E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Кислица Людмила Анатольевна, воспитатель

Кислица Людмила Анатольевна,

воспитатель,

МБДОУ № 156,

 г. Кемерово

Развитие у дошкольника

социально-коммуникативных способностей

в сюжетно-ролевой игре.

Главным в период дошколь­ного детства является формиро­вание и развитие ребёнка как личности. Личностные качества формируются в активной деятель­ности и, прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе явля­ется ведущей. Для дошкольного возраста ведущей деятельностью является игра. Именно развитие сюжетно-ролевой игры в наибольшей степени способствует психическому разви­тию ребёнка. Если ребёнок не доиг­рал в детском саду, то на следую­щем этапе — в школе — он будет испытывать серьёзные трудности.

Развивающее значение сюжетно-ролевой игры действительно при условии, когда сама игра до­стигает у дошкольника высокой степени развития. Поэтому главной целью своей работы я считаю до­стижение высокого уровня разви­тия сюжетно-ролевой игры у ребён­ка к концу дошкольного детства.

Чтобы сознательно руководить игрой и использовать её как средст­во воспитания и развития ребёнка дошкольного возраста, я изучила психологическую природу игры. Изучив работы зарубежных и отече­ственных психологов и педагогов, отметила основные структурные компоненты игры и особенности их развития на каждом возрастном этапе. Знания, действия и обще­ние — необходимые элементы, обеспечивающие интересную игро­вую деятельность.                                                                    
 В своей работе я пользуюсь принципом тематического плани­рования. Суть его заключается в том, что я выбираю тему, называю её, и все занятия — прогулка, раз­ные виды игр, индивидуальная ра­бота, работа в книжном уголке, сво­бодная игра, чтение, беседы, взаи­модействия с родителями — в той или иной степени продолжают эту тему. Такое построение позволяет учесть все принципы дидактики.

Развитие коммуникативных качеств и социализация ребёнка в обществе – одна из главных задач воспитания дошкольников. И поскольку основной вид деятельности в дошкольном детстве – игра, то работу в этом направлении целесообразнее проводить в игре.

В игре развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются и развиваются все стороны личности ребёнка. Основное место занимают творческие, сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят всё то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребёнок начинает чувствовать себя членом коллектива. Он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Сюжетно-ролевая игра требует выполнения определённых правил, о которых мы заранее договариваемся с детским коллективом. Правила регламентируют действия ребёнка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, что совсем не хочется. Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребёнок осваивает и моральные нормы, заключённые в роли. Дети осваивают мотивы и цели деятельности взрослых, их отношения к своему труду, к событиям и явлениям общественной жизни, к людям, вещам: в игре формируется положительное отношение к образу жизни людей, к поступкам, нормам и правилам поведения в обществе. Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Игра ребёнка очень богата эмоциями, часто такими, которые в жизни ему ещё не доступны.

А.Н.Леонтьев считает, что в самой глубине генезиса игры, в самых её истоках имеются эмоциональные основания. Ребёнок отличает игру от действительности, в речи часто присутствуют такие слова «как будто», «понарошку». Но игровые переживание всегда искренне. Ребёнок не притворяется: мама по-настоящему любит свою дочку-куклу; водитель серьёзно озабочен тем, чтобы довезти пассажиров без аварии. С усложнением игры и игрового замысла чувства детей становятся более осознанными и сложными. Игра и выявляет переживания ребёнка и формирует его чувства. Когда ребёнок подражает космонавтам, он передаёт своё восхищение им , мечту стать таким же. И при этом возникают новые чувства: ответственность за порученное дело, радость и гордость, когда оно успешно выполнено. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребёнка.

Мастерство воспитателя заключается в том, что он творец и организатор детской игры. Главная задача педагога – овладеть  правильной организацией игры как самодеятельности ребёнка.

Игру надо организовать так, чтобы в ней предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям.

Педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребёнком представлений об образцах для подражания.  Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры ( люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения, спортсмены, артисты и т.д.)

Организуя игру, педагог продумывает средства игры. Если материал детской игры будет негибким, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью. Рост личности ребёнка требует, чтобы материал его игр позволял предъявлять его деятельности задачи, постоянно всё более усложняющиеся и самостоятельно решаемые.

Для воспитателя игра – это лаборатория познания своего воспитанника и возможность при умелом руководстве содействовать коррекции его личности.

Творчество педагога должно быть направлено на организацию игр так, чтобы воспитанник приводил их к результату – оценке и самооценке созданного образа. Тогда, понемногу усложняясь, игра будет постепенно приучать его ставить всё более отдалённые и устойчивые цели своей деятельности и тем самым перейдёт в форму саморазвития.

Заключение.

Таким образом, игра, которую задумал педагог для воспитания ребёнка, обязательно устремлена к нравственному уроку. Ибо оторвавшись от урока, она вырождается в пустую забаву, способную на время занять , но не образовать ребёнка. Но игра должна оставаться игрой – превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие.

Мастерство педагога и заключается в том, чтобы между обеими этими крайностями провести игру ребёнка.

Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как он может это сделать, - это пойти в школу.   

Кислица Людмила Анатольевна,  воспитатель  

  Наверх