Толмачева Валентина Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 23»
<!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE <!--[if gte mso 9]> <!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Times New Roman","serif";}Конспект занятия по экологии
для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Путешествие в глиняную страну».
Цели.
- Продолжать расширять и закреплять знания детей о глине, ее свойствах в сравнении с песком.
- Закреплять умение составлять небольшой связный рассказ о предмете.
- Развивать умение детей сравнивать, делать умозаключения.
- Активизировать словарь по теме.
Активизация словаря: липкая, пластичная, просачивается, обжигать, глазурь, глазированная, сыпучий.
Оборудование:
Раздаточный материал: подносы с глиной, песком, влажные салфетки.
Демонстрационный материал: предметы посуды, игрушки из глины разного цвета, одежда «гончара».
Предварительная работа.
1.Посещение музея (рассматривание предметов гончарной мастерской).
2.Беседа о работе гончара.
3.Лепка предметов из глины.
4.Рассматривание иллюстраций с изображением глиняных изделий.
Ход занятия.
Воспитатель в одежде гончара, со связкой глиняных горшков, входит к детям, здоровается.
-Давайте знакомиться! Скажите каждый свое имя (дети говорят).
-Очень приятно! А отгадайте, кто - я? (при колебании обращает внимание на глиняные горшки), ( дети: Гончар).
-Молодцы, догадались. А что делает гончар? (делает из глины посуду, игрушки)
- Правильно. Сегодня я вам расскажу, как появляется глина.
- Приглашаю вас в путешествие по моей глиняной стране.
-Дети, глина получается от разрушения камней гор. (Показ изображения гор).
- Как вы думаете, отчего горы разрушаются? (от дождя, солнца, ветра, мороза).
-Совершенно верно! Камни со временем превращаются в мелкие частицы: песок и глину, их становится все больше и больше, в земле образуются пласты глины разного цвета: коричневого, серого, белого и даже черного) . Называют их -полезные ископаемые ,как вы думаете, почему?(потому что их выкапывают из земли и они полезные, нужные).
-Глину выкапывают, -добывают и делают полезные предметы.
-Я знаю, вы тоже лепите из глины.
Наше путешествие продолжается. Приглашаю вас в гончарную мастерскую, присаживайтесь, пожалуйста, за столы!
-Посмотрите, потрогайте. Что лежит на вашем подносе?(песок)
-Какой он? (желтый, сухой, сыпучий)
-Почему - сыпучий? ( потому. что он сыпется.)(закрепление словаря)
-Что в другом подносе? (глина)
- Рассмотрите ее, - какая она ? (сухая, твердая, плотная, холодная).
-Чем глина отличается от песка? (Закрепление: глина не сыпется, а крошится. Песок-сыпучий).
-Сейчас мы с вами проведем опыт и узнаем, что происходит, когда мы льем воду.
-Осторожно возьмите воду и полейте немного на песок.
-Что произошло с водой?(вода исчезла, впиталась...)
-Да, дети, вода прошла, просочилась сквозь песок (закрепление, активизация словаря)
-А теперь осторожно полейте воду на глину.
-Где вода? (сверху осталась).
-Что можно сказать о песке и глине ? (песок пропускает воду лучше, а глина-хуже)
-Потрогайте пальцами сырую глину. Почему же она плохо пропускает воду?(выясняем)
-Да, дети, присмотритесь, как плотно прилегают частицы глины друг к друг, потому что она... (закрепление, активизация словаря)
Что можно сказать о сырой глине? Какая она? (мягкая, липкая, пластичная,...)Уточняем значение слов, закрепляем.
-Продавите пальчиком глину и попробуйте его вытащить. Что вы почувствовали? (застрял, плохо вытаскивается...)
-Что про сырую глину можно еще сказать?...
-Она вязкая ! (проверьте двумя пальцами, проговаривайте:-Вяз-ка-я, вяз-ка-я).
-Так в старину месили ногами глину, а потом ею обмазывали свои избы, жилища.
-Возьмите салфетки и хорошо вытрите пальцы.
-Выходите, становитесь в круг. Попробуйте тоже стать гончарами, делайте как я!
-Что я делаю?(месите глину)Выполняем движения, проговариваем: лепим, раскрашиваем, ставим в печь обжигать(закрепляем),покрываем глазурью(закрепляем).
-Молодцы! Получатся из вас гончары!
-Так и быть, отведу вас в гончарную лавку. Как вы думаете - что это такое? (уточняем, закрепляем)
-Ах, неприятность! Дождик прошел! Вот две тропинки: песчаная и глиняная, по какой пойдем?
-Почему по песчаной? (уточняем, подходим к лавке).
-Вот, посмотрите, сколько у меня тут всего! Я сегодня буду продавцом. Только продам я тому ,кто скажет : что ему нужно ,из чего это ,как это делали и для чего предмет. Прошу соблюдать в моей лавке тишину!
-Кто первый желает?(3-4 рассказа)
-Какие у меня сегодня воспитанные и активные покупатели. Молодцы, приходите еще!
Итог занятия:
-Лавка закрывается.
-Путешествие наше подходит к концу.
-Расскажите, где вы побывали сегодня? Что нового вы узнали? Вам понравилось путешествие? Расскажите родителям и друзьям о том, что вы сегодня узнали.(закрепление знаний, словаря).