E-mail:
 
Детские творческие конкурсы
  Хамето Ева, 13 лет, «Полевые цветы»
 Гайдукова Юлия, 14 лет, "Мудрая"
 


Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031



Подписаться на рассылку

рассылка

Подписаться



Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н., воспитатели

Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.,

воспитатели,

МАДОУ «Детский сад № 109»,

г. Череповец

Проект «Воздух, огонь, земля и вода –

4 стихии волную меня»

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел»

К. Е. Тимирязев 

Актуальность

В наше время многие люди живут в городах и потеряли связь с природой. В итоге изменилось и поведение. Люди стали брать от природы всё, ничего не отдавая ей взамен. Человек не чувствует природы, не контактирует с ней. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется

 Для того чтобы научить детей правильно относиться к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.

Педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.

Опыты, которые проводят дети, способствуют формированию познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о неживой природе, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения.  Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении неживой природы в жизни человека

Информационная карта проекта

Вид проекта:

по тематике и способам реализации:познавательно-исследовательский

по составу участников: групповой

по срокам реализации: средней продолжительности (1 месяц)

Авторы: Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.

Участники: воспитанники разновозрастной группы-Монтессори №7 (все желающие), педагоги и родители.

Цель: способствовать формированию представлений, знаний о неживой природе.

Задачи:

1)        формирование основ экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с неживыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом; формирование представлений о явлениях окружающего мира; показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир.

2)        привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды.

3)         развитие умений наблюдать за явлениями неживой природы, стремление к самостоятельному получению знаний опытным путем; развитие аналитического мышления (поисковая деятельность в ходе решения проблемы, самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы); развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм; охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты

Внешние продукты

- создание книжки «4 стихии»

- оформление выставки рисунков и поделок

Внутренние продукты

Дети: сформированность знаний о неживой природе, расширение представлений детей об окружающем мире через экспериментирование, развитие умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов, развитие познавательных способностей: развитие мыслительных способностей анализ, классификация, сравнение, обобщение, социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность, формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.

Педагоги: осуществляют инновационную деятельность; повышают профессиональный уровень.

Этапы проекта

На изучение каждой стихии было отведено по 1 неделе.

1)      Подготовительно-организационный

- выявление первоначальных знаний детей о воздухе,  воде, земле и огне

- информирование родителей о предстоящем проекте, беседы с родителями о необходимости приобретения детьми навыков социального общения со взрослыми

- Подобрать методическую научно-популярную и художественную литературу, иллюстративный материал по данной теме

- подбор материала, изготовление экологических игр;

- создание мини - лаборатории;

- подобрать дидактические игры и пособия

-загадки о воздухе

- подобрать материалы, игрушки, атрибуты для игровой деятельности.

- знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов

- составление картотеки опытов с воздухом и водой

- создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т. д. ; утилизированный материал:, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл) ; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи.

2)      Формирующий:

1 неделя: «Воздух»

Непосредственно образовательная деятельность

Круг с просмотром презентации «Невидимка воздух» (совместно с педагогом - Монтессори)

Круг «Где можно найти воздух? » (ознакомление с окружающим + опытническая работа). (совместно с педагогом- Монтессори)

Круг с просмотром презентации  «Значение ветра в природе” (совместно с педагогом- Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Ветер наш враг или друг? » (совместно с педагогом- Монтессори)

Рисование: младшие  монотипия «Нарядные бабочки»

Старшие: «Самолет»

Конструирование из бумаги «Вертушка», «Самолет», воздушный змей, парашюты, бабочки, флюгер

Лепка: младшие «Бабочка-красавица», старшие «Вертолет»

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на воздушном шаре», «Летчики», «Путешествие на парусном корабле».

- Подвижные игры в группе и на прогулке: «Солнышко и тучка», «Одуванчики», «Обгони ветер», «Пузырь»

- Пробуждающая гимнастика «Пилоты»

- Дидактические игры:«Что лишнее?», «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена».

- Обсуждение пословиц и поговорок о воздухе

- Раскрашивание раскрасок с изображение воздушного транспорта

- Разучивание физминутки «Ветер дует нам в лицо….»

