войск»

    Ручной труд «Военная техника»

ü Конкурс юного чтеца (стихотворения)

 

Привлечь родителей к совместному с детьми сотрудничеству,   создавать поделки и рисунки по знакомым произведениям.

План действий

1, Постановка проблемы:  Что мы знаем о художественной литературе? О Великой Отечественной войне? Что мы хотим узнать?

2. Определение предстоящей деятельности: как нам найти ответы на вопросы?

3. Планирование деятельности детей совместно со взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.

4. Выполнение проекта детьми и взрослыми

5. Обсуждение результатов

Реализация

Был намечен перспективный план и реализован в совместной деятельности детей и взрослых.

Ознакомительная работа : рассматривание книг детских писателей, альбомов «Военная техника», «Рода войск»

Посмотреть полностью проект "Еще тогда нас не было на свете" (нажмите здесь) proekt-Esche-togda-nas-ne-bylo-na-svete.docx [4,16 Mb] (cкачиваний: 23)

  Наверх