Тайпакова Гульнара Рустамовна,
воспитатель,
МБДОУ № 50 «Солнышко»,
г. Сургут
Конспект НОД ОО «Коммуникация»
«Обучение грамоте»
Для детей старшего дошкольного возраста.
«Путешествие в страну Звукоград».
Коммуникация: Обучение грамоте.
Цель: Учить детей проводить звуковой анализ слова.
Задачи:
Развивающие: Закреплять умение называть слова с заданным звуком.
Образовательные: Учить детей проводить звуковой анализ слова «Кит».
Учить составлять предложения из трёх слов и делить их на слова.
Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям обучение грамоте, стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Умение слушать внимательно.
Предварительная работа: Игры на музыкальных инструментах, дидактические игры , артикуляционная, пальчиковая гимнастика, индивидуальная работа.
Словарная работа: Активизировать в речи детей название звуков природы: Шум дождя, шуршание листвы, пение птиц, звуки разных предметов.
Методы и приёмы: игровая - ситуация и создание мотивации, звуковая схема «кит», вопросы к детям, беседа, использование дидактического пособия, наглядного материала, физкультминутка.
Материал и оборудование: демонстрационный материал: фланелеграф, картина-схема «кит», 4серые фишки, указка, мелкие игрушки, кукольная мебель, посуда, кукла, лист бумаги А-3 для игры «построим дом», маркер, магнитофонная запись.
Раздаточный материал: схема из 3-х окошечек слова «кит», серые фишки(по 4 на ребёнка), указки.
Ход занятия
Вводная часть.
(Дети в кругу сидят на ковре )
Ребята, закройте глаза досчитайте до 10, мы отправляемся в путь в страну «Звукоград».
Вот мы с вами оказались в стране «Звукоград»
Как вы думаете, кто в этой стране живёт? (ответы детей)
Послушайте загадку. Его не видно в руки не взять, но зато слышно? (Звук)
Конечно это звуки, их очень много и они все разные. Послушаем, какие бывают звуки (магнитофонная запись).Что вы услышали? (ответы детей): Это звуки природы: шум дождя, шуршание листвы, пение птиц, шум разных предметов.
Основная часть.
Чтобы отправиться дальше по стране «Звукоград», нужно провести перекличку.
Каждый из вас должен найти свой звук, чтобы попасть в эту страну.
Усаживайтесь по удобнее на свои места игра « перекличка»
Я буду называть разные звуки, а чье имя будет звучать на этот звук вначале слова, будет поднимать фишку.
Например: Звук «К» встаёт Кирилл, Ксюша и.т д. Правила игры понятны? Начинаем игру. Воспитатель называет вперемежку разные звуки-гласные и согласные.
На доске появляется карточка с изображением «кит»
Звуковой анализ слова «кит» по схеме. Дети вместе с воспитателем разбирают и выкладывают звуковой анализ слова за столом.
1.Сколько в слове звуков?
2.Выделите голосом первый звук в слове и отметьте на карточке.
3.Какой звук второй (отметьте характерные особенности этого звука: тянется, поётся, громко произносится)
4.Какой третий звук?
5.Упражнение в произнесении слова «кит» в соответствии с движением указки по схеме звукового состава слова.
Воспитатель предлагает на местах с указкой прочесть слово. Контроль задания. Приглашается один ребёнок к доске, читает слово «кит» с указкой у доски.
Вызываются поочерёдно три человека, анализировать это слово у доски (по одному ребёнку на каждый звук)
1-ый звук «к'» - это звук младшего братца.
2-ой звук «и» - он долго тянется, поётся. ничего не мешает во рту .
3-йзвук «т» - это звук старшего братца.
Физминутка: Мы варили суп, суп из перловых круп, круп. Получилась каша то-то горе наше, замесили тесто, а оно не с места, замесили на дрожжах не удержишь их в вожжах. (Текст сопровождаем движением).
Игра с заданиями.
1.Я вызываю звук «и», «к'», «т» (встать так чтобы можно прочитать слово) воспитатель читает это слово с указкой. Посмотрите, что у нас получилось - «икт». Подумайте, как надо встать, чтобы получилось слово «кит»? Дети меняются местами.
2.Подзываю 3-й,1-й,2-й звук в слове.
3.Задания звукам: звук «к'»- попрыгай, звук «т» - попляши, звук «и» - громко крикни свой звук.
Дети выполняют задания и ставят фишки на схему, последний ребёнок читает слово.
По заданию воспитателя дети убирают фишки со схем «т», «к», «и».
На столе у воспитателя за игрушечным столиком с посудой сидит кукла Катя. Дети составляют предложение: «Катя пьёт чай», называют 1,2,3,слова в предложении. Воспитатель вызывает детей, которые будут играть роли слов в предложении. Маша будет словом Катя, Костя - словом пьёт, Максим - словом чай. Подумайте, кто должен встать первым? Какое слово в нашем предложении было первым? Дети вспоминают, какие слова шли друг за другом встают по порядку. Затем воспитатель обращается к группе детей прочесть предложение, последовательно называя слова. Индивидуальные ответы детей.
А сейчас слово «Катя» сядет на своё место, мы заменим его другим словом. Иди Костя, ты будешь словом «Мальчик» - встань первым. Кто прочтёт новое предложение? Дети читают: «Мальчик пьёт чай». Каким словом можно заменить слово «чай»? Дети называют: молоко, компот, сок, лимонад, морс, кисель. Каждый ребёнок, правильно назвавший слово, выходит к доске и становится вместо слова – «чай», а дети читают новые предложения.
Игра «Построим дом»
Сейчас на доске мы нарисуем схематически дом. Вы должны назвать части дома, которые нужно дорисовать. Называем только те слова в которых есть звук «Р».
(Крыша, чердак, рама, крыльцо, труба). Чего не хватает над крыльцом? (двери). Какой звук в слове дверь - «р'», а не «р» (проблемная ситуация).
Заключительная часть.
Давайте закроем глаза посчитаем до 10 ,и мы все окажемся в группе.
Рефлексия:
Где мы с вами путешествовали?
В какую игру играли чтобы отправиться в страну «Звукоград»?
Над каким словом мы с вами работали?
Учились составлять предложения из 3-х слов и делили их на слова.
Поиграли в игру «Построим дом»
Сегодня дети хорошо поработали, все молодцы!
В следующий раз мы опять отправимся в следующее путешествие, познавать новые звуки.