- Рассматривание сказочных иллюстраций

 - Слушание: звуков ветра, музыки ветра (колокольчики) Создание образов в движении под музыку: танец ветерка, смерча, «Деревья на ветру», «Мельница»

Ознакомление с духовыми музыкальными инструментами (дудочка, губная гармошка, свистульки)

- Произведения художественной литературы:

С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», А. Барто «Эти капризы», С. Михалкого «Три ветра», С. Жупанин «Нарисую ветер», М. Джалиль «Вольные ветры», Н. Матвеева «Дуб и ветер».

Наблюдения за природными явлениями на прогулке, связанными с воздухом:

-Наблюдение за воздухом, за полётом птиц, самолётов, вертолётов.

-Наблюдение за растениями с летающими семенами (Береза, клен, тополь, ясень, сосна, ель, липа);

-Определение силы ветра по деревьям

-Запускание воздушного змея.

Опытно - экспериментальная деятельность

Опыт №1. «Где спрятался воздух? »

Опыт №2. «Как увидеть воздух? »

Опыт №3. «Воздух - невидимка»

Опыт №4. «Движение воздуха»

Опыт №5. «Имеет ли воздух вес? »

Опыт№6. «Опыт с апельсином»

Опыт №7. «Кто надует пузырь больше»

Опыт №8 «Парусный кораблик» - установить, что паруса «ловят» ветер.

Познавательные мультфильмы: «Зачем нужен воздух? », «Из чего состоит воздух? », «Что такое воздух? », Смешарики «Воздух для вдохновения»

2 неделя: «Вода»

Непосредственно образовательная деятельность

Круг с просмотром презентации «Вода вокруг нас»

(совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Свойства воды»

(совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации « Вода – наше богатство»

(совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Природные явления»

(совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Берегите воду»

(совместно с педагогом-Монтессори)

Рисование: «Я рисую море – голубые дали…», «Крошки- осьминожки» коллективная работа),  «Рыбки»(восковыми мелками)

Аппликация: «Рыбки играют, рыбки сверкают», «Стайка дельфинов»,

Конструирование: «Круговорот воды»

Лепка: «Ручеек и кораблик» (младшие), «На дне морском» (сюжетная по представлению)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Сюжетно-ролевые игры «Моряки», «Постираем белье для кукол»

- Дидактические игры: «Кто живет в воде?», «Тонет – не тонет», «Вода бывает разной», «Моем наши ручки»,  «Какая разная вода»,  «Разрезные картинки», «Плавает, не плавает» «Путешествие кораблика», «Где спряталась вода?»,  «Маленькие человечки», «Хорошо - плохо».

- Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”.

Утренняягимнастикапловцов, моряков.

-  Подвижные игры: «Ручеек», «Лягушки и цапля», «Удочка», "Караси и щука», «Переправа»

-  Рассматривание атласа–карты Земли, глобуса; иллюстраций с различным агрегатным состоянием воды (пар/газ, лед/снег), с различными видами водоемов.

- Загадки, поговорки, стихи о воде.

Произведения художественной литературы:

А. Ефремов «Капля, речка, океан», А. Введенский «Река», В. Иваненок «Домик в море», «Почему вода в море соленая?» карельская сказка, Б. Заходер «Что случилось с водой» и др.

 - Наблюдения на прогулках

-  Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Опытно-экспериментальная деятельность

«Вода прозрачная», «У воды нет вкуса, цвета, запаха», «Разноцветная водичка», «Тонет – не - тонет», «Вода - жидкая», «Что растворяется в воде»

«Вода не имеет формы», «Пар - это тоже вода», «Лед - твердая вода», «Лед легче воды», «Горячая - холодная».                                 

Викторина «Что я знаю о воде?»   

3 неделя: «Огонь»

Непосредственно образовательная деятельность

Круг с просмотром презентации «Стихия - огонь»  (совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Огонь – друг»

Круг с просмотром презентации «Огонь – враг» (совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Профессия – пожарный» (совместно с педагогом-Монтессори)

Рисование: «Вечерний свет в окошках» (старшие), «Огонь» (монотипия) (младшие)

Аппликация: дизайн-проект «Красивые светильники» (аппликация из ткани + декоративное рисование)

Конструирование: «Кошкин дом» (конструктор) (младшие), «Красивые подсвечники» (тесто + бросовый материал)

Лепка: «Тили-тили-тили бом» (коллективная)

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

- Стихи, загадки, пословицы об огне

- Физминутка: «Пламя костра»

- Дидактические игры: "Слушай внимательно", "Угадай профессию"

"Разложи по порядку", "Собери картинку", «Огнеопасные предметы», «Подумаем вместе», «Доскажи словечко», «Найди ответ», «Как делать нельзя»

- Слушание: звуки огня, Создание образов в движении под музыку: «Танец огня в свече, в печи», «Разгорающийся и затухающий костер

- Сюжетно-ролевая игра: «Мы пожарные»

- Чтение художественной литературы:

А. Гайдар «Горячий камень»,  Житков Б., интересные странички: Как люди добывают огонь? Когда появились первые пожарные команды? Почему огонь тушат водой, Житков Б., "Пожар в море", Житков Б., "Дым" и др.

- Оформление брошюры с  фотографиями, иллюстрациями, рисунками (проявления огня в природе), «Огонь – друг, огонь –враг»

Опытно-экспериментальная деятельность

Опыт №1. Наблюдение за горящей свечкой

Опыт №2. Наблюдение за горением  предметов

Опыт №3. «Чем можно потушить огонь»

Опыт 4.  «Почему огонь погас?»    

4 неделя: «Земля»

Непосредственно образовательная деятельность

Круг с просмотром презентации «Почва – живая земля» (совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Подземные кладовые» (совместно с педагогом-Монтессори)

Круг с просмотром презентации «Природные явления» (совместно с педагогом-Монтессори)

Рисование: «Загадки с грядки», «Камни бывают разные», «Извержение вулкана», «Горный пейзаж» (старшие), «Яблочко с листочком и червячком»,  (младшие)

Аппликация: «Яблоко с листочком», «Золотые подсолнухи»

Лепка: «Чудо-дерево» (коллективная), лепка из глины различных фигурок, из теста «Горы».

Совместная образовательная деятельность в режимных моментах

Наблюдения и опыты:

«Какие камушки?»    

«Можно ли менять форму глины и камня?»

«Песочная страна» (свойства песка)

«Сравним свойства глины и песка»

«Цветной песок»»  

«Как происходит извержение вулкана? »

- Стихи, загадки, пословицы о земле 

- Сюжетно-ролевая игра «Археологи»

- Рассказ о труде геолога, шахтера

- Рассматривание различных видов почв

- Посадка огорода на подоконнике (лук) 

- Подвижные игры: «Мы-песчинки», «Разрушение горы»

- Чтение художественной литературы: Наби Хазри «Спят ли горы? », П. Бажов «Каменный цветок», «Серебряное копытце», Н. Байрамов "Узоры на песке", Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка», В. Бианки «Лис и мышонок», Н. Рыжова «О чем шептались камушки? »

- дидактические игры «Ящик ощущений», «Вершки-корешки», «Запрещается - разрешается», «Да–нет», разрезные картинки, «Живое-неживое», «Лото», игры – лабиринты;

- рассматривание коллекции камней и минералов

Опытно-экспериментальная деятельность

ОПЫТ №1. «В почве есть воздух»

ОПЫТ№2 «В почве есть вода»              

Работа с родителями

Оформление в родительском уголке рубрики «Экспериментируем дома»:

1) Консультация «Как организовать экспериментальную деятельность дома»;

2) Подборка практического материала для использования опытов дома, совместно с детьми «Опыты на кухне»;

3) Оформление в родительском уголке фотовыставки «Наши интересные дела»

4) Подборка материала о воздухе, воде, огне и земле: стихи, пословицы, загадки, игры.

Вывод:

Проект был реализован с детьми разновозрастной  группы.

После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению четырех стихий, у детей стойко сформировалось представление о воздухе, воде, земле и огне, их свойствах и значении для жизни живых организмов (человека, животных, растений); сформированы знания о пользе и вреде, которые могут принести стихии людям. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

Итогом проекта: оформление книжки «4 стихии»,  оформление выставки поделок и рисунков.

Ковалева М.П., Комарова Е.В., Тяпушина О.Н.,  воспитатели  

  Наверх