Агеева Иоланта Станиславовна,
педагог – психолог,
МБДОУ № 40 «Светлячок»,
Ставропольский край,
г. Невинномысск
Материал для психологов
Тренинг для педагогов на тему: «Психогимнастика в тренинге»
Цель: личностное развитие и расширение сферы общей компетентности в вопросах эмоционального развития и психологии взаимоотношений.
Задачи: - развивать способности понимания состояний, свойств, качеств и отношений людей и группы в целом;
- снять физическую и эмоциональную напряжённость.
Физический разогрев.
Хорошая разминка – это приподнятое настроение, ощущение общности… Чтобы научиться быть хозяином своего тела, сохранить гибкость, подвижность и тела, и лица, снизить страх эмоционального проявления, что особенно важно, к примеру, при исполнении какой – либо роли (при подготовке спектаклей). Вы можете использовать эти упражнения и в работе со своими детьми в группе, на прогулке, или в перерывах между занятиями, при смене деятельности, как эмоциональную разрядку после интеллектуального и эмоционального напряжения.
Упражнение: «Предай».
Смысл упражнения в том, что, начиная с ведущего, каждый передаёт по кругу «нечто». Игроки то принимают, то передают, как эстафетную палочку:
- имя (называется имя ведущего, сосед слева повторяет его и добавляет своё. Следующий по очереди называет уже два прозвучавших имени и называет своё и т. д.);
- воображаемый предмет. Например, своему соседу я передал воображаемое яблоко. Как он догадался, что угощают его именно яблоком, а не стаканом чая? По форме моей кисти, удерживающей «яблоко», по тому, как я надкусил плод и с хрустом жую его… Предположим тема этой эстафеты определена как «Застолье». Тогда сосед, получив от меня фрукт, во – первых, назовёт его, а потом передаст своему соседу слева тоже что – то съедобное: банан, мороженное, конфету, стакан кока – колы… Угощаем друг друга, пока круг не замкнётся!
Всякий раз определяем тематику цепочки заранее: «Спортивные принадлежности», «Музыкальные инструменты», «Предметы быта», «Животные» и т. п.;
- «гримасу – настроение». Передаём друг другу гримасу. Изображаем мимически настроение и подкрепляем его соответствующими жестами! Договоримся, что, «принимая» от меня гримасу – настроение, сосед пытается назвать эмоцию «по имени».
Продолжаем круг. Это весело и очень полезно: даём мышцам лица поработать, ищем соответствие между настроением и «маской»…
Упражнение на развитие наблюдательской сенситивности.
Способствует развитию различительной слуховой чувствительности, позволяет участникам получить опыт, расширяющий их возможности ориентироваться в окружающем мире. Кроме того, это упражнение существенно улучшает настроение, снижает усталость участников.
Участники группы сидят по кругу.
Инструкция: «Сейчас каждый из вас получит карточку, на
которой написано название животного. Прочитайте, что на ней написано, но так, чтобы надпись видели только вы сами».
Тренер раздает карточки с названиями животных, например, «собака», «петух», «кошка», «медведь» и т. д. Название одного и того же животного должно быть написано на двух, трех или четырех карточках. Таким образом, в группе численностью 12 человек могут быть розданы карточки с названиями, например, четырех животных.
«Теперь закройте глаза. Мы все сейчас встанем и по моей команде начнем решать такую задачу: обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группы, прибегая только к одному средству — издавать звуки, соответствующие вашему животному. Открыть глаза можно будет только по моей команде. Начали».
Тренер не принимает участия в упражнении. Он наблюдает за его выполнением, обеспечивает безопасность участников, отмечает, какая группа собралась раньше других. Если кто-то из участников долго не может найти свою группу, например, это «собака», тренер может помочь ему, сказав, например: «У меня еще не все „собаки" собрались вместе».
После того как все участники нашли друг друга, тренер просит их открыть глаза и задает каждой группе вопрос: «Вы кто?». Это даст возможность убедиться, все ли оказались в своей группе.
Обсуждение упражнения: тренер: «Какая у вас была тактика в ходе поиска своей группы?».
Оказывается, что некоторые участники проявляют гораздо большую активность: они и сами издают звуки животного и в то же время слушают других. Две другие тактики преимущественно ориентированы на один из двух вариантов: они предпочитают сами молчать и только слушать, что происходит вокруг, двигаясь на звук «своих» животных. Другие издают звуки и ждут, когда их найдут.