Фирсова Лариса Александровна, воспитатель,
Мищук Ирина Петровна, воспитатель,
ГБОУ «Валуйская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат,
г.Валуйки, Белгородская область
Социальный проект
гражданско-патриотического воспитания
для обучающихся воспитанников 5-9 кл.
«Сердцем прикоснись к подвигу»,
посвящённый 70-летию Великой Отечественной войны.
И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной.
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.
Введение.
Постановка проблемы.
Наше время – время бурных социальных и экономических перемен, преобразования общества – требует от каждого человека утверждения активной гражданской позиции. Сила Российского государства, процветание его граждан, прежде всего, зависят от творческого и интеллектуального потенциала подрастающего поколения, знания исторического прошлого, героико-патриотических традиций нашей Родины, формирования у обучающихся чувства гордости за величие страны, уважения к старшему поколению.
В 2015 году вся наша страна отмечает 70-летие Великой Победы, что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине. Многовековая история нашего народа свидетельствует, что
без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону.
Актуальность проекта.
Тема проекта выбрана не случайно. Социально-экономические процессы последних десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины.
Общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции. Школьный возраст – период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Идея патриотизма в России всегда порождала невиданную энергию, позволявшую решать вопросы исторической важности. Сегодня патриотизм – важнейший фактор мобилизации страны, необходимый для ее сохранения и возрождения.
Особенно актуальным и трудным процесс патриотического воспитания является для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната и состоит в том, что результат не так ощутим, как в массовой школе, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок с ЗПР с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения, ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, Родине. Смысл многих гражданско-патриотических качеств ребенку с ограниченными возможностями здоровья так и не понять, а те понятия, которые ребенок из массовой школы начинает осознавать ко 2-3 классу, ему будут понятны гораздо позже.
Проект призван способствовать формированию чувства патриотизма. Уважения к героическому прошлому нашей Родины, учит ценить мир.
В работе по патриотическому воспитанию в школе-интернате важно показать самоотверженность и героизм нашего народа в борьбе за свободу, показать на конкретных примерах, фактах.
Время неумолимо. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. С каждым годом все меньше и меньше остается ветеранов. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Изучение прошлого нашего государства способствует воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая прошлое Родины, переживая чувство любви к ней, испытывая тревогу об её нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своего Отечества.
Объект исследования:
- литературные источники;
- кинофильмы по теме проекта;
- рассказы ветеранов ВОВ, тружеников тыла;
- экскурсии к памятникам боевой славы, музей, презентация «Прохоровское поле. Танковое сражение»;
- участие в акциях, волонтёрских движениях.
Предмет исследования:
- организация процесса воспитания, деятельность детской организации, внеклассная деятельность учеников.
Цель проекта. Цель данного проекта состоит в том, чтобы воспитать у детей патриотические чувства – любовь, гордость и уважение к Родине, уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны; сформировать чёткое представление о той страшной опасности, которую несут война, преступления против человеческой жизни. Воспитывать уважение к подвигам героев Великой Отечественной войны, признательность за их жертвы во имя мира на нашей Земле. Проект должен способствовать формированию не только отзывчивости и уважительного отношения к ветеранам войны и труда, пожилым людям, а также развить стремление оказывать им помощь.
Задачи проекта.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
× расширить представления детей об истории родной страны, о Великой Отечественной войне;
× продолжить создание системы духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания учащихся, внедряя инновационные формы и направления воспитательной работы;
× превратить школу в центр духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения, посредством проведения внеклассных мероприятий на темы ВОВ;
× выявить интересы, запросы и уровень знаний детей, учесть их при планировании работы над проектом;
× формировать патриотические чувства в сознании учащихся на основе раскрытия исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохраняя и развивая чувства гордости за свою страну;
× познакомить с литературными произведениями о ВОВ;
× воспитывать чувство гордости за свою страну, патриотические чувства;
× воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории страны, бережного отношения к ветеранам.
Этапы реализации проекта.
1 этап – проектный
9 января – 15 января 2015 г.
2 этап – практический
январь – май 2015 г.
3 этап – аналитический
с 20 мая по 31 мая 2015 г.
План реализации проекта.
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Посещение школьной, городской библиотеки для расширения кругозора, внеклассного чтения произведений о ВОВ. |
ежемесячно |
воспитатели |
2. |
Экскурсия на Аллею Славы. «По Аллее Героев с тихой грустью пройдусь…». Посещение митинга посвященного дню освобождения Валуек. |
январь |
воспитатели |
3. |
Внеклассное занятие «Наши земляки сражались за Родину». |
январь |
воспитатели |
4. |
Линейка, посвящённая дню освобождения г. Валуйки от немецко-фашистских захватчиков.
|
январь |
вожатая, воспитатели |
5. |
Устный журнал «Их именами названы улицы нашего города» |
январь |
воспитатели |
6. |
Просмотр художественных, документальных фильмов на военно-патриотическую тему. |
февраль |
воспитатели |
7. |
Посещение музея боевой славы. |
февраль |
воспитатели |
8. |
Урок мужества «Прикоснись к подвигу сердцем» |
февраль |
воспитатели |
9. |
Конкурс рисунков военной тематике. |
февраль |
воспитатели вожатая |
10. |
Внеклассное занятие «Юные герои войны». |
февраль |
воспитатели |
11. |
Акция-субботник «Обелиск памяти» (наведение порядка на территории памятника погибшим воинам) |
март |
воспитатели
|
12. |
Литературная гостиная «Поэзия Великой Отечественной войны». |
март |
воспитатели |
13. |
Фронтовой кинотеатр: «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Сын полка». |
март - май |
воспитатели |
14. |
Тематические беседы, презентации «Что мы знаем о городах героях России?» |
март |
воспитатели |
15. |
Клуб выходного дня. Конкурс стихотворений о войне «Поклонимся великим тем годам» |
март |
воспитатели |
16. |
Посещение выставки в Валуйском историко-художественном музее «Нам дороги эти позабыть нельзя» |
апрель |
воспитатели |
17. |
Урок мужества «Прохоровское поле» |
апрель |
воспитатели |
18. |
Презентация, литературно-музыкальная композиция «Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил» |
апрель |
воспитатели |
19. |
Общешкольный конкурс рисунков и плакатов «День победы» |
апрель |
воспитатели, вожатая |
20. |
Акция «Подарок ветерану» (поздравление ветеранов ВОВ, вдов, тружеников тыла с Днём Победы, посещение на дому) |
апрель |
воспитатели |
21. |
Единый урок, посвященный 70-летию Великой Победы 1941-1945 г |
май |
воспитатели |
22. |
Акция «Георгиевская ленточка» |
май |
воспитатели |
23. |
Видео лекторий «Парад победы 1945год» |
май |
воспитатели |
24. |
Торжественная линейка «Эта память, верьте, люди, всей земле нужна» |
май |
воспитатели, вожатая |
25. |
Митинг, торжественная церемония возложения цветов к памятнику погибших воинов. |
май |
воспитатели |
26. |
Общешкольная музыкально-литературная композиция «Защитникам Родины славу поём» с приглашением родителей |
май |
воспитатели |
27. |
Спортивные мероприятия, посвящённые 70-летию Победы в ВОВ: × лыжня России; × день здоровья; × шашечный турнир; × соревнования по баскетболу, пионерболу; × легкоатлетический кросс × смотр военно-строевой песни «От нас, не видевших войны…» |
май |
учитель физкультуры, воспитатели |
28. |
Фестиваль цветов «Живая память» цветочные насаждения на территории школы-интерната. |
апрель-май |
воспитатели |
29. |
Операция «Забота, добрые дела» помощь по дому для ветеранов, тружеников тыла. |
январь-май |
воспитатели |
30. |
Организация соревнований между классами в дисциплине, выполнении режимных моментов посвященных «70-летию Победы» |
январь-май |
воспитатели |
Ожидаемые результаты проекта.
К ожидаемым результатам проекта относятся:
× формирование представления о значении Победы нашего народа в Великой Отечественной войне;
× пробуждение в детях интереса и уважения к истории России;
× разработки внеклассных мероприятий и общешкольных праздников.
Риски:
- Массовое заболевание ОРВИ, ГРИПП.
- Погодные условия.
- Несостоявшиеся встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла по непредвиденным обстоятельствам.
Меры преодоления
- Перенос мероприятий на другие сроки проведения.
- Повторный поход для проведения данной акции.
Материальные затраты
- Георгиевская лента – 5 м. x 20 руб. =100 руб.
- Мини-открытки – 20 шт. х 10 руб. = 200 руб.
- Цветы гвоздики – 20 шт. х 50 руб. =1000 руб.
- Грамоты для поощрения обучающихся 10 шт. х 20 руб. = 200 руб.
Реализация проекта должна привести к усилению интереса детей к истории своей Родины, формированию у подрастающего поколения чувства патриотизма.
Заключение.
Работая над проектом по столь значимой теме, нам открылись очевидные плюсы от его реализации. Кроме повышения патриотического сознания у обучающихся проект позволит интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность:
× поиск материала к внеклассным мероприятиям;
× подготовка презентаций и выступлений;
× самостоятельность в поиске информации.
Реализация проекта позволит усовершенствовать принцип сотрудничества педагогов и учеников, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также открыть возможность повысить чувство успеха детей.