Жирова Марина Георгиевна,
учитель-логопед
МБДОУ №1 «Аленушка»
г. Константиновск (Ростовская область)
«Творческое составление сказок
(для детей с ТНР старший дошкольный возраст)»
Тема: «Угадай сказку»
Цель:
- обучение творческому рассказыванию, уточнить знание русских народных сказок, а также сказок других народов, учить отвечать на вопросы, используя строки из сказок;
- учить рассказывать «свои» сказки;
- развивать творческое воображение, память, грамотную речь, умение выражать связно мысли и правильно строить предложения;
- воспитывать любовь к русским народным сказкам, художественному слову.
Материал.
Игрушки: девочка, мальчик, елочка, гусь, домик (можно предметные картинки, магнитные картинки или изображения на фланелеграфе), сундучок, магниты, фломастер-маркер для доски, магнитная доска, технические средства для записи речи детей.
Ход:
- Заинтересовывающий момент: игрушки в коробке и под салфеткой.
- Сообщение цели занятия: угадаем сказки и сочиним «свою» сказку.
- Постепенное выставление картинок (игрушек) на стол (магнитную доску) с наводящими вопросами:
1 картинка: достают елку
– Что это? (елка, лес)
– В каких сказках есть лес? («Айболит», «Лиса и волк», «Белоснежка и 7 гномов», «Буратино», «Красная шапочка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Гуси-лебеди», «Колобок», «Золушка», «Заяц-хвастун», «Спящая красавица», «Бычок-смоляной бочок»)
– Можно узнать по этой картинке сказку? (Убеждаемся с детьми что нет, нельзя отгадать)
2 картинка: достают избушку (домик)
– Что это? (домик, избушка)
– В каких сказках есть избушки? («Теремок», «Заюшкины слезы», «Колобок», «Кот, петух и лиса», «Красная шапочка», «Три поросенка» и т. д.)
– Можно догадаться какая сказка по этой картинке? (Убеждаемся, что нет, нельзя отгадать)
3 картинка: достают игрушку-девочку
– Кто это? (девочка)
– В каких сказках есть девочки? («Красная Шапочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Три медведя», «Снегурочка»
– Можно точно узнать сказку по этим игрушкам? (Убеждаемся, что нет, нельзя отгадать)
4 картинка: достают изображение гуся
– Кто это? (гусь, лебедь)
– В каких сказках есть гуси? («Гуси-лебеди», «Кривая уточка», «Серая шейка», «Дикие лебеди»). Совместно с детьми решаем, что это одна из этих сказок. Выбираем какая именно.
- Сочинение сказки по синхронно рисуемым схемам на магнитной доске (методика «опорных сигналов»).
Разьяснение: – Дети, мы будем вместе составлять сказку, можно использовать в ней тех сказочных персонажей, что и в сказке «Гуси-лебеди» (или называется та сказка, которую выбрали дети), а можно добавлять своих «героев».
1 вариант:
Вопросы:
– Что мы нарисуем в первом квадратике? (варианты ответов детей)
Например: дом. Чей это будет дом? Кто в нем живет? Дом в лесу или в деревне? Если дом в лесу, то кто там живет: человек или какое-то животное? Доброе или злое?
– Что мы нарисуем во втором квадрате?
Например: девочку. Как ее зовут? Что она делает в лесу? Кого она там встретит? (гусей) Они будут добрые или злые? Куда они летели? Может они решили улететь от Бабы Яги? И т. д.
2 вариант:
Вопросы:
– Что мы нарисуем в первом квадрате? (девочку)
– Куда она шла? Кого встретила? И т. д.
5) По вопросам и ответам детей зарисовывается схема сказки и составляется совместный рассказ.
6) Рассказ-сочинение обобщается взрослым. Затем дети рассказывают по «цепочке» (по окошкам).
Примеры составления сказок.
Посмотреть всю работу (нажмите здесь)