Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.,
воспитатели,
МАДОУ «Детский сад № 109»,
г. Череповец
Проект «Воздух, огонь, земля и вода –
4 стихии волную меня»
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают
способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,
оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне
в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»
К. Е. Тимирязев
Актуальность
В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется
Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.
Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека
Информационная карта проекта
Вид проекта:
по тематике и способам реализации:познавательно-исследовательский
по составу участников: групповой
по срокам реализации: средней продолжительности (1 месяц)
Авторы: Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.
Участники: воспитанники разновозрастной группы-Монтессори №7 (все желающие), педагоги и родители.
Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.
Задачи:
1) формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.
2) привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.
3) развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты
Внешние продукты
- создание книжки «4 стихии»
- оформление выставки рисунков и поделок
Внутренние продукты
Дети: сформированность знаний о неживой природе, расширение представлений детей об окружающем мире через экспериментирование, развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, развитие познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение, социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.
Этапы проекта
На изучение каждой стихии было отведено по 1 неделе.
1) Подготовительно-организационный
- выявление первоначальных знаний детей о воздухе, воде, земле и огне
- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми
- Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме
- подбор материала, изготовление экологических игр;
- создание мини - лаборатории;
- подобрать дидактические игры и пособия
-загадки о воздухе
- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.
- знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов
- составление картотеки опытов с воздухом и водой
- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.
2) Формирующий:
1 неделя: «Воздух»
Непосредственно образовательная деятельность
Круг с просмотром презентации «Невидимка воздух» (совместно с педагогом - Монтессори)
Круг «Где можно найти воздух? » (ознакомление с окружающим + опытническая работа). (совместно с педагогом- Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Значение ветра в природе” (совместно с педагогом- Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Ветер наш враг или друг? » (совместно с педагогом- Монтессори)
Рисование: младшие монотипия «Нарядные бабочки»
Старшие: «Самолет»
Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер
Лепка: младшие «Бабочка-красавица», старшие «Вертолет»
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».
- Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»
- Пробуждающая гимнастика «Пилоты»
- Дидактические игры:«Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».
- Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе
- Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта
- Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»
- Рассматривание сказочных иллюстраций
- Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»
Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)
- Произведения художественной литературы:
С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».
Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:
-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.
-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);
-Определение силы ветра по деревьям
-Запускание воздушного змея.
Опытно - экспериментальная деятельность
Опыт №1. «Где спрятался воздух? »
Опыт №2. «Как увидеть воздух? »
Опыт №3. «Воздух - невидимка»
Опыт №4. «Движение воздуха»
Опыт №5. «Имеет ли воздух вес? »
Опыт№6. «Опыт с апельсином»
Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»
Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.
Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух? », «Из чего состоит воздух? », «Что такое воздух? », Смешарики «Воздух для вдохновения»
2 неделя: «Вода»
Непосредственно образовательная деятельность
Круг с просмотром презентации «Вода вокруг нас»
(совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Свойства воды»
(совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации « Вода – наше богатство»
(совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Природные явления»
(совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Берегите воду»
(совместно с педагогом-Монтессори)
Рисование: «Я рисую море – голубые дали…», «Крошки- осьминожки» коллективная работа), «Рыбки»(восковыми мелками)
Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Стайка дельфинов»,
Конструирование: «Круговорот воды»
Лепка: «Ручеек и кораблик» (младшие), «На дне морском» (сюжетная по представлению)
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»
- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки», «Какая разная вода», «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?», «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».
- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.
- Утренняягимнастикапловцов, моряков.
- Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», "Караси и щука», «Переправа»
- Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег), с различными видами водоемов.
- Загадки, поговорки, стихи о воде.
Произведения художественной литературы:
А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая?» карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.
- Наблюдения на прогулках
- Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Опытно-экспериментальная деятельность
«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, цвета, запаха», «Разноцветная водичка», «Тонет – не - тонет», «Вода - жидкая», «Что растворяется в воде»
«Вода не имеет формы», «Пар - это тоже вода», «Лед - твердая вода», «Лед легче воды», «Горячая - холодная».
Викторина «Что я знаю о воде?»
3 неделя: «Огонь»
Непосредственно образовательная деятельность
Круг с просмотром презентации «Стихия - огонь» (совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Огонь – друг»
Круг с просмотром презентации «Огонь – враг» (совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Профессия – пожарный» (совместно с педагогом-Монтессори)
Рисование: «Вечерний свет в окошках» (старшие), «Огонь» (монотипия) (младшие)
Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)
Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор) (младшие), «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал)
Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
- Стихи, загадки, пословицы об огне
- Физминутка: «Пламя костра»
- Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"
"Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»
- Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер
- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»
- Чтение художественной литературы:
А. Гайдар «Горячий камень», Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.
- Оформление брошюры с фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе), «Огонь – друг, огонь –враг»
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой
Опыт №2. Наблюдение за горением предметов
Опыт №3. «Чем можно потушить огонь»
Опыт 4. «Почему огонь погас?»
4 неделя: «Земля»
Непосредственно образовательная деятельность
Круг с просмотром презентации «Почва – живая земля» (совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Подземные кладовые» (совместно с педагогом-Монтессори)
Круг с просмотром презентации «Природные явления» (совместно с педагогом-Монтессори)
Рисование: «Загадки с грядки», «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж» (старшие), «Яблочко с листочком и червячком», (младшие)
Аппликация: «Яблоко с листочком», «Золотые подсолнухи»
Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная), лепка из глины различных фигурок, из теста «Горы».
Совместная образовательная деятельность в режимных моментах
Наблюдения и опыты:
«Какие камушки?»
«Можно ли менять форму глины и камня?»
«Песочная страна» (свойства песка)
«Сравним свойства глины и песка»
«Цветной песок»»
«Как происходит извержение вулкана? »
- Стихи, загадки, пословицы о земле
- Сюжетно-ролевая игра «Археологи»
- Рассказ о труде геолога, шахтера
- Рассматривание различных видов почв
- Посадка огорода на подоконнике (лук)
- Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»
- Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы? », П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов "Узоры на песке", Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки? »
- дидактические игры «Ящик ощущений», «Вершки-корешки», «Запрещается - разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото», игры – лабиринты;
- рассматривание коллекции камней и минералов
Опытно-экспериментальная деятельность
ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»
ОПЫТ№2 «В почве есть вода»
Работа с родителями
Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»:
1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;
2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;
3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»
4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле: стихи, пословицы, загадки, игры.
Вывод:
Проект был реализован с детьми разновозрастной группы.
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Итогом проекта: оформление книжки «4 стихии», оформление выставки поделок и рисунков